История старой фотографии
Спас сорок человек
Фото приблизительно 1930 года – г.Верхнеудинск, совещание председателей сельских и сомонных советов (Агинский аймак в то время входил в состав БурАССР). Рассказывает Жаргал Балданович Базарбанин, врач-рентгенолог из пос.Могойтуй.
«На фото в кружочке – мой дед Балдан Балбаров. В публицистической статье ученого-историка, краеведа-документалиста А.О.Баринова, соавтора «Книги памяти жертв политических репрессий в Восточном Забайкалье» упоминается о Балбарове Балдане с некоторыми неточностями в написании фамилии: в тот период документы составлялись в спешке, не всегда грамотно и разборчиво. Видимо, в документах архивного дела его фамилия написана с искажениями, как Балбарсов Балдан. Александр Баринов упоминает о Балбарцеве Балдане, как о человеке, избежавшем с 40 тургинскими бурятами политических репрессий 1931 года.
Эта большая группа людей во главе с Балбаровым Балданом ушла за границу. Весной 1931 года прошлого столетия случилось крупное ЧП областного масштаба - был сорван план по переселению в ссылку раскулаченных «кулаков» в красноярские лагеря ГУЛАГа. Вот как это было.
Балбаров Балдан (29 лет, 1931 год) был грамотным человеком: владел русским и старомонгольским письменным языками (в хошунном совете делопроизводство велось на двух языках). Окончил четырехклассную Цугольскую волостную школу, работал секретарем Адун-Челунского хошунного совета. По роду своей работы был очевидцем выполнения плана по составлению списков раскулаченных людей, их осуждению, отправке в ссылку. Большинство - семьи середняков тургинских бурят. Репрессируемых готовили к ссылке в леспромхозы, лесоучастки и на лесосплав Красноярского края. Местом сбора репрессируемых выбирались ст. Бырка или разъезд 79 - так называемые «красные казармы».
Балбаров Балдан, секретарь Адун-Челунского хошунного совета, знал этих людей и внутренне был не согласен с репрессиями. Он предупредил о предстоящем всех репрессируемых тургинских бурят, и они, выбрав удобный момент, ушли за кордон - в местность Шэнэхээн Внутренней Монголии. Из-за срыва отправки «ссыльного» эшелона подозрение пало на секретаря хошунного совета. Узнав о готовящемся аресте, он тайно покидает родные края. Таким образом, мой дед Балдан Балбаров спас от репрессий весной 1931 года 40 тургинских бурят, считай, от гибели в красноярских лагерях ГУЛАГа.
Позже, в 1945 году, его на выездном военном трибунале Читинской области в городе Хайларе оправдали, но от добровольного возвращения на родину он отказался. Сейчас можно понять нашего деда: он остерегался продолжения политических репрессий. А добровольно поехавшие люди с эшелоном осужденных забайкальцев – казаков и бурят - еще десять лет отбывали ссылку в Казахстане. Кто возвратился, а большинство погибли в лагерях. В 30-40-е годы, во время проживания во Внутренней Монголии, деда приглашают на работу сомонным зайсаном в Шэнэхээне. С высоты сегодняшнего дня видение нашей забайкальской истории - событий начала 30-х годов прошлого столетия - уже иное. Поступок Балбарова Балдана можно оценить как положительный: отказался работать во властных структурах, участвовавших в политических репрессиях русского казачества, крестьян, бурят в Забайкалье. В 1937 году будет репрессирован его родной брат Ширэ-Дарма, священнослужитель Цугольского дацана, не пожелавший покидать родные края. Мать моей учительницы, отличника народного образования РСФСР Антонины Болотовны Пильжитовой Пильжит- х\гшэн в 1980-е годы жила у дочери в с.Цаган-Оль. Она и рассказала моей матери Балме Баясхалановой о нашем дяде Ширэдарма- ламе. В 1937 году Пильжит-х\гшэн искала своего мужа в читинской тюрьме, найти его не смогла, но видела нашего дядю Ширэдарма-ламу и разговаривала с ним. Он вполголоса рассказал, что каждую ночь уводят на расстрел одного - двух человек, скоро наступит и его очередь. В живых остались родная мать, сестра Рыгжит и семья Балдана Балбарова. Наш отец, Базарбани Балданов, двух своих внуков назовет в память о своем отце и его родном брате именами Балдан и Дарма».