Главная » 2023 » Март » 4 » Интернациональная семья Балдановых

Интернациональная семья Балдановых

04.03.2023 в 10:49 просмотров: 1375 комментариев: 0 Власть и общество

Агинский округ славится интернациональными семьями, которые внесли большой вклад в развитие агинской степи, оставили большой след в истории края. Член Союза журналистов РФ Зоя Константиновна Баранова и газета «Агинская правда» продолжают проект по биографии интернациональных семей Аги. Сегодня рассказ об известной семье Рыксыла Балдановича и Нины Федосеевны Балдановых из села Хара-Шибирь.

Зима. Ночь. За окном – минус 45. Громкий стук в дверь: «Это я, Шираб Бальжиров. Спасите, доктор, жену!». В дверях – покрытый морозным инеем молодой колхозник из соседней хара-шибирской артели. «Скорее! Наша юрта отсюда в двенадцати километрах, в пади Узуур-Хузуун. Быстро собралась, на машине-полуторке выехали в час ночи. Туман от мороза. В трех шагах ничего не видно. Время от времени вместе с водителем расчищали от снежных заносов дорогу, а в голове–мысли: она ведь терапевт, лечащий врач, не акушер. Справится ли? В юрте обессиленная молодая женщина умоляюще смотрела на доктора. Всю ночь Нина – самой-то чуть за тридцать – не отходила от постели роженицы. И вот раздался младенческий крик – на свет появилась здоровенькая девочка. Еще несколько часов борьбы за жизнь  мамочки… 
Когда измученный неизвестностью молодой папа, наконец, заглянул в юрту, увидел забавную картину: спали все трое – младенец, жена и доктор, сидя около топчана…Весть о том, что русская женщина-врач спасла роженицу и ребенка, быстро облетела всю степь.
«Но также нельзя! – горячо и взволнованно говорила она в правлении колхоза. – Вот открыли родильное отделение, хоть и небольшое, но оборудованное. А женщины-бурятки так и продолжают рожать в юртах сами, без медицинской помощи. И сколько младенцев не выживает! И женщины должны быть под наблюдением». Впрочем, после того случая родильное отделение Зугалайской больницы не пустовало – местное население стало постепенно верить русскому доктору.
Нина Федосеевна Полукеева родилась в деревне Родионово Себежского района Псковской области первого мая 1925 года, хотя в официальных документах она на год младше. И тому есть причины. Ее родители - отец Федосей (Феодосий) Дмитриевич и мать Марина Ивановна - были крестьянами не богатыми, но крепкими – держали коров, свиней, имели лошадей, без этого крестьянину никуда. В 1935 году, в период массовых репрессий, семью посчитали кулацкой и выслали в Красноярский край. Только в 1994 году всех – родителей и шестерых детей (судя по документам НКВД, старшему ребенку было 12 лет, младшей дочери четыре года) – реабилитировали…

 

Вот такая трагическая страница семейной истории, о которой Нина Федосеевна не любила вспоминать и никогда не рассказывала об этом даже своим детям. В ссылке, при оформлении документов, ее мама всем детям уменьшила возраст, надеясь – с маленьких какой спрос? Кстати, предки Полукеевых (первоначально – Полукевич) были панцирными боярами – мелкими наследственными земельными собственниками (вольные военные хлебопашцы, категория населения в Великом княжестве Литовском XVII – XVIII веков. Панцирными они назывались потому, что должны были нести службу на коне в тяжёлом «панцирном» вооружении с копьём, саблей, а позже и с пистолетами – авт.).
В суровых сибирских условиях пришлось выживать семье Полукеевых. Однажды на лесозаготовке глава семейства погиб – несчастный случай. Шестеро детей мал мала меньше остались на руках Марины Ивановны. Как потом вспоминала Нина, мать сказала: «Хотите учиться, учитесь, не хотите, будете работать, мне бы вас только как-нибудь прокормить». Нина упорно ходила в школу за восемь километров круглый год в …лаптях. На всех обувки не напасешься, так мама научилась мастерски плести лапти. А в школе Нину за хорошую учебу иногда поощряли то платьицем, то отрезом материи, а то и немудрящей обувью и чулками. К концу окончания школы мама умудрилась справить дочери кое-какую одежду, чтобы она могла поехать в город учиться дальше. И в 1944 году Нина стала студенткой Томского медицинского института (хотела в педагогический, но подружки-одноклассницы уговорили в медицинский: вместе жить легче – авт.), который успешно окончила в 1949 году, получив специальность на факультете «Лечебное дело». Это были годы, когда первые послевоенные выпускники вузов поездами отправлялись на восток, в основном, в Сибирь, где катастрофически не хватало учителей, врачей, грамотных агрономов, зоотехников, инженеров. И Нина в одном из таких эшелонов прибыла в Забайкалье. Когда в Читинском областном отделе здравоохранения спросили, в какой больнице хочет работать, ответила: там, где больше всего нуждаются во враче. Вот так и оказалась в небольшом бурятском селе Зугалай Агинского Бурят-Монгольского национального округа, что в 22 километрах от районного центра Могойтуй.
Молодого русского врача встретили в селе как свою – выделили жилье, обеспечили всем необходимым. После озерно-лесной Псковщины и таежного Красноярья село Зугалай с двумя десятками домов, расположившееся на равнине между невысокими горами, которые здесь зовут сопками, показалось ей затерянным в бесконечной степи. Писала своим родным: «Впервые увидела такую ширь: скачи хоть сутки на самом быстром скакуне, а «владения» не обскачешь». И, конечно, даже не предполагала, что эта бурятская земля с ее ярко-малиновыми закатами, голубыми переливами сопок,  золотистым колыханием степного ковыля, сереб-
ристым журчанием чистых родников, цветущим багульником на всю жизнь станет ее второй родиной…
Свою трудовую деятельность она начала с… устройства бани. В селе о ней понятия не имели. Пришлось молодому доктору разъяснять местному населению, что такое чистота тела и зачем нужна баня. Попутно учила обиходные слова на бурятском языке, иначе как поймут друг друга врач и больной?
Села тогда были небольшие. Основная масса пациентов – чабаны. Они жили в степи, кочевали с летника на зимник, приходилось разыскивать их местоположение.
Молодой врач часто выезжала к ним на вызовы на лошадях, а то и на верблюдах. Дадут ей меховые чулки вместо валенок, закутают в тулуп и везут. Пурга бушует, темень — все равно нужно найти дорогу к юрте. По специальности она терапевт, а в то время ей приходилось быть и педиатром, и акушером, и даже хирургом.
В Зугалае, куда была направлена Нина Федосеевна, была небольшая больница – на десять коек, она в ней – заведующая. 


(Продолжение следует...)

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES