Гостиница «Ага» - комфорт советского времени
Сегодня мы расскажем о гостиничном секторе поселка Агинское. Глядя на старую фотографию, предоставленную Агинским национальным музеем им.Г.Цыбикова, невольно хочется воскликнуть словами киногероя Роланда Бабаскина из кинофильма «Менялы» - «Постоялый двор!», когда он скептически оглядывал номер стандартного советского «отеля». Но не станем этого делать, так как открытие и последующее функционирование здания гостиницы в нашем поселке было на тот момент поистине знаменательным событием. Гости нашего поселка могли отныне спокойно отдохнуть в номерах, не стесняя уплотнением местных жителей, к которым их на время подселяло партийное и иное начальство.
Агинский «хилтон» открылся в октябре 1962 года (очень кстати, так как летний зной сменился осенней прохладой). Двухэтажное здание располагалось в самом «сердце» столицы агинской степи – на перекрестке ул. Ленина и Комсомольская (двух главных улиц поселка) и стало следующим в череде масштабной застройки улицы Ленина после здания хозяйственного магазина.
Как гласит скупое и довольно сухое описание из хроники главного населенного пункта округа, гостиница, получившая ожидаемое название «Ага», была рассчитана на 60 мест. Впервые здесь проведено водяное отопление, был даже номер «люкс». В комнате отдыха можно было поиграть в шахматы, почитать газеты и журналы, послушать радио. Шикарные условия проживания по тем временам.
Гостиница «Ага» в стиле рационализма сразу органично вписалась в архитектурный облик тогдашнего поселка Агинское. Двухэтажных строений тогда было мало, а они, как известно, и определяют лицо любого населенного пункта. В нашем случае, здание новой гостиницы постепенно отдаляло Агинское от села, на его пути к городу и к которому поселок городского типа еще не пришел.
Поселковая гостиница принимала большое количество постояльцев как знаменитых, так и не очень. Если верить рассказу одного местного жителя, наиболее известным гостем нашей гостиницы был Николай Иванович Бельды, популярный советский эстрадный певец Кола Бельды. Надеюсь, вы помните его песни «Увезу тебя я в тундру», «Песня про оленей».
Так вот. Если верить этой байке, то Николай Иванович действительно посещал Агинское и останавливался в «апартаментах» местной гостиницы. Более того, балагур и просто хороший парень Александр Сенотрусов, которого все знали как «Сену», «чаевничал» с самим Колой Бельды.
Печальным фактом для жизни поселкового «мотеля» является то, что её (гостиницы) больше нет. Имеется в виду, в ее первозданном виде. То, что вы сейчас наблюдаете на перекрестке центральных улиц, не есть здание первой гостиницы поселка. Сейчас там располагается Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы (ещё в старом здании до института там располагался отдел милиции по экономическим преступлениям), здание, пострадавшее от пожара в середине «нулевых», было реконструировано. Кстати, в кратчайшие сроки.
Вторая гостиница - первая устарела к середине 80-х годов прошлого века и не отвечала нормам по вместимости, располагалась в нынешнем здании администрации городского округа «Поселок Агинское». Примечательна она тем, что строили ее выходцы из Литовской ССР. Представляла она из себя обычное строение из силикатного кирпича. Внутренняя планировка была максимально приближена к общежитию, с длинным, узким коридором.
Когда и эта гостиница перестала отвечать веяниям времени, да и располагалась она не в спальном районе поселка, было задумано строить третью по счету гостиницу на северной окраине поселка, собственно, где она сейчас и находится.
Гостиница №2 стала пустовать и простаивать, что не укрылось от хищных взоров местной ребятни. Шустрые парни из близлежащих дворов многоквартирных домов, выдавив стекло в оконной раме первого этажа с южной стороны, организовали «штаб» со всеми его атрибутами – притащили откуда-то письменный стол, раскладушки и стали новыми постояльцами.
Счастье длилось недолго. Под давлением администрации гостиницы, в лице «ночного директора», нахалята были вынуждены ретироваться и покинуть уютное, обжитое и, самое главное, теплое место, пропитанное духом свободы от надоедливого родительского контроля.
Следующее здание гостиницы в мкр.Северный строили уже жители Поднебесной, которые каждое утро оглашали округу своими звонкими голосами в ходе коллективных процедур китайской гимнастики, под бравые песни, одобренных Великим кормчим.
С ними шла активная меновая торговля. В жизнь еще советских граждан вошли тапочки-«шанхайки», которые мы видели только в фильмах с участием Брюса Ли, жевательные резинки «ta-ta», «pao-pao» и другие блага китайской цивилизации, начавшая новый путь под зорким оком мудрого Дэн Сяопина. Гостиница функционировала, соседствуя с кафе китайской кухни, но утратила статус единственного места, где можно с комфортом остановиться на ночлег.
Зорикто Олзоев.
Фото из фондов
Агинского национального музея им.Г.Цыбикова.