Главная » 2014 » Февраль » 17 » Горные степи Адон-Челона

Горные степи Адон-Челона

17.02.2014 в 11:50 просмотров: 2695 комментариев: 0 Сельское хозяйство
 Готовя материал о людях Адон-Челонского участка агрокооператива «Урда-Ага», захотелось немного рассказать и о самом  Адон-Челоне. Но, к великому своему удивлению, не смог найти заслуживающих внимания сведений почти ни в одном издании – даже в энциклопедиях Забайкалья и Агинского Бурятского округа. Между тем, в народе говорится, что этот участок овеян легендами и сказаниями. Какими? Кроме как перевода названия с бурятского как «табун каменных лошадей», нет других сведений, по крайней мере, для меня.
 Но все же удалось кое-что найти. Урочище Адон-Челон – участок горной степи с причудливыми гранитными скалами – останцами.
 В «Путеводителе по особоохраняемым природным территориям верхнеамурского бассейна» Олега Корсуна говорится, что «среди камней здесь попадаются красивые кристаллы шерла (черного турмалина), горного хрусталя, мориона (черного кварца), топаза, аквамарина, берилла. Массивные останцы, венчающие вершины сопок,  резко контрастируют с расположенными вокруг лишь чуть всхолмленными степными равнинами».
 «Горные степи Адон-Челона восхищают своим разнотравьем», - говорит автор и приводит названия различных растений. Не потому ли здешний скот откормлен и крутобок?
 Животный мир этого кусочка земли также разнообразен. Здесь водятся тарбаганы, дикий кот – манул, даурский еж и другие виды животных и птиц, занесенных в Красные книги Забайкалья, Агинского Бурятского округа, России, в международную Красную книгу.
 Адон-Челон был долгое время прибежищем горных баранов – архаров, которых здесь в 1772 году встретил знаменитый путешественник П.С.Паллас.
 Самая высокая гора Адон-Челона – Цаган-Обо (986 м над уровнем моря).
Такова вкратце характеристика отдаленного и обособленного участка Адон-Челон – горно-степной равнины Забайкалья, с 2003 года включенного в состав охраняемой законом Даурской заповедной зоны.

 Сегодняшний наш рассказ о небольшом степном селе Лаха, называемом малым селом. В этом населенном пункте, расположенном в двух сотнях километрах на юго-востоке от окружного центра поселка Агинское, проживают наши земляки-степняки.
 Население насчитывает чуть больше ста человек. В основном это люди пожилого возраста, трудоспособного возраста и ребятишки – младшие школьники и детсадовско-ясельного возраста. Последних совсем немного. Объяснять почему - нет нужды.
 Характерная черта жителей таких малых сел – степенность, спокойствие, рассудительность и неторопливость. Жизнь здесь размеренная и неспешная.
 Есть клуб, куда собирается народ по особо важным и значительным датам и событиям по случаю разных мероприятий. Есть библиотека, куда ходят люди, чтобы ознакомиться с небогатой периодикой, выписать книги, почитать. Есть магазин, начальная школа, фельдшерский пункт, филиал ветеринарного участка.
 ШКОЛА
 Буквально до Нового года здесь работали двое учителей Инесса Баторовна Бороева (заведующая) и Баярма Бабуевна Бардуева. Последняя уволилась с работы накануне Нового года и уехала вместе с семьей в Улан-Удэ, чтобы обустроиться на новом месте. Сегодня у Инессы Баторовны семеро учеников разного возраста. А это сложная задача - постараться всем им дать прочные знания, предусмотренные учебным планом.
 Как найти, кого направить в отдаленный уголок? Вот такая проблема у комитета образования района.
 ФЕЛЬДШЕРСКИЙ ПУНКТ
 Семнадцать лет заведует пунктом Ирина Лукьяновна Цыденжапова. После окончания Борзинского медицинского училища в 1992 году поработала по специальности и вернулась в родное село в 1996 году. С того времени и работает в Лахе.
 И за эти годы она для всех сельчан стала роднее родных. Знает всех и вся: у кого какая болячка, кто, чем страдает, кому чем помочь, словом – фигура незаменимая в родном селе (она - дочь известного агронома Лукьяна Андриянова, получавшего в советскую эпоху стопудовые урожаи на зерновых полях).
 - Я медик в единственном числе здесь. Правда, есть еще шофер «санитарки» в лице моего мужа Бадмажаба Цыденжапова, - смеясь, говорит она. Дальше рассказывает о работе. Она считает, что не обделена вниманием: из больницы выделяются лекарства, другие медицинские принадлежности, бензин на «санитарку» – 80 литров в месяц.
 Дважды в месяц по работе ездит в Агинское. И эти поездки старается использовать максимально с пользой для дела.


Мягкая зима - благодатная зимовка
 Председатель АК «Урдо-Ага» Бэлигто Ринчинов предложил нам поехать на отдаленный участок Адон-Челон, чтобы посмотреть и ознакомиться с ходом зимовки общественного животноводства хозяйства. Мы с фотокорреспондентом Сергеем Доржиевым воспользовались любезным предложением и направились с председателем в Адон-Челон.
 Выехали затемно. Председательская машина ровно гудит мотором, оставляя за собой километры дороги. Постепенно светает, алеет восток. Наступает новый морозный декабрьский день.
 И вот мы уже на территории Адон-Челонского участка агрокооператива. Об этом нам сообщает Бэлигто Мункожаргалович. Он направляет машину по степной дороге к первой чабанской стоянке, расположенной в местности Сагаан-Нуур, где зимует отара валушков прошлого года рождения.
 Молодняк в более двухсот голов доверен опытному чабану Александру Гомбоеву, бывшему когда-то здесь управляющим участком. Его мы не застаем дома, на месте оказывается его помощник Батор.
 Отара на особом контроле у председателя. Со знанием дела он обходит стоянку. Интересуют его нормы подкормки овсом, состояние подстилки катона, пастьба, водопоение. Спрашивает у чабана, отделяют ли они слабых животных для усиленной подкормки. Оказывается, что пока нет таких животных. Ответ чабана явно не устраивает председателя, и он советует, чтобы не ждали ослабления животных, а с сегодняшнего дня отделяли десяток-другой баранчиков и начинали подкармливать их для сохранения и поддержки сил.
 Здесь, на стоянке, термометр показывал минус тридцать градусов. Было морозно и зябко.
 В километрах в двух, повыше от первой стоянки, в местности Ехэ Боонто тридцать первую зимовку проводят Сандановы – Андрей и Цыцык. Эти люди давно прослыли в хозяйстве как одни из самых надежных, ответственных овцеводов. Завоевали почет и уважение своих коллег – животноводов и земляков - еще с советских времен. Продолжают трудиться также надежно и ответственно.
 Кормов у Сандановых, как говорится, в избытке. Животные в отличном состоянии: руно ровное и плотное как в осенние месяцы. У них маточная отара второго окота.
 Хозяйка стоянки Цыцык Санданова говорит, что за тридцать лет работы чабанами в прошлом году, во второй раз испытали такую трудную зимовку, когда холода держались все три месяца за тридцать, под сорок и за сорок градусов. Это – декабрь, январь и февраль. При этом было обилие снега, что почти исключало пастьбу.
 Нынешняя зимовка в сравнении с прошлогодней – благодать. Нынче тепло, снега мало, пастбища открыты, корма в достатке, есть фураж.
 Следующая стоянка нашего маршрута – зимник Батожаргала Бадмажапова в местности Бага Боонто. Старшего чабана не оказалось дома, был в отъезде. Зато нас приветливо встретила его жена и помощница Жаргалсайхан, которая вместе с другим помощником раздавала утреннюю порцию изумрудного сена с дурманящим запахом летнего лугового разнотравья. И мне подумалось: как же не быть отаре маток в 408 голов сильной и крутобокой при таком кормлении!
 Помощница старшего чабана родом из Шэнэхээна. Встретились молодые люди в Китае, полюбили друг друга и создали крепкую семью. Растут у них трое детей: старшая дочь учится в Иркутске, а двое младших – погодки: дочь и сын, в одиннадцатом и десятом классах.
 Хозяев следующей отары первоокоток в 340 голов Цыденжаповых – Бадма-Доржи и Баярмы - не было на стоянке. Они отсутствовали по более чем уважительной причине – похоронным делам родственников.
 На зимнике оставались помощники чабанов – одноклассник и друг по интернату из п.Шерловая Гора старшего чабана Андрей Шиянов и младший брат Цырен. По их словам, матки в хорошем состоянии, нет слабых животных.
 Мы побывали на маточной отаре Доржи Бардуева, находящейся поблизости от легендарных природных каменных изваяний Адуун Шулуун (каменных табунов). Это исконно бурятское название в заметно измененном виде – как в графическом написании, так и в транскрипции - зафиксировано на всевозможных картах словосочетанием «Адон-Челон».
 Когда мы узнали, что этот молодой, надежный и ответственный чабан собрался оставлять отару, стало жаль. Молодая семья собралась переезжать в Улан-Удэ. За несколько лет работы здесь Даши Бардуевым совместно с руководством хозяйства было сделано немало. Старая стоянка буквально преобразилась: были обновлены загоны, сенник, катон, построен новый просторный дом с евроокнами, поблизости пробурена скважина, стала применяться солнечная панель – альтернативный источник электричества. К слову, это солнечная батарея и еще одна, установленная на стоянке чабана, ухаживающего за отарой баранов-производителей, – подарки администрации Агинского района. И как мы убедились, они работают, дают электрическую энергию.
 Перед Новым годом чабан передал отару старшему брату жены Баярто Балданову и с легким сердцем уехал на новое место жительства и работы.
 И последним пунктом нашего рейда по животноводческим стоянкам Адон-Челона стала зимняя база опытных чабанов Дугарцыреновых – Дугара и Татьяны, ухаживающих за отарой маток в местности Арын Булак.
 По настроению чабанов, их рассказам, на отаре, на их стоянке все благополучно. Кормов в достатке, есть фураж, есть солончаки. Состояние животных отличное.
 Всего на этом отдаленном участке восемь отар: пять маточных, и по одной – валушков, ярочек и баранов-производителей. Все отары обеспечены сеном в достатке, зернофуражом по зоотехнической норме, солью, водой без перебоев.
 Овцепоголовье в эти зимние дни содержится в катонах, обваленных сеном, ежедневно боронуемых и имеющих мягкую и рыхлую подстилку.
 Бросается в глаза такая деталь:  все катоны надежно защищены от «ночных визитеров» – волков, которых развелось вокруг в избытке. Катоны густо окутаны колючей проволокой.
 

Украшение древних степей
 Говоря о делах и людях Адон-Челонского участка АК «Урдо-Ага», быте и жизни здешних жителей – настоящих патриотов своей малой родины, поколениями продолжающих проживать и трудиться здесь, нельзя не упомянуть о степных антилопах – дзеренах. Они, уже порядка десяти лет вернувшись из просторов Монголии, обжили здешние степи – исторические места своего проживания.
Сегодня в степях Адон-Челона, большей частью отнесенных к особо охраняемой зоне Даурского заповедника, численность дзеренов составляет около семисот особей.
 Эти маленькие степные антилопы большей частью ведут стадный образ жизни. Лишь в пору гона – зимой - разделяются на пары или на небольшие группы.
 Оказавшись в Адон-Челоне вместе с нашим фотокорреспондентом Сергеем Доржиевым, мы страстно захотели хоть краешком глаза увидеть дзерена. Наш спутник Бэлигто Ринчинов уверенным голосом произнес: «Не беспокойтесь. Обязательно увидите и сделаете снимок. Их в здешних местах много».
 С каждым пройденным километром наши надежды увидеть дзеренов таяли. Уже на обратном пути домой председатель воскликнул: «Вот и они!», - и указал направление. Мирно пасшиеся животные с приближением машины насторожились, а затем помчались по степи обратно ходу нашего авто. Насчитали мы двадцать три особи в группе.
 Вот так мы встретили дзеренов, вновь ставших украшением наших древних степей!
 
 Страницу подготовили Цыдендамба БАДМАЦЫРЕНОВ  и Сергей ДОРЖИЕВ.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES