«Фруктовый корабль»
Наши родители еще помнят времена тотального дефицита, когда продукты и вещи не покупали, а «доставали». Под этим словом скрывался тайный смысл, который, тем не менее, был понятен всем. «Достать» - это значило раздобыть дефицитную вещь, будь то всеми обожаемые джинсы, импортная рубашка или какое-нибудь лакомство (впрочем, к лакомствам относилась и банальная колбаса, и свежие фрукты и овощи, в общем, все то, что сейчас на прилавках магазинов представлено в широчайшем ассортименте). В наше время полки магазинов ломятся от продуктов, а фруктовые и овощные лотки поражают богатством выбора.
Но, если в больших городах жители могли купить свежие огурчики для салата в любое время года, то мы, жители поселка Агинское, не всегда могли позволить себе такую «роскошь». Как правило, свежие огурцы, помидоры, зелень завозились в магазины только по большим праздникам. К счастью, все изменилось в 2008 году, когда успешный предпринимательский дуэт супругов Юрия и Юлии Басовых решил начать собственный бизнес. В качестве стартапа (а ведь для Агинского, где раньше не было ни одного фруктового магазинчика, эта идея является ничем иным, как именно стартапом) Юлия (на снимке) - главный инициатор и генератор идей - выбрала открытие фруктового лотка. «С февраля я начала собирать документы, через полгода мы смогли открыть маленький лоток. По началу торговали только арбузами, дынями и узбекскими яблоками, для остальных фруктов просто не было места», - вспоминает Юлия Басова. Фрукты доставлялись в Агинское прямо с бахчи. Наладить прямую доставку Юлии помогли старые связи. Еще учась в институте, она подрабатывала у своей сокурсницы - торговала на рынке овощами. Родители девушки, проживая в Узбекистане, выращивали на своей бахче арбузы и дыни. Именно к ней и обратилась Юлия, как только решила открыть свой фруктовый бизнес. Сейчас с улыбкой вспоминает, как перегружали арбузы и дыни из вагонов. «Вставали цепочкой, человек по пятнадцать, и перекидывали их друг другу как волейбольные мячи», - говорит бизнес-леди. Торговать фруктами в первое время приходилось тоже самой. Поначалу было сложно приучить агинчан к фруктам – непривычно нашим людям было, несколько месяцев приходилось работать в убыток, но затем к фруктовому лотку потянулась стройная вереница покупателей. И вскоре предприниматели поняли, что необходимо расширяться. Нашли вагончик, перекочевали туда, а в 2010 году открыли еще и небольшой павильон, где уже был представлен широкий ассортимент фруктов и овощей, как традиционных, типа яблок и груш, так и экзотических, например, манго, авокадо, кокос, в общем, все то, что для жителя средней полосы России неведомо, но очень интересно.
Кроме широкого ассортимента, покупателей всегда радовала и продолжает радовать еще и низкая стоимость продукции. Во время нашей беседы предпринимательница открыла секрет демократичных цен. Оказывается, на сегодняшний день у владельцев магазина налажены прямые доставки всех фруктов и овощей, без перекупщиков. Сама Юлия говорит, что добиться такого результата было нелегко. Не раз приходилось вести переговоры с доставщиками в Чите, чтобы добиться положительных итогов, приходилось на свой страх и риск вносить предоплату и на слово верить поставщикам. Но, как известно, кто не рискует, тот не пьет игристый напиток, а еще можно добавить - и не делает красивый бизнес. А у наших героев бизнес получился не только красивым, но и очень нужным и полезным.
Несмотря на то, что сегодня в поселке достаточно много фруктовых павильонов и магазинчиков, у Басовых есть свои покупатели, которые ходят только к ним. Да и предприниматели отвечают взаимностью преданности клиентов. По заказу они могут привезти нужные фрукты, даже если их нужно будет совсем немного. К примеру, недавно покупатели попросили привезти пять авокадо. Их желание было тут же выполнено. Отовариваются у Басовых не только простые жители, но и организации общественного питания: три слагаемых успеха данного бизнеса – свежесть, спелость и низкая цена - делают свое дело.
Как и у всех предпринимателей, у супругов Басовых есть свои проблемы. Одна из них, и, возможно, самая наболевшая – высокая цена за потребляемую электроэнергию. Сейчас индивидуальные предприниматели отдают по шесть с половиной рублей за киловатт. Стоит ли говорить о том, что даже успешному предпринимателю такие цены кажутся «кусающимися», не говоря уже о начинающих бизнесменах.
И, тем не менее, несмотря на все труд-ности, Юрий и Юлия Басовы уверенно ведут свой «фруктовый корабль» вперед. В 2015 году они решили открыть большой фруктовый магазинчик, прилегающая территория которого будет облагорожена сквером. «Мы хотим, чтобы поселок с каждым годом становился красивее, поэтому решили разбить небольшой сквер возле магазина», - рассказывает Юлия. В марте этого года агинчане смогли посетить магазин «Дарья», где в широком ассортименте представлены фрукты и овощи, а также конфеты ведущих российских фабрик – «РотФронт», «Бабаевский», «Красный Октябрь». Изначально планировалось, что это будет магазин самообслуживания, но затем владельцы решили, что гигиеничнее и безопаснее будет, если к товару будет прикасаться только продавец, прошедший медицинскую комиссию и обладающий санитарной книжкой. Здоровье покупателей – превыше всего!
Название магазина «Дарья» родилось само собой. Старшая дочь Юрия и Юлии – долгожданная Даша, именно в ее честь и был назван магазин. В планах у супругов дальнейшее расширение бизнеса и, возможно, открытие еще одного магазина, который, вполне возможно, будет носить имя второй дочурки Валерии.
Супруги Басовы не только успешные предприниматели, но и активные меценаты. Они стараются по возможности оказывать посильную спонсорскую помощь начинающим спортсменам – боксерам, борцам, пловцам, в прошлом году чем могли помогали в организации празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
В 2013 году Юлия Басова стала лауреатом премии главы городского округа «Поселок Агинское» «Молодые таланты» в номинации «Предпринимательство».
Их бизнес растет и развивается, и можно с уверенностью сказать, что «фруктовый корабль» супругов Басовых на полных парусах движется только вперед!
Маргарита Чернецова.