Это нашей истории строки...
85 лет со дня выхода первого номера газеты «Хамтын ажалша» («Колхозник»)
До 1930 года Агинский аймак не имел собственного печатного органа, тем более, на родном языке. И вот 15 апреля 1930 года и в Агинском аймаке появилась своя газета «Хамтын ажалша» («Колхозник»). Она была организована выездной редакцией газеты «Бурят-Монголой унэн» - печатного органа БМАССР.
Первым редактором газеты «Хамтын ажалша» стал Бавасан Доржиевич Абидуев - один из ведущих бурятских поэтов. Он сам готовил материалы для газеты – писал передовые, очерки, фельетоны, правил статьи сотрудников. То, что выходило из-под его пера, отличалось яркостью, богатством языка, глубиной мысли. Того же он требовал и от сотрудников. Организовав первые номера газеты, Бавасан Доржиевич вернулся в Улан-Удэ. Через три года Буробком снова направляет его в Агинский аймак ответредактором газеты «Хамтын ажалша».
Первые номера газеты выходили на старо-монгольском алфавите. Это создавало большие трудности не только работникам редакции, но особенно наборщикам, ведь старо-монгольская наборная касса состояла из 86 букв. Двадцать один номер газеты были выпущены редакцией «Бурят-Монголой \нэн», а с 22-го номера, то есть с 6 июля 1930 года «Хамтын ажалша» стала выходить как орган Агинского аймачного комитета ВКП (б) и аймачного исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся.
Введение в 1930 году латинизированного бурятского алфавита, а затем в 1939 году перевод его на кириллицу заменили монгольскую классическую линейную письменность, способствовали быстрой ликвидации массовой неграмотности.
В течение трех первых месяцев газета «Хамтын ажалша» распространялась бесплатно. В последующем за короткий срок на газету подписались более 300 человек. Редакция и типография размещались в маленьком деревянном здании – в комнате бывшего хошунного дома. Наборщиками работали Хандажаб Хилыпова, Долсон Доржиева, Цыденжаб Очиров, Дарма Жамсаранов, Мыдыгма Будариева, Бальжинима Хаимчиков. Наборщиком и печатником работал Сандан Цыбенжабон из Зуткулея – человек с «золотыми» руками: умел починить машины, ремонтировать часы, мастерить по дереву, шить и т.д.
За 1930 год было выпущено более пятидесяти номеров двухстраничных тетрадных листков (некоторые из них на четырех страницах), все на старо-монгольском алфавите. Редакторами (их называли ответорганизаторы – прим. автора) «Хамтын ажалша» в то время работали Д.Цыдено, В.Лодойн, отдельные номера подписывали Б.Базаров, Ц.Цыпылов, Д.Д.Доржин и Ж.Балданжабон, Б.Ванчиков.
Уже в первый год существования газета располагала большим сельскоровским активом. Часто печатались на страницах газеты «Хамтын ажалша» Н.Нимаев, Л.Базарон, Д.Гомбоев, Ш.Яхунаев, Б-Ж.Жалсабон и другие. Они призывали своих сельчан активнее подписываться на первую газету Агинского аймака. Так, например, Доржи Гомбоев из Узона подписался на четыре месяца и призывает следовать его примеру Ц.Яхунаева. Жанчиб Дарижабон оформил подписку на 6 месяцев и призывает это сделать Гомбо Доржи Быгзуева, Цыбегжаба Сухуева. Балдан Лхажабон организовал подписку 20 человек, сдал 12 руб. 30 коп. и призывает подписаться на газету Б.Раднабазарова из Табтаная, Д-Ж.Базарова и М.Батоина из Алханая. Гомбодоржи Намсараев обращается с подобным предложением к Ц.Цыцыкову, Д.Мижитдоржину, Г.Найданову и другим.
О чем писала газета?
Первая окружная газета «Хамтын ажалша» родилась в тот период, когда в улусах агинских степей разгоралась классовая борьба с кулаками, ноенами. Активисты писали в свою газету под псевдонимами, и это неудивительно, ведь была возможна расправа над авторами критических статей. В то время на страницах «Хамтын ажалша» выходила сатирика «Алсагар Мархай».
Во втором номере газеты «Хамтын ажалша» от 15 апреля 1930 года опубликовано 13 материалов и один рисунок. Это довольно много. Ведь размер газеты составлял всего два тетрадных листка. А рисунок интересный: трактор «Красный путиловец», на его радиаторе – красный флаг, за рулем женщина-бурятка, к трактору прицеплена тележка, в ней сидят шестеро мужчин в островерхих шапочках. На заднем плане – степь, пасущийся табун лошадей. Текст к рисунку: «Быстрее получить стального коня! Внесем деньги! Призываем последовать нашему примеру товарищей!». Этот рисунок был первой иллюстрацией нашей газеты.
Рядом – небольшая заметка: «Цыренжаб Амоголонов пожертвовал 50 копеек на приобретение трактора и призывает следовать его примеру Борхондоя Гомбоева (Табтанай), Дугаржаба Очирова (Урдо-Ага), Лудупа Дамдинова и других». (Ц.Ж.Амоголонов – один из первых учеников Табтанайской школы колхозной молодежи, один из первых трактористов коммуны «Саханай», учитель – прим. автора).
В этом же номере на первой странице – памятка сельским корреспондентам, призывающая их писать о подготовке к весеннему севу, о работе сельсоветов, крестьянских комитетов и других общественных организаций, о политмассовой работе среди единоличников-скотоводов, о преимуществе коллективного ведения хозяйства и о соблюдении линии партии по кооперированию сельского хозяйства.
Опубликованы также материалы о посадке картофеля, о бережливом отношении к лесу, о сборе средств на покупку трактора.
Газета разъясняла декреты и постановления по сельскому хозяйству, налоговой политике, освещала ход выполнения хлебозаготовок, сена и так далее. В одном из номеров извещается о том, что «в селе Агинское организован красный хлебный обоз из 30 подвод и 3 обоза имени Красной Армии. Сдано 405 пудов хлеба».
Вот сообщения о преимуществе коллективного труда: «…в Чиндалее коммунары коммуны «Улан-Одон» весной 1930 года заготовили 900 жердей и 200 столбов»; «… в отдаленном Оленгуе артель утвердила свой устав, 17 мая дружно засеяла 1,5 га пшеницы, 3 га овса, всего посевы заняли 7 гектаров».
Газета публикует небольшие заметки об ударном труде членов коммун «Саханай» (Табтанай), «Булак» (Зуткулей), «Ажалшан» (Могойтуй), им.Бусыгина, Красноармейской коммуны (Ортуй), «Улан-Батор» (Судунтуй), «Шэнэ Зам» (Цугол), «Красный Октябрь» (Уронай), «Мунхэ ажал» (Амитхаша – Агинск), «Большевик» (Алханай), им.Калинина (Ага-Хангил), «Заря революции» (Будалан) и других коммун и артелей.
В номере от 18 июля 1930 года сообщается, что «во время культпохода организовано 15 новых ячеек общества «Долой неграмотность» (ОДН). Вовлечено в члены ОДН 500 человек. Организовано 200 ликбезуголков. Проведены семидневные курсы ликвидаторов неграмотности. 1000 человек подписались на газеты «Бурят Монголой Yнэн» и «Хамтын ажалша» и на антирелигиозные журналы».
В номере газеты от 17 июня 1930 года рассказывается о приметах новой жизни степняков – о начале телефонизации в Аге. Сначала протянули телефонную линию между Агинском и Тутхалтын адаг (центр Урдо-Агинского сомона). Затем - между Табтанаем и Дульдургой. Расходы утверждены в размере 58 тысяч рублей. Далее сообщалось, что линия пойдет в сторону Могойтуя, основные линии будут построены в 1932 году.
Сотрудники редакции и селькоры постоянно освещали яркие картины борьбы за новую жизнь, беспощадно разоблачали действия классовых врагов, пережитки прошлого. Часто подписывались, конечно, псевдонимами. Вот газета от 28 мая 1930 года. За подписью «Новое имя» выходит заметка о том, что «в Шинесутуйском сомоне Адун-Челонской степи Гомбоев отдал свою 17-летнюю дочь за 15-летнего сына богача, при этом он получил калым – двух коней и несколько баран». На страницах газеты того времени можно встретить такие псевдонимы, как «Курица», «Огонь», «Стрела» и так далее. А на тех, кто выступал открыто, сыпались угрозы и были даже нападения. Так нередко нападки врагов выдерживал активный селькор из Хойто-Аги Бальчин Санданов (по воспоминаниям Жигжитжапа Доржиевича Доржиева, кандидата исторических наук).
Из воспоминаний
Ц.Шагдарон, селькор, секретарь комсомольской ячейки с.Будалан в 1930-е годы:
«Нас, комсомольцев 20-х годов, а также трудовое население Аги, радовало появление аймачной газеты «Хамтын ажалша». Такое название первому местному органу печати дано неслучайно – ибо 1930-й год – это год массовой коллективизации разрозненных мелких скотоводческих индивидуальных хозяйств.
Аймачные комитеты партии и комсомола призывали сельских комсомольцев объяснять населению значение газеты, организовать ее подписку и писать статьи. Учитывая, что большинство сельчан было неграмотным, приходилось организовывать коллективные читки газеты, собирая народ по хотонам, избам-читальням. Люди с огромным интересом относились к таким чтениям, многие изъявляли желание выписывать газету».
Доржи Гомбоев, селькор с 1930 года, с.Узон:
«Будучи учеником Табтанайской школы крестьянской молодежи, мы создали юнкоровский пост... В юнкоровский пост входили Балдан Дондоков, Батоочир Цыбиков – ученики 7 класса из Алханая, Цынгэ Дансаранов из Урдо-Аги, Базаргуро Батуев из Будалана и я из Узона. Руководителем был старшеклассник Дарижаб Дамдинов из Урдо-Аги».
Б.Намсарайн, пос.Агинское:
«Зимой 1930 года началась подготовка к выпуску аймачной газеты. В марте на юго-восточной окраине села Агинское приступили к оборудованию здания одного из бывших местных богатеев. Из Улан-Удэ привезли печатную машину, наборную кассу и бумагу. Газета получила название «Хамтын ажалша». Печатал газету Сандан Цыбенжабон, ранее работавший в типографии в Улан-Удэ. Учеником у него был Цэдэнжаб Очирон, окончивший начальную школу. Мы, учащиеся Агинской школы, очень интересовались выпуском газеты, ходили в редакцию смотреть за этим процессом».
Д-Б.Жигмитов, селькор, с.Хойто-Ага:
«При отсутствии радио, когда мы, большинство населения Аги, плохо владели русским языком и не могли выписывать и читать центральные газеты, выход местной газеты «Хамтын ажалша» весной 1930 года был знаменательным событием в нашей жизни. Поэтому мы сразу же подписались на газету и занимались организацией подписки среди населения».
На заседании бюро окружкома партии от 7 июня 1938 года утверждено решение о переименовании газеты «Колхозник» на «Агинскую правду». С этого времени начинается новый этап окружной газеты.
Зоя БАРАНОВА.
Фото из архива редакции.