Екатерина Ковтунова: «Для меня они стали родными»
Каждый год в третий вторник марта отмечается Всемирный день социальной работы. Вряд ли существует другая сфера деятельности, где сочувствие, милосердие и житейская мудрость играли бы такую важную роль, как в социальной работе. Эта профессия несет в себе не только помощь конкретным людям, но и подает пример гуманного отношения человека к человеку. Многие люди приходят работать в социальную службу, но остаются в ней только те, кто способен отдавать частицу своей души и своего сердца, работая с людьми, которым требуется помощь, забота, внимание и любовь. Такой стала героиня рубрики Е.С.Ковтунова (на снимке).
- Екатерина Сергеевна, расскажите о себе, родителях, семье.
- Родилась и выросла в п.Орловский, у родителей нас пятеро, я - вторая. Отец Сергей Сергеевич до пенсии работал водителем, мама Татьяна Павловна - социальным работником. Родители десять лет назад переехали в г.Новокузнецк, где и живут сейчас. Я в 2001 году вышла замуж, счастливая мама троих детей. Сын служит по контракту, дочь - студентка Новокузнецкого педагогического колледжа, младшая - ученица первого класса.
- Хотелось бы поговорить о профессии социального работника. Как давно вы работаете?
- В 2006 году вышла на подмену сотрудника во время декретного отпуска, настолько втянулась и полюбила свою работу, что уже на протяжении 15 лет «подменяю» (смеется). На данный момент под моим «крылом» восемь пенсионеров в возрасте от 53 до 91 года, одна бабушка - одинокая, остальные - одиноко проживающие (это когда дети, внуки живут в других населенных пунктах). Своих опекаемых ласково называю «мои бабушки».
- Что входит в Ваши обязанности?
- В мои обязанности входит доставка продуктов питания, хозяйственных товаров, лекарств, почты. Если просят, делаю уборку по дому, помогаю по хозяйству, кому-то дров принести, воды. Если надо, занимаюсь и бумажной работой в оформлении пенсии, субсидий, льгот. Общаюсь, поддерживаю морально. Если на выходной день выпадает доставка пенсии, то ты должен ее доставить, несмотря на субботу или воскресенье.
Можно сказать, в нашей работе нет выходных, мы всегда на связи. В официальном списке социальной помощи нет услуги под названием «Выслушать всё, что наболело». Но без этого не обходится ни один визит к подопечным.
- Работа с пожилыми людьми, инвалидами подразумевает, на мой взгляд, особые человеческие качества. Как Вы считаете, какие качества необходимы социальному работнику?
- Родители с детства приучали нас уважать и почитать старших. В нашей работе нужно быть честным, открытым, добросовестным, терпеливым и уравновешенным. Уметь выслушать, поддержать. Найти каждому подход, подстроиться под настроение. Поскольку подопечные проживают одни, им хочется поговорить, особенно в этот сложный период пандемии. Они скучают, ждут меня, с каждым из них мы много общаемся, для меня они стали родными. Я отношусь к ним с большим уважением и любовью, как к своим старшим и мудрым наставникам, почти как к родителям.
Пожилые люди меня многому научили: умению решать трудные жизненные ситуации, лучше понимать людей. А самое главное, я научилась ценить каждый прожитый день.
- Как проходит Ваш рабочий день? Много ли рутины или работа полна разнообразия?
- Рабочий день начинается в 8.45 утра, работаем по графику, посетить своего подопечного мы должны два раза в неделю. Прихожу на работу, начинаю обзванивать подшефных. Беру заявку, что кому купить, вызвать «Скорую помощь», оплатить. Затем иду к ним, некоторым нужно приготовить, затопить печь и т.д. Вот так и проходит день, в суете и заботе о тех, кому мы необходимы. Очень приятно слышать от них простое слово «Спасибо», в эти моменты ты понимаешь, что не зря работаешь в этой сфере.
- Если человеку не нравится социальный работник, его могут поменять?
- Да, конечно. Но за столько лет моей работы такого не было. Когда я в отпуске, скучаем друг по другу. Если не уезжаю, навещаю их.
- Вы работаете не один год, успели привыкнуть к многим людям, слушали истории их судеб. Есть такие, которые Вам запомнились?
- В каждой семье была своя жизнь, и каждый из тех, за кем я ухаживаю, рассказывает о себе, делится своими историями. Трогательных моментов было довольно много.
- Что бы Вы могли сказать тем, кто только планирует стать социальным работником?
- Желающим посвятить себя этой профессии следует быть милосердными, терпеливыми, выносливыми. Не каждый человек, по-моему, сможет справиться. Так как работать с пожилыми людьми очень непросто. Они иногда капризнее детей.
- Бывали моменты, когда хотелось все оставить и уйти?
- Я не испытываю каких-то особых трудностей, иду на работу со спокойной душой. Все мои подопечные - доброжелательные, понимающие люди. Конечно, есть свои плюсы и минусы, но все издержки компенсируют их искренняя благодарность, то, как они радуются моему приходу.
- Несколько теплых слов в адрес Ваших коллег.
- Желаю вам не растерять той душевной доброты, которой наполнены ваши сердца. В социальной службе трудятся люди с высоким чувством ответственности, отдающие милосердию всю свою энергию, терпение и душевные силы. Искренне желаю побольше радостных хлопот, счастливых дней, ярких событий, приятных встреч.
Маргарита ВОРОНОВА.