Главная » 2021 » Март » 4 » История православия в Аге

История православия в Аге

04.03.2021 в 12:57 просмотров: 598 комментариев: 0 Власть и общество

Когда бы освящен Свято-Никольский храм?

Пандемия коронавируса внесла кардинальные изменения в политическую, общественную, экономическую и частную жизнь россиян, в том числе, и жителей нашего Агинского округа. Недавно из печати вышел «Путеводитель по Агинскому Бурятскому округу», подготовленный в преддверии международного бурятского фестиваля «Алтаргана». Коротко, но красочно и ярко в ней рассказывается о достопримечательностях степной Аги, традициях и обычаях живущих здесь людей. И в окружном центре есть на что посмотреть. Один из таких объектов – златоглавый Свято-Никольский храм в самом центре поселка. 

В «Календаре дат и событий», опубликованном в газете «Агинская правда» в №20-21 от 18 февраля, отмечено, что в этом году храму исполняется 125 лет. Именно столько лет назад, в 1896 году, был заложен первый камень в основание новой, каменной церкви.
Но задолго до этого в селении Ага уже существовала православная церковь. Как повествуют специальные издания Читинской и Краснокаменской епархии,  первая деревянная церковь в Агинском была построена в 1859 году (по другим данным – в 1856).Она имела один престол во имя святителя Николая Чудотворца. До этого, с конца восемнадцатого века, немногочисленные православные первопоселенцы собирались в доме Федора Наумова, весьма грамотного, хорошо знавшего Библию и Евангелие человека. Жители селения считали его дом первым молитвенным домом, а хозяина - первым проповедником. С 1817 года Агинское время от времени посещали священники Даурской православной миссии. Официально, согласно Энциклопедии Забайкалья, Агинский миссионерский стан образован в 1862 году при Агинской степной Думе.
Разговоры о строительстве православной церкви заходили неоднократно, но всякий раз упирались в проблемы, связанные с финансированием. Лишь в 1848 году агинский лама Буржиев подал прошение, в котором просил разрешения у начальства о постройке в селении Агинское православной часовни. Вскоре такое разрешение было получено, но с оговоркой изыскать возможность вместо часовни построить церковь. Предложение было принято, но из-за внезапной смерти ламы ему так и не суждено было сбыться. Только спустя восемь лет, в 1856 году (или в 1859?) стараниями исправника Казом-Бекина на пожертвования преимущественно от агинских инородцев в селении была сооружена деревянная церковь и освящена в том же году Преосвященным Евсеем Архиепископом Иркутским во имя Святителя Николая Чудотворца. Церковь находилась с северной стороны ныне действующего Свято-Никольского храма. Рядом с церковью располагалось кладбище, на котором хоронили наиболее почитаемых людей. С противоположной стороны находилась ярмарочная площадь, куда в начале зимы съезжался торговый люд из Читы, Нерчинска и других селений. Как утверждают архивные документы, в то время при церкви было 11 домов, в которых проживали 48 православных верующих. За церковью закреплялось пять десятин приусадебной и пятьдесят десятин сенокосной земли. В первые годы пастырские обязанности справлялись священниками соседней Тыргетуевской церкви, что находилась в 70 верстах от селения Агинское, и других близлежащих церквей. В 1862 году в Агинскую Николаевскую церковь после окончания Казанской духовной академии священником назначен Григорий Литвинцев, прослуживший до 1873 года. При нем был обновлен иконостас Николаевской церкви. 
Им также было подано прошение в Читинское отделение епархиального училищного Совета о строительстве здания и открытии при церкви приходской школы. Позднее деньги на это были отпущены, но построена и официально открылась школа только в 1884 году (находилась в добротном деревянном доме напротив церкви, потом там располагался краеведческий музей).
В 1891 году в Агинской Николаевской церкви появился псаломщик, переведенный из соседней Тыргетуевской церкви. Священником стал Николай Скорняков - выпускник Иркутской духовной семинарии. Священник Николай прослужил недолго, в 1895 году он переведен в другую церковь, а вместо него назначен Николай Шастин. Именно при нем на стыке двух веков будет заложен первый камень в основание нового каменного Свято-Никольского храма, в строительстве которого неоценимую роль сыграл большой знаток тибетской медицины, искусный дипломат, опытный царедворец Петр Александрович Бадмаев. 
Итак, в 1896 году началось непростое строительство каменного храма, длилось оно в течение семи лет, закончилось в 1903 году. И существующая дата освящения храма – 16 августа 1905 года – неверная. Почему? Потому что есть свидетель того знаменательного события. 
В «Забайкальских епархиальных ведомостях», №19 от 1 октября и в №20 от 15 октября 1903 года, опубликована интересная корреспонденция под названием  «Агинский миссионерский храм. Его постройка и освящение». Автор ее – священник Иннокентий Томилин, который был непосредственным свидетелем ритуала освящения Агинского православного храма. Думается, сегодняшнему читателю будет интересно узнать, что происходило в Агинском 118 лет тому назад… (из текста убраны старые буквы «ять», «еры», «фита» и некоторые неиспользуемые грамматические формы. В сокращении).
«Со ст.Могойтуй Забайкальской железной дороги идет обывательский тракт в селение Агинское Читинского уезда. Расстояние в 35 верст (верста – 1,0668 км). Дорога идет степью. Верст за десять до селения взор путника, наскучившим однообразием степи, невольно останавливается на белом предмете, видимом на горизонте. По мере приближения к селению белый предмет растет, начинают выделяться корпус, куполы и главы, золотом горят кресты... «Это наш храм», радостно думает русский путник и сосредоточивает на нем взор и внимание. Вот, наконец, пред вами - белокаменный, стройный, с высокой красивою колокольней, двуглавый, с высокими вызолоченными крестами, окруженный вобщем невзрачными домиками сравнительно небольшого селения», - так начинается это повествование.
«Обширная сибирская степь залегла кругом его; кочуют по ней буряты ламаиты. Очень несложна, почти первобытна жизнь этих детей природы в их юртах, разбросанных небольшими кучками по широкой степи. Только в одном направлении от Агинского селения ближайшее русское село в 50 верстах, а в других - нужно проехать от 80 до 100 верст. Сердце радуется, встречая в этой бурятской степи величественный и красивый Православный Храм! Но забьется еще большею радостию и наполнится чувством глубокой благодарности к строителям храма, когда взглянешь внимательно вдаль по степи от храма и селения Агинского.Там вдали видится иной блеск, высятся иные верхи, иныя здания вырисовываются на горизонте; там святыня ламаитов – агинский дацан, богатый и многолюдный по числу лам и учиников их, со множеством построек, поражающих непривычный взгляд своим хаотическим размещением, нестройным видом. Еще так недавно дацан этот гордо возвышался и смотрел на окружающую степь один, как бы свидетельствуя о господстве буддизма; малой, бедной и невзрачной, в сравнении с ним, казалась старая деревянная Агинская церковь; мог гордится буддист, а православным оставалось тосковать и обижаться...Теперь не то: величественный, стройный, белокаменный православный храм высоко вознес здесь главу свою, а на ней святой крест. 
Инициатором постройки каменного храма в селении Агинском был интеллигент из местных бурят, ныне живущий в Петербурге, доктор медицины, Петр Лександрович Бадмаев, известный Забайкалью между прочим по своему «Торговому Дому». По инициативе г.Бадмаева, в 1896 году 19 мая Преосвященнейшим Георгием была совершена закладка каменнаго храма в Аге. Храм заложен был в честь и славу Святителя и Чудотворца Николая Мирликийскаго, в память священнаго Коронования ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ, ныне благополучно царствующих Государя и Государыни.
Эта закладка носила весьма торжественный характер. Стечение окрестных бурят было большое. Для почетных гостей были устроены палатки, задрапированные в желтое - священный цвет ламаитов. Всем собравшимся было предложено обильное угощение. 

З.Баранова, п.Агинское.

Продолжение следует...

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES