Фронтовые встречи и расставания
На трудных военных дорогах нередко происходили неожиданные встречи земляков при разных обстоятельствах, чаще печальных, но иногда и приятных.
Жила по соседству с нами большая, дружная, работящая семья Цыдыповых. Глава семьи Бабу Цыдыпович, человек добрый и скромный, был бухгалтером колхоза. Не любил он рассказывать о себе, о том, как воевал. А награжден был орденом Отечественной войны первой степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией».
Каждый раз с волнением и грустью читаю в книге Б-Ж.Б. Дармаева «Звезды Победы над Ага-Хангилом» о друзьях-однополчанах Бабу Цыдыпове, Санзая Рабданове и Цыбендоржи Балданове.
После окончания окружной школы снайперов в городе Нижнеудинск все были отправлены на Ленинградский фронт. Цыдыпов и Рабданов прибыли на место назначения в одном и том же эшелоне (по документам ЦАМО), но не встретились. Бабу Цыдыпов был зачислен в учебную роту при штабе 63-й гвардейской ордена Суворова Красносельской дивизии. С боями прошел с Карельского перешейка до порта Лиепайя. В 1946 году раненый, контуженый (но живой!) ефрейтор Б.Цыдыпов вернулся с фронта.
А Цыбендоржи Балданов, ефрейтор 947-го стрелкового полка 268-й стрелковой дивизии, снайпер, последнее свое письмо написал с фронта 21 июля 1944 года.
Санзая Рабданов в конце июня из запасного полка был направлен в 947-й стрелковый полк 268-й стрелковой дивизии. Таким образом, два друга-земляка, два снайпера, стали однополчанами. Но в действующей армии Рабданов был недолго: последнее письмо он отправил матери первого августа 1944 года.
На передовой в районе Карельского перешейка друзья воевали примерно один месяц. Приняли участие в освобождении Выборга. В начале августа их дивизия вступила на территорию Эстонии, где оба пропали без вести.
Спустя много времени, выяснилось, что Санзая Рабданов пал смертью храбрых первого августа 1944 года. Получается, написал свое последнее письмо и погиб в тот же день.
С этими ребятами окончил окружную снайперскую школу еще один их ровесник Дашицырен Дугданов. Воевал он в 63-й гвардейской дивизии, как и Бабу Цыдыпов, только в 45-м стрелковом полку.
Фронтовая биография снайперов Дугданова и Цыдыпова на передовой продолжалась примерно восемь месяцев. И совпало так, что оба были ранены почти одновременно и встретились в госпитале в Ленинграде.
На фронте у них было еще одно неожиданное знакомство: в прифронтовой полосе в первые дни пребывания на Ленинградском фронте к ним подошел человек азиатской внешности и спросил по-бурятски: «Вы буряты?» Получив утвердительный ответ, стал расспрашивать, откуда они родом и давно ли на фронте? Они поняли, что перед ними бывалый, изрядно понюхавший пороху человек. Он подарил ребятам большой кисет с махоркой. Это была огромная ценность по тем временам: ее можно было обменять на продукты.
После войны уже дома Дашицырен Дугданов опять встретился с этим человеком. И только тут узнал, что зовут его Балдан Жамбалов, земляк из Ага-Хангила, который был на войне старшиной автомобильной роты.
Так все трое - Бабу Цыдыпов, Дашицырен Дугданов и Балдан Жамбалов - имели счастье снова встретиться у себя дома после войны, не единожды вспомнить фронтовые пути-дороги, боевых друзей, вернувшихся домой с Победой или отдавших свои жизни за Родину, мир, жизнь без войны.
Д.Дылгырова,
зав. музейным отделом СП «Ага-Хангил».