Главная » 2016 » Июль » 31 » История Агинского дацана

История Агинского дацана

31.07.2016 в 14:44 просмотров: 1504 комментариев: 0 Власть и общество

Сведения о прошлом Агинского дацана очень скудны. До нашего времени дошли лишь некоторые предания и отдельные факты. Одно из них свидетельствует о том, что первоначально было решено построить двухэтажное каменное здание как буддийский храм с элементами монгольского зодчества. Но на это не было получено разрешения, так как в России в те времена шло обращение инородцев в христиан. Под запретом находились сооружения из камня и кирпича в местах проживания нерусского населения. К примеру, здания Гунэйского и Токчинского дацанов в 1801 году были построены из дерева, а в основу конструкции была положена архитектура русских церквей второй ступени.


КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ


Начало строительства Агинского дацана запланировано было на 1811 год, тогда в степной Аге еще не возводилось ничего подобного.
На основании указа иркутского губернского правления и постановления Верхнеудинского земского суда было разрешено начать сооружение дацана на народные денежные средства, местом возведения выбрали местность Булактуй, что в семи верстах от селения Агинское. Пришлось учитывать вопросы обеспечения стройки красным кирпичом из местной глины. Месторождение находилось рядом, но требовалось много воды для производства кирпича и приготовления раствора для кладки стен. По пади протекала река.
По просьбе агинских бурят прислали русских каменщиков и плотников, имеющих опыт возведения культовых объектов. Хоринский Пандидо хамбо-лама Гавел Еши Жамсын удовлетворил просьбу агинцев и отправил лучших мастеровых, участвующих в возведении каменного здания Аннинского дацана в Хоринском ведомстве Бурятии.
Шесть лет (1811-1816) мастера с помощью местного населения работали над сооружением главного соборного храма в местности Булактуй. Буряты приложили немало усилий для сбора средств для дацана. На своих подводах подвозили бревна из леса, пригоняли скот для организации хорошего питания рабочих стройки. На месте шла заготовка глины, формовка и обжиг кирпича, ручная распиловка бревен на доски. В качестве благотворительного пожертвования шел сбор денежных средств. Стоимость постройки по предварительной оценке не должна была превышать запланированной. Пришлось учитывать и решать вопросы освещения, обогрева и размещения больших масс верующего народа.
Пока строилось каменное здание Агинского дацана, действовал войлочный дуган с тибетским названием Чойдэ Ченбо Дэчен Лхундублинг. В 1816 году завершилось сооружение главного соборного храма.


СИМВОЛ МОЩИ И ВЕЛИЧИЯ


Здание Агинского дацана за годы своего существования претерпело ряд реконструкций с целью, чтобы оно имело сходство с монгольскими храмами. Копирование тибетской архитектуры строго запрещалось. И поэтому в ходе реконструкционных работ старались как можно больше вложить деталей из элементов бурятского зодчества, чтобы оно представляло символ мощи и величия буддизма. И в этом большую помощь оказало разрешение, принятое в 1854 году губернского архитектора и иркутского губернатора по дальнейшему развитию центров духовной жизни буддистов. С северной и южной сторон сделали пристройки ко второму этажу здания. Постепенно строились дуганы, сокчины, сумэ для культовых и хозяйственных целей.
В 1861 году были открыты школы цаннид, факультеты жуд (тантра), манба (медицина), дуйнхор (астрология) и была присвоена университетская степень «Чойдэ Чембо Дечэн Лхундублинг». В типографии печатались книги, действовали художественная и столярная мастерские.


ПЕРИОД АКТИВНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА


Период с 1895 по 1903 годы был отмечен активным строительством, в результате чего общее количество домов достигло 23, и даже часть из них вышла за пределы ограды монастырского комплекса. Помещения разной величины предназначались для богослужения, учебы и жилья. Появились аллеи из кедра, обыкновенной сосны, березы. В двадцатые годы прошлого столетия возвели 22-метровую ступу субургана Юндэн Чодэн, разрушенную в тридцатые годы.
Главный монастырский храм Согчен-дуган вызывал восхищение верующих своим обликом, красотой и великолепием бурятского зодчества. Но, к сожалению, это прекрасное творение человеческих рук многие годы использовалось не по назначению или пустовало. Здесь в тридцатые годы прошлого столетия размещались больница, с 1937 по 1940 годы – детский туберкулезный санаторий, затем расквартировали воинскую часть, двадцать лет здесь был туберкулезный санаторий и до возвращения буддистам – наркологическое отделение.


ПО СЛЕДАМ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ


В фонде Агинского окружного архива хранится интересный документ – постановление организационного комитета Читинского облисполкома по Агинскому Бурят-Монгольскому национальному округу, принятое на заседании оргкомитета 23-25 февраля 1938 года. В нем говорится: «Выполняя инструкцию ВЦИК от 16 января 1937 года «О порядке проведения в жизнь законодательства о культах «ст.52 пп. 1, 3,4» расторгнуть договор исполкома Агинского Бурят-Монгольского национального округа с общиной верующих буддистов. В соответствии с постановлением ВЦИК и СНК СССР от 8 апреля 1929 года и инструкции ВЦИК от 16 января 1931 года было решено закрыть Агинский дацан (церковь) согласно ст.65 п. «б» и передать здание Согчен-дугана (АМБ) Агинской медицинской больнице».
И еще один документ из фондов Агинского архива.
1923 год. Компания под председательством Д.Р.Намжилона, членов Ж.Д.Мункина, Г.Цыдыбра, Д.Ж.Найдано и Д.Болодон составила опись имущества Агинского дацана.
В акт были занесены главный храм, сумэ и дуганы, караульный дом, поварня, амбар, летник, огороженный сквер, 186 медных и золоченых статуэток – бурханов.
Все описанное имущество – деревянная разборная, с бронзовыми соединяющими деталями статуя Будды, бронзовый конь, предметы, покрытые сусальным золотом - в 1940 году были упакованы в деревянные ящики и на двадцати бычьих телегах увезены на станцию Могойтуй и железной дорогой отправлены в Улан-Удэ, Москву и Ленинград.
В дацане уменьшилось количество домов. По крайней мере, в Агинское были перевезены четыре-пять домов.


ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ


В начале девяностых годов в Согчен-дугане начались восстановительные и реставрационные работы, которые продолжались около десяти лет, здесь работали каменщики, плотники и столяры. Были привлечены умельцы – резчики по дереву. Улан-удэнские художественные мастерские прислали учащихся, которые проходили практику под руководством члена Союза художников СССР, народного художника РСФСР Даши-Нимы Дугарова. В 2002 году главный храм – Согчен-дуган – после реставрации был открыт для посещений.
За последние годы территория Агинского дацана преобразилась и украсилась: при поддержке и финансовой помощи Администрации Агинского Бурятского автономного округа проведена огромная работа по восстановлению когда-то по разным причинам утраченных и разрушенных дуганов, сумэ и других сооружений.
Это дуганы Зула, Майдари, Дуйнхор, Сумэ Сахюусанай, Священного дерева Бодхи. Заново отстроено деревянное здание дугана Джуд. Украшением стала 22-метровая ступа Юндэн шодон – точная копия той, которую разрушили в тридцатые годы двадцатого века. Обновился фасад, территория дацана обнесена оградой из бетонных плит с арками, особенно с великолепной центральной.
Зданию Агинского дацана Дэчен Лхундублинг требуется постоянное внимание по сохранению его как памятника. Пристройка с северной стороны стала разрушаться, и ее заново отстроили от самого основания.
И сегодня все-таки основной задачей является восстановление главного соборного храма, пострадавшего от пожара.
Придет время, а этот день уже недалек, когда Согчен-дуган обретет свой первоначальный вид, будет переливаться яркими красками, вызывать восхищение своим красивым обликом бурятского зодчества. Продолжается благородное дело по сбору пожертвований. Конечно, собранные средства будут лишь частью того, что требуется для выполнения реставрационных работ.

 

 Б.НЕСТЕРЕНКО, 
п.Агинское.
Фото Сергея ДОРЖИЕВА.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES