Ирина Дондокова: «Разговаривайте с детьми дома»
Сегодняшний гость редакции - выпускница Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета по специальности «Логопедия», учитель-логопед первой квалификационной категории, логопед детского сада «Туяа» п.Агинское И.Б.Дондокова (на снимке). Она - участница международных научно-практических конференций, автор научной работы «Су-Джок - терапия в коррекционно-логопедической работе», статьи «Инфографика в коррекционно-логопедической работе», лауреат третьей степени конкурса «Воспитатель года-2014», Всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети». Награждена золотой медалью в 2018 году.
- Ирина Баторовна, какие нарушения речи чаще встречаются у детей?
- Наиболее часто - фонетическое нарушение речи. Это дефекты звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Встречается также нередко нарушение процессов формирования родного языка у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения звуков. Бывают и сложные случаи, например, как заикание, которое может возникнуть вследствие испуга, стрессовой ситуации, произошедшей дома, на улице и, конечно же, от неврологических заболеваний ребенка.
- Расскажите, пожалуйста, как строится Ваша работа?
- В нашем детском саду «Туяа» логопедическая деятельность осуществляется по следующим направлениям: диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, консультативная, просветительская, организационная деятельность. Диагностическая и организационная заключается в проведении первичного логопедического обследования речи детей средней, старшей и подготовительной групп. Обследование проводится по методике О.Б.Иншаковой. На основании результатов обследования на логопедический пункт зачисляются 25 воспитанников. На каждого ребенка заводится речевая карта и составляется индивидуальный перспективный план коррекционного воздействия.
С детьми проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия, направленные на коррекцию выявленных нарушений: звукопроизношение, развитие фонематического слуха, лексико-грамматический строй речи, обогащение словаря, развитие связанной речи. В течение учебного года дети с исправленным звукопроизношением завершают курс, а другие, которым необходима помощь логопеда, зачисляются на логопедические курсы.
- Ирина Баторовна, в чём причина речевых нарушений?
- Нарушения возникают по разным причинам. Прежде всего, это негативные факторы во время беременности такие, как вредные привычки мамы, прием лекарственных препаратов, инфекционные заболевания, также влияет и то, как протекали роды, была ли родовая травма, асфиксия, недоношенность. Также причинами речевых нарушений являются соматическая ослабленность организма ребенка, психоневрологические заболевания, задержка психического развития, умственная отсталость, синдром двигательной расторможенности. На речь ребёнка также влияют большие аденоиды, насморк, отсутствие или искривление зубов. С каждым годом увеличивается число детей с нарушениями речи. Немаловажным фактором является то, что родители мало беседуют с детьми. В основном, они заняты работой, а дети сидят за просмотром мультфильмов, играми за компьютером. Дети не разговаривают, молча смотрят, играют, поэтому речевой аппарат не развивается, словарный запас беден, артикуляционные упражнения не выполняются.
- Чтение книги детям, к примеру, сказок, считается полезным. Что посоветуете родителям?
- В настоящее время дети больше знают о героях мультфильмов, чем о персонажах сказок. Можно сделать вывод: дома детям сказки не читают. Нужно общаться с ребёнком, учить стихотворения с маленьких лет. Даже с годовалым ребёнком нужно разговаривать, читать сказки, потешки, ведь он все слышит, воспринимает. Рассматривание картинок с комментариями сюжетов тоже полезно. Ещё раз повторюсь: самое главное и важное – общение с ребёнком. Нужно ограничить количество времени просмотра мультфильмов, компьютерных игр. Конечно же, необходимо следить за здоровьем ребёнка и выполнять рекомендации, которые дают специалисты.
- Наверное, при работе с детьми важно тесное взаимодействие логопеда и родителей?
- Вы правы. Например, когда «ставим» звук, родителям ребёнка исправлять их не нужно. Родители должны лишь контролировать их произношение. Бывает и так, звук «поставлен», а дома забывается, и у ребенка пропадают навыки произношения этого звука. Я даю рекомендации воспитателям, чтобы контролировали и поправляли. Здесь важно общее взаимодействие. Радует, когда родители логопедической группы понимают, что речь важна, следят за произношением и выполнением домашних заданий.
- Каковы результаты?
- Результаты, в основном, положительные. Сложные нарушения речи, конечно, требуют большего внимания, времени. Иногда требуется не год, а два, поэтому из средней группы берём детей с более сложным нарушением речи, чтобы выправить ребёнка к школе. Иногда требуется помощь врачей. Например, при произношении буквы «р» бывает так, что язык ребёнка не достаёт до верхнего нёба, т.е. у него короткая уздечка. И тогда мы, логопеды, рекомендуем посетить стоматолога. И он решает, подрезать уздечку или нет. Ее также можно растянуть, если в раннем возрасте начать работу.
- Если малыш не торопится говорить, с какого возраста пора бить тревогу?
- В каждом возрасте свои критерии, и то, что в два года считается нормой, в три уже будет нарушением.
Осмотр у логопеда в три года - это установленная норма, но если в два года ребенок молчит - уже нужно вести его к специалисту.
- Влияет ли дефект речи в будущем на грамотность ребенка?
- Нарушения речи влекут за собой целый букет негативных последствий. Они приводят к нарушениям чтения и письма - дислексии и дисграфии. К примеру, если у ребенка происходит замена свистящих звуков шипящими и наоборот, и это не исправлено, то и письменно он будет путать соответствующие буквы. Если ребенок в своей речи пропускает звуки, переставляет слоги, не договаривает слова - это также отразится на чтении и понимании прочитанного, а затем и на письме.
- Можете ли Вы посоветовать родителям литературу для самостоятельной работы с детьми?
- Да, их несколько. Книга Т.А.Ткаченко «Логопедические упражнения» содержит много красочных иллюстраций, сопровождена игровой формой заданий, которые нужно выполнить. Книга интересна задачками на логику, эрудицию и пространственное мышление. Ребенок воспринимает их как игру. Книги «Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса», «Логосказки», «Мяч и речь», «Логопедия в диалогах», «550 упражнений для развития речи», «Логоигры». Они содержат упражнения для развития мелкой моторики, физиологического и речевого дыхания, мимические упражнения. Плюс там есть методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у дошкольников. Также могу порекомендовать «Логопедический букварь» Е.Косиновой. Пособие, которое используется во многих логопедических детских садах.
- А можете дать практические советы?
- Артикуляционная гимнастика для детей трех-четырех лет. Они очень быстро утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по два-три упражнения. «Змейка» - скажите ребенку, чтобы он высунул язычок и тянулся им вперед как можно дальше. При этом он должен быть максимально узким, то есть напоминать маленькую змейку. «Тесто» - ребенок должен расслабить язычок, уложив его на нижнюю губу. Затем нужно то открывать, то закрывать ротик. Язык должен находиться в одном и том же положении. «Чистка зубов» - кончик языка должен скользить по верхнему и нижнему ряду зубов слева направо. Это упражнение повторяется по два раза с верхним и нижним рядом. «Часы»- малыш должен с помощью языка имитировать часовой маятник. Для этого нужно приоткрыть рот, а затем кончиком языка касаться то правого, то левого уголка рта.
- Ирина Баторовна, напоследок немного о себе расскажите.
- Я родилась в Ононском районе, в селе Красная Ималка. Когда мне было 16 лет, мы с семьей переехали на родину папы, в Агинское. Здесь я окончила Агинскую среднюю общеобразовательную школу №2. С мужем Болотом воспитываем троих детей. В детском саду «Туяа» работаю уже десять лет.
Елена АБИДУЕВА.