Если нарушены ваши права...
Облезший мех на новой шубе, просроченные фрукты и овощи, неправильно установленное пластиковое окно - и каких только оплошностей не встретишь в жизни. Для многих такие неприятности остаются лишь на стадии разочарования и негодования, а зря. О том, какие обязанности и права есть у потребителей товаров и услуг, рассказала главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Лада Митупова (на снимке).
- Лада Викторовна, расскажите, пожалуйста, как часто и с какими жалобами потребители обращаются в Роспотребнадзор?
- Более 150 устных и письменных обращений с начала текущего года поступило в региональное отделение Роспотребнадзора, а это значит, что не все «спускают с рук» халатность продавцам и исполнителям услуг. Первое место в этом антирейтинге занимают технически сложные товары, например, утюги, холодильники, телевизоры, стиральные машины, далее следует одежда. К сожалению, не все знают, что вернуть в магазин можно не только бракованный товар, но и тот, что не пришёлся «по душе».
- Что делать в таком случае?
- Не нравится - нужно обосновать, почему: потому что не тот цвет, потому что мужу не понравилось, он не хочет меня видеть в этом пуховике, потому что рукава длинные, обувь тесновата, не по размеру. В этом случае, естественно, должен быть соблюден товарный вид, все ярлычки должны быть сохранены, только тогда товар подлежит возврату или обмену. Бывает и так, что, приобретя какую-то вещь, например, пуховик, потребитель вышел на улицу, споткнулся, упал, и на куртке появились потертости. Тут он вспомнил, что у него есть 14 дней на обмен товара надлежащего качества, несет его в магазин, где ему отказывают. И это правомерно, потому что в законе написано: «товар подлежит возврату, если не был в употреблении». А в данном случае товар прошел такую «боевую подготовку», можно сказать, вышел из строя, поэтому, естественно, возврату и обмену уже не подлежит.
- Поступают ли обращения по поводу некачественных продуктов?
- Да, продукты питания - ещё один из пунктов антирейтинга. Это, к примеру, просроченные молоко и сметана, несвежий хлеб, засохший мармелад, тухлая рыба, мясо «с душком», в общем, продукты с истёкшим сроком годности. С такими историями покупок тоже нередко обращаются к специалистам. Один из таких ярких примеров (мы все это видим в магазине) - когда фрукты, овощи лежат на прилавке и написано «уценка». Пример из классики: рыба второй свежести. Рыбы второй свежести не бывает, она бывает только первой свежести. То же касается и продуктов питания, если мы видим слово «уценка», то нужно задуматься: с какой стати, это не скидка, не рекламная акция, а просто уценка. Если присмотреться, то мы видим: товар уже подпорченный, либо срок годности близок с минуты на минуты к его окончанию.
- А как часто бывают негодования в сфере оказания услуг?
- На эту сферу приходится 60 процентов всех обращений. Из них 25 проц. - на услуги бытовые, 40 - на услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, остальное - сфера денежная. Здесь у забайкальцев глаз не «намётан». А вот микрофинансовые организации «подкованы» с лихвой, порой и вовсе переступают границы закона.
- В чем это выражается?
- Основное нарушение, которое они допускают, - это включение в договор условий, ущемляющих права потребителя. Это навязывание страховых услуг, переменная процентная ставка - ее не по всем параметрам некоторые кредитные организации применяют правильно. А также взимание каких-либо дополнительных комиссий, которые у нас не установлены действующим законодательством.
- Лада Викторовна, какими правами обладает потребитель товаров и услуг?
- Это замена товара ненадлежащего качества, возврат денежных средств, безвозмездное устранение недостатков товара, если он обнаружен в течение гарантийного срока, это касается технически сложных товаров, и тому подобное. Что касается услуг - то же самое: безвозмездное устранение недостатков, отказ от договора оказания услуг, выполнения работ, либо это повторное выполнение работ, оказание услуг. Стоит отметить, что не все обращения, поступившие в ТО Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в городском округе «Поселок Агинское», обоснованные. Пятая часть из них не требует каких-либо разбирательств. Тут как раз-таки и опровергается, казалось бы, незыблемая истина о том, что потребитель всегда прав.
- Что делать, если права потребителя явно нарушены?
- Первым делом попытайтесь разрешить проблему, как говорится, «на берегу», вместе с продавцом. Если попытка не увенчалась успехом, то смело отправляйтесь в ТО Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в городском округе «Поселок Агинское», который расположен по адресу: п.Агинское, ул.Цыбикова, 59, а там уже совершенно бесплатно специалисты разработают для вас стратегию дальнейших действий. Кроме того, проконсультироваться можно и по телефону «горячей линии»: 8(30239) 3-47-74.
- Спасибо за беседу.
Евгения Цыбенова.