Идет капремонт мостов на авто- магистрали «А-350»
В трех км от окружного центра в сторону Могойтуя и в черте городского округа «Поселок Агинское» обновляется дорожная инфраструктура – капитально ермонтируются мосты через р.Жипхоши, в районе очистных сооружений и р.Цаган-Челутай на автодороге «Чита-Забайкальск-Госграница КНР», вблизи «Трех коней».
Заказчиком производства работ по капитальному ремонту мостов является ФКУ «Упрдор «Забайкалье» (структурное подразделение федерального дорожного агентства «Россавтодор». На территории России работает более 30 «Упрдоров». Началом деятельности «Упрдор «Забайкалье» считается 13 января 2004 года. Исполняющим обязанности начальника является Владимир Шаповалов.
- ФКУ «Упрдор «Забайкалье» организует выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию и проектированию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на территории Забайкальского края, является заказчиком по выполнению строительно-монтажных работ, обеспечению безопасного и бесперебойного проезда по федеральным автомобильным дорогам, - сообщил ведущий инженер отдела дорожных сооружений ФКУ Сергей Крутиков. - ФКУ «Упрдор «Забайкалье» - опора дорожной отрасли, вобравший в себя эффективные инновационные технологии, обеспечивающих бесперебойное движение на федеральных автотрассах.
В оперативном управлении ФКУ «Упрдор «Забайкалье» в Забайкальском крае находятся участки федеральных автодорог А-350 «Чита-Забайкальск - граница с КНР», Р-258 «Байкал» «Иркутск-Улан-
Удэ-Чита» и Р-297 «Амур» Чита-Хабаровск» общей протяженностью 1612 км, на них расположено1859 искусственных сооружений, из них мостов – 245, остальное – водопроводные трубы. Федеральные автодороги проходят по территории 15 районов Забайкальского края. Всего в 2020 году ФКУ «Упрдор «Забайкалье» планирует отремонтировать 152,8 км федеральных автодорог в границах региона, из них объем капитального ремонта - 85,8 км.
В каждой отрасли есть семейные династии. По информации Татьяны Кондратенко, пресс-секретаря ФКУ, таких в «Упрдор «Забайкалье» - около 20. Одной из самых почётных дорожных династий считается династия Сафроновых, общий трудовой стаж которой 148 лет. Шесть представителей этой славной фамилии по крупицам собирают в общую копилку годы трудового стажа в дорожной отрасли Забайкалья. Общий стаж династии Ненашевых - 125 лет, Новолодских - 103 года, Сербиных - 78 лет, Перфильевых - 62 года, Ушаковых - 66 лет, Крутиковых - 58.
В коллективе трудятся 72 человека, опытных инженеров, экспертов, других специалистов дорожной отрасли. – Мы ежегодно принимаем на практику студентов ЗабГУ, обучающихся на инженеров по специальности «Строительство автомобильных дорог и аэродромов, - сказала Татьяна Кондратенко. – В этом году мы ведем в Забайкалье ремонт и капремонт на десяти объектах – искусственных сооружениях на подведомственных федеральных дорогах, - продолжил Сергей Крутиков. - На восьми мостах, путепроводе вблизи Песчанки и одной водопропускной трубе.
В прошлом году в регионе отремонтировано и проведена поверхностная обработка 168 км автодорог, в том числе, реконструированы и капитально отремонтированы участки с 80 по 105 км вблизи Жимбиры и 140-155 км автодороги «Чита – Забайкальск – Граница с КНР» вблизи Агинского, где исполнителям подряда выступило ООО «Дорстройсервис». Здесь использованы инновационные технологии, щебеночно-мастичный асфальтобетон, отличающийся долговечностью, кюветы укреплены современным геоматериалом. В текущем году капитально реконструируется участок с 80 по 105 км. На Аргалейском хребте появится площадка с искусственным освещением со стоянкой для авто, беседкой, смонтированы малые архитектурные формы бурятского эпоса.
Хорошие дороги имеют большое социально-экономическое значение для любой территории, тем более, по федеральным трассам ежегодно растет трафик участников дорожного движения, - подытожили беседу наши собеседники, находящиеся в инспектирующей проверке на мосту через р.Жипхоши. Капремонт или реконструкция на том или ином участке дороги, по нормативу, производится через 12 лет эксплуатации.
- Все подряды на ремонтные работы проходят через аукционы, - подчеркнули представители «Упрдора». – Мы ведем контроль за качеством и срокам. Партнером по подготовке проектно-сметной документации искусственных сооружений выступает ООО «Смета – Иркутск». Заказчиком производства работ по капремонту мостов является «Упрдор «Забайкалье».
Общая протяженность или длина моста через р.Жипхоши составляет 46,3 метра, р.Цаган-Челутай – 57,5. Сметная стоимость первого порядка 80 млн.рублей, второго – около ста. В ремонт входит более 430 метров обустройства подходов обеих мостовых сооружений. В перечень обязательных работ входит устройство объездной дороги с временным мостом, полная разборка старого, сопряжений, земполотна, асфальтового покрытия и т.д.
Реконструкцию мостов производят читинские компании – ООО «Строй-ДМ» (гендиректор М.А.Дутов) и ООО «Забмостстрой» (директор А.В.Рюмин).
На строительной площадке моста через Жипхоши мы встретились с главным инженером ООО «Строй-ДМ» Алексеем Сазыкиным, опытным инженером-строителем. В свое время он окончил Читинский госуниверситет в 1999 году, трудился в Читинской угольной кампании на разрезе «Восточный» в должности мастера участка, начальника отдела капстроительства, на Харанорском месторождении угля. После прихода СУЭК – стал замдиректором по строительству ООО «Строй-ДМ». В начале 2000-х он строил и реконструировал «Панама-сити», «Центавр» в Чите, котельную в Кусочи, склады для ВВС в Аге, ремонтировал детсад в Хара-Шибири, мосты в Улетовском районе, через реки Тура, Читинка, Талача, путепровод в Антипихе и многое другое. В отрасли – более 20 лет. Кроме того, в этом году ООО «Строй-ДМ» возводит стометровый мост на Кручине.
- На объекте мы с апреля месяца, - рассказывает А.А.Сазыкин. – Разбили жилой лагерь из четырех вагончиков, обустроили столовую, баню, завезли технику, смонтировали видеонаблюдение.
Железобетонный мост возводится на пяти мощных железобетонных восьмитрубных опорах («Бабках»). Предварительно, на глубину от восьми до 12 метров забиты сваи, затем заливается высокопрочный армированный бетон марки Б-30 в толстостенные металлические трубы диаметром 630 мм. Ширина моста 12,7 метров, проезжей части – восемь метров, с обеих сторон – пешеходные дорожки. – Установим местовые сходы, откосы, подходы к мосту, уложим асфальт, - продолжает Алексей Анатольевич.
- По периметру моста будет установлена водосточная система, и прежде чем вода попадет в реку, она пройдет фильтрацию и очистку в накопителях с угольным абсорбентом. Словом, соблюдаются требования по экологической безопасности.
Компания «Строй-ДМ» привлекает на объекте три крана на 16, 25 тонн, погрузчики, экскаватор, два мобильных автобетоносмесителя, пять большегрузных авто, другую вспомогательную спецтехнику.
Цемент, металл, специальный кварцевый песок завозятся из Читы, железобетонные конструкции, пролетные строения – из Иркутска, блоки с собственного бетонного завода в Чите. Монтажники соблюдают технологию производства СМР. Трудятся специалисты из Забайкальского края, Армении, Киргизии.
В наш визит на мосту вели мониторинг специалисты ООО «Строительные технологии» (гендиректор А.З.Сахилашвили).
Инженер строительного контроля Сергей Борзенко отметил, что работы на мосту ведутся согласно проекту с соблюдением технологии, анализ качества проводит испытательная лаборатория, контролируется финансовое сопровождение затрат и т.д. В случае выявления нарушений СМР, работы сразу останавливаются.
Строители «Строй-ДМ» используют весь световой день, график жесткий, объект надо сдать в договорные сроки, в этом году зарплата выплачивается вовремя, организовано трехразовое питание. В целях предупреждения хищений, установлены видеокамеры, что немаловажно для контроля.
Более двадцати пяти лет трудится в компании мастер, крановщик, водитель погрузчика, универсал Сипан Петросян. Добрых слов заслуживают газоэлектросварщики, монтажники Александр Шестаков, Алексей Карамадянов и другие.
Есть уверенность в том, что мостостроители сдадут объекты в срок. – Население нам не мешает, очень нравится Агинское, где можно заниматься спортом и физкультурой, - говорит и считает Алексей Анатольевич Сазыкин, главный человек на объекте. – Жалко, что времени на отдых не хватает. Да, время – деньги, мосты ждут открытия, а пользователи дорог – ровной и безопасной езды.
Арсалан ДОБЧИНОВ.