Этапы становления и развития местного самоуправления в Агинском Бурятском округе
Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 2012 года в России установлен День местного самоуправления. Новый памятный день, как сказано в тексте Указа, «установлен в целях повышения роли и значения института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества». Эта дата впервые будет отмечаться 21 апреля 2013 года, и выбрана она не случайно: именно в этот день в 1785 году императрицей Екатериной II был издан законодательный акт – Грамота на права и выгоды городам Российской империи (или Жалованная грамота), этот закон положил начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.
Каковы этапы становления и развития местного самоуправления в Агинском Бурятском округе? Накануне праздника мы беседуем с исполняющим обязанности заместителя председателя Правительства Забайкальского края – руководителем Администрации Агинского Бурятского округа С.Б.Мажиевым.
- Сокто Бальжинимаевич, расскажите, пожалуйста, об истории становления местного самоуправления в округе.
- История становления местного самоуправления на агинской земле имеет давние традиции национального самоуправления. Царская власть оценила значение родовых управлений, сохранила и совершенствовала этот опыт, создала бурятские Степные Думы. Степные Думы сыграли большую роль в вовлечении коренного населения в управление делами, в развитии хозяйств и культуры всего бурятского народа.
Советская власть не отрицала роли аймаков как местных органов самоуправления бурят. После образования Бурят-Монгольской автономной советской республики существовали местные Советы, сочетая в себе функции государственной власти и местного самоуправления. В 1937 году Конституцией РСФСР Совет стал называться Советом депутатов трудящихся, затем с Конституцией Российской Федерации 1978 года вошло понятие «Советы народных депутатов», которые действовали до октября 1993 года.
Местное самоуправление за длительный период - с 1917 по 1990 гг. - не получило закрепления в правовых актах, пока в 1990 году не был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Он определил местное самоуправление как часть социалистического самоуправления народа, которое призвано обеспечить реализацию прав и свобод граждан, их самостоятельность в решении вопросов социально-экономического развития территории. Законом РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР», принятым в 1991 году, исполнительные комитеты местных Советов были заменены местными администрациями, было введено понятие муниципальной собственности.
В Конституции Российской Федерации 1993 года сказано, что органы местного самоуправления самостоятельны в пределах своих полномочий и не входят в систему органов государственной власти, это третий местный уровень публичной власти.
В марте 1994 года впервые были проведены выборы представителей в органы местного самоуправления сел и поселков, были сформированы районные собрания представителей местного самоуправления.
В этот период в правоприменительной практике присутствовало значительное количество нерешенных проблем. Такой неод-нозначный период закончился в связи с принятием в августе 1995 года Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», данный закон установил общие принципы организации местного самоуправления, а не систему органов местного самоуправления.
- А какие принципы организации местного самоуправления установил данный федеральный закон?
- Вышеуказанный закон делает установку на разнообразие уровней территориального деления, на которых может быть организовано местное самоуправление. Почти половина субъектов Федерации (43) пошли по пути превращения в муниципальные образования крупных административных единиц – районов и городов. Еще 23 субъекта из 89 субъектов Федерации избрали путь создания двухуровневого местного самоуправления в сельской местности. Всего лишь семь субъектов Федерации, в том числе Агинский Бурятский автономный округ, стали развивать местное самоуправление на уровне сельских и поселковых поселений. Глава Администрации Агинского Бурятского автономного округа Б.Б.Жамсуев и его соратники в развитии местного самоуправления именно этой модели видели власть, самую близкую к народу, сформированную народом, озабоченную его интересами и подконтрольной ему.
Справедливо и то, что на первый план выдвинут человек и его труд, производство и интерес, на основе которых строится самоуправление, как опора органов государственной власти.
В соответствии с Конституционными положениями и учетом дальнейшего развития местного самоуправления в Агинском Бурятском автономном округе было создано необходимое правовое поле для работы органов местного самоуправления.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ дал окончательный толчок развитию органов местного самоуправления в регионах Российской Федерации. Как показал опыт, модель формирования и развития местного самоуправления, принятая в том числе и в Агинском Бурятском автономном округе, показала себя, как наиболее жизнеспособная и эффективная система взаимодействия местного самоуправления и с населением, и с органами государственной власти.
- Можно привести примеры из опыта работы по развитию местного самоуправления в округе?
- Тогда появилась действенная форма работы, как комплексные выезды главы Администрации Агинского Бурятского автономного округа, рабочих групп администрации, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в сельские и городские поселения для оказания практической и методической помощи администрациям муниципальных образований. Во время таких выездов обязательным элементом был прием граждан, у наших земляков появилась возможность, не выезжая в окружной центр, попасть на личный прием к Главе Администрации округа. По итогам выездов принимались конкретные меры по реализации высказанных предложений и замечаний. Появились новые организованные формы взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления – это коллегии, консультативные советы, советы глав. Эти формы работы исполнительного органа власти округа нашли самую широкую поддержку в муниципальных образованиях, которые успешно функционируют и в современных реалиях.
Сегодня Агинский Бурятский округ, согласно Уставу Забайкальского края, создан в составе Забайкальского края в границах территории Агинского Бурятского автономного округа как административно-территориальная единица с особым статусом. В границах Агинского Бурятского округа находятся административные районы: Агинский, Дульдургинский и Могойтуйский, городской округ «Поселок Агинское». В округе насчитывается 38 городских и сельских поселений.
Одна из основных задач органов государственной власти Агинского Бурятского округа - совершенствование механизма организационного обеспечения государственной политики в сфере местного самоуправления, организация согласованной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления по повышению эффективности социально-экономического развития муниципальных образований
Роль местного самоуправления в системе органов публичной власти предъявляет и новые требования к муниципальным служащим, профессионально подготовленным, активно использующим современные технологии и знания в области муниципального управления.
- Сколько всего служащих трудятся в муниципалитетах округа?
- Всего в органах местного самоуправления Агинского Бурятского округа на муниципальных должностях работают 449 человек, 84 проц. из них имеют высшее образование.
В разрезе муниципальных районов и ГО «Поселок Агинское» картина выглядит следующим образом. В поселениях и аппарате администрации МР «Агинский район» трудятся 152 муниципальных служащих, из них 79 проц. имеют высшее профессиональное образование, 19 проц. - средне-специальное образование. Специализацию «Государственное и муниципальное управление» имеют 7 проц. служащих. В поселениях и аппарате МР «Могойтуйский район» - 143 муниципальных служащих, из них 79 проц. имеют высшее профессиональное образование, 11 проц. - средне-специальное образование, среднее образование имеют четыре человека, неполное высшее – пять человек. Специализацию «Государственное и муниципальное управление» имеют 10,5 проц. служащих. В 2012 году прошли курсы повышения квалификации 24 проц. муниципальных служащих. В поселениях и аппарате МР «Дульдургинский район» - 100 муниципальных служащих, из них 76 проц. имеют высшее профессиональное образование, 22 проц. - средне-специальное образование, среднее образование имеет один специалист. Специализацию «Государственное и муниципальное управление» имеют три процента служащих. В 2012 году прошли курсы повышения квалификации — 4 проц. муниципальных служащих. В ГО «Поселок Агинское» - 54 муниципальных служащих, все имеют высшее образование (100 проц.), из них специализацию «Государственное и муниципальное управление» - 16,7 проц. В 2012 году прошли курсы повышения квалификации 26 проц. муниципальных служащих.
Большое внимание уделяется вопросам повышения квалификации, деловым партнером выступает Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы. За три месяца 2013 года курсы повышения квалификации в целом по округу прошли 40 ведущих специалистов сельских и поселковых администраций, в краевом центре прошли учебу три специалиста по делам молодежи.
- Жители должны знать, чем занимается местная власть…
- В целях улучшения обеспечения доступа населения к информации о деятельности органов местного самоуправления во всех городских и сельских поселениях имеются официальные сайты, если на уровне муниципальных районов сайты функционируют в постоянном режиме, то на работу сайтов городских и сельских поселений необходимо обратить самое пристальное внимание. Взаимодействие органов местного самоуправления со средствами массовой информации идет в форме конструктивного диалога, сформирована благоприятная среда для сотрудничества власти и общества.
В завершение хочется привести слова В.В.Путина: «Наша общая задача - укрепить местное самоуправление, расширить его финансовую самостоятельность и ресурсные возможности».
Подготовила Дарима БАЗАРОВА.