Интернат формировал навыки жизни
Сегодня в номере мы решили сыграть на чувствах ностальгии нашего старшего поколения, часть из которого застали жизнь в интернатах – учреждениях при школьном образовательном учреждении с круглосуточным пребыванием и очень распространённых в советское прошлое. Достаточно суровое, надо сказать, ввиду железной дисциплины, установленной в интернатах воспитателями.
Пришкольные интернаты (сначала именовались школами-коммунами) стали неотъемлемой частью системы народного образования сразу же после окончания Гражданской войны в нашей стране (хотя и появились в самом её начале), когда в ходе междоусобицы с социально-экономическими катаклизмами с «бешенной» инфляцией (помните отрывок из «Двух капитанов», когда Саня Григорьев, вздумал продать свою курточку на стихийном рынке за 15 миллионов рублей) появилось огромное количество беспризорников – детей-сирот, малолетних авантюристов, сбежавших из дому в поисках приключений, например, уехать в тёплые и сытые края, но отчего-то осевших в более-менее крупных городах и промышлявших мелким разбоем, кражами, сколачиваясь в «кодлы», банды и терроризировавших тот или иной район, как в фильме «Республика ШКИД», где особенно ярко показано данное социальное явление. С таким количеством безнадзорных детей (по стране бродило порядка шести-семи миллионов детей-беспризорников) необходимо что-то было делать и тогда «железной рукой» Ф.Э.Дзержинского после встреч с В.И.Лениным и народным комиссаром просвещения А.В.Луначарским было принято решение о создании Детской чрезвычайно комиссии. На борьбу с беспризорностью была брошена часть сил – ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем) под руководством Феликса Эдмундовича Дзержинского. Меры по противодействию и искоренению безнадзорности детей решались на высшем государственном уровне со всеми вытекающими, ведь статистика детской и подростковой преступности неуклонно росла. Как показал ход времени, жёсткие меры (поимка в ходе облав с последующим задержанием и регистрацией беспризорника) показали свою правильность – вчерашние беспризорники получали образование и впоследствии принесли немало пользы государству, например, отважно сражались боевыми лётчиками в Великую Отечественную, кто-то стал известным писателем, журналистом, врачом, учителем и так далее. Огромную роль в ликвидации беспризорности сыграли педагоги З.П.Соловьёв, А.С.Макаренко, писатель В.Г.Короленко, А.В.Луначарский, А.Д.Калинин, Н.К.Крупская.
В последующие годы школы-коммуны трансформировались в школы-интернаты и вновь стали распространены после Великой Отечественной войны, когда вновь остро встал вопрос с безнадзорностью детей.
Интернаты во многих школах Агинского Бурятского национального округа (на тот момент) были организованы в начале 1950-х годов благодаря большим усилиям председателя Агинского Бурятского окрисполкома, депутата Верховного Совета СССР Чимитдоржи Дагбаин. Он понимал значимость и пользу существования интернатов на территории округа, ведь это позволило не только многим детям продолжить обучение в школе, после перехода из начальной в родном селе, но где не имелось средней школы как таковой, но помочь семье воспитанника интерната в вопросе обеспечения одеждой, организацией питания, проживания в комфортных условиях. Да и сам чабан, к примеру, чувствуя поддержку государства в деле воспитания его ребёнка, не отвлекался на быт, полностью отдавая себя основной работе.
Внеурочное время в интернатах также было заполнено полезным процессом – общественной работой в столовой, на кухне – расколкой и заготовкой дров, уборкой территории или помогали работой в колхозах и многое другое. Вместе с воспитателями выполняли домашнюю работу. Велись дополнительные занятия с отстающими в учёбе воспитанниками.
Свободного времени было мало и оно всецело принадлежало играм на свежем воздухе – лапта, футбол, догонялки и так далее. Конечно, были и малоприятные моменты в жизни интерната (главным образом касается сельских интернатов), когда старшие, пользуясь своим авторитетом, отбирали у младших сладкое (кусок сахара), выдаваемое в полдник.
Тогда «салаги» стали прибегать к разного рода ухищрениям: прятали кусковой сахар, заворачивая в полотенца или пряча в местах, которые знали только они. Как вспоминала моя мама, конечно, было обидно до слёз, когда сахар отбирали (конфеты тогда были роскошью), но за неё часто заступался старший брат, дерясь с более старшими ребятами. Как бы то ни было, жизнь в пришкольном интернате с её чёткой организацией и распорядком дня, дисциплиной способствовала формированию навыков самостоятельной жизни, умению трезво смотреть на жизнь, правильно строить планы на ближайшую перспективу.
После 1980-90-х годов каждое следующее поколение становилось более инфантильным и избалованным, вследствие изменения приоритетов, ценностей, моральных устоев, жизни в целом.
Вследствие оттока населения из сёл, снижения рождаемости интернаты закрывались или перепрофилировались. Но воспитательную и бытовую роль они выполнили сполна.
З.Петров.