Две струны – и все степные напевы
7-8 мая в театре современной драмы и синтеза «ДалиТЭ» прошел спектакль «Легенда о происхождении морин-хуура». За его основу взята одна из существующих легенд о богатыре Хухо Намжиле и его верной лошади, которую убивает злой хан. От боли и горя Хухо Намжил изготавливает первый морин-хуур в память о верном друге из его хвоста, шкуры и костей. Он заиграл на новорожденном инструменте, и в его звуках вновь услышал голос любимого скакуна…
На спектакле солировал искусный исполнитель, президент ассоциации морин-хууристов России Дмитрий Аюров.
«Душа народа» - так иногда называют этот музыкальный инструмент с трогательной историей происхождения. Его название состоит из двух слов – морин - конь и хуур – струна, голос.
Морин хуур - струнный смычковый музыкальный инструмент монгольского происхождения, распространен в Монголии, регионально на севере Китая (в первую очередь район - Внутренняя Монголия) и в России (в Бурятии, Тыве, Иркутской области и Забайкальском крае).
Головка грифа морин-хуура традиционно изготавливается в виде головы лошади. На морин-хууре играют сидя, зажав трапециевидный корпус между двумя коленями и держа гриф под острым углом почти вертикально вверх.
У морин-хуура всего две струны, но это не мешает инструменту имитировать лошадиное ржание или дуновение ветра в степи. С глубокой древности морин-хуур используется для сопровождения протяжных и героико-эпических песен, танцев, а также как сольный инструмент.
Морин-хуур широко используется в современных бурятских национальных оркестрах. В Китае его называют матоуцинь, что означает «инструмент с конской головой». У алтайцев в дополнение к морин-хууру есть родственный инструмент икили, у тувинцев игил или игиль, у хакасов – ыых, в Индии – рабанастр. В китайской музыке широко применяется еще один двухструнный смычковый инструмент - эрху.
Существует предание, которое гласит, что у самого Чингисхана был собственный золотой хуур, который он любил, как ревнивый муж любит свою жену, и был готов казнить любого из своих приближенных, кто посмел бы разлучить Чингисхана с его «скрипкой».
На протяжении семисот лет без морин-хуура не обходился ни один праздник монгольского и бурятского народов, будь то скачки, стрельба из лука, борьба или любое другое важное событие.
В 2005 году по решению ЮНЕСКО морин-хуур получил сертификат об утверждении монгольского национального инструмента морин-хуур в качестве сокровищницы культурного наследия человечества.
На спектакле солировал искусный исполнитель, президент ассоциации морин-хууристов России Дмитрий Аюров.
«Душа народа» - так иногда называют этот музыкальный инструмент с трогательной историей происхождения. Его название состоит из двух слов – морин - конь и хуур – струна, голос.
Морин хуур - струнный смычковый музыкальный инструмент монгольского происхождения, распространен в Монголии, регионально на севере Китая (в первую очередь район - Внутренняя Монголия) и в России (в Бурятии, Тыве, Иркутской области и Забайкальском крае).
Головка грифа морин-хуура традиционно изготавливается в виде головы лошади. На морин-хууре играют сидя, зажав трапециевидный корпус между двумя коленями и держа гриф под острым углом почти вертикально вверх.
У морин-хуура всего две струны, но это не мешает инструменту имитировать лошадиное ржание или дуновение ветра в степи. С глубокой древности морин-хуур используется для сопровождения протяжных и героико-эпических песен, танцев, а также как сольный инструмент.
Морин-хуур широко используется в современных бурятских национальных оркестрах. В Китае его называют матоуцинь, что означает «инструмент с конской головой». У алтайцев в дополнение к морин-хууру есть родственный инструмент икили, у тувинцев игил или игиль, у хакасов – ыых, в Индии – рабанастр. В китайской музыке широко применяется еще один двухструнный смычковый инструмент - эрху.
Существует предание, которое гласит, что у самого Чингисхана был собственный золотой хуур, который он любил, как ревнивый муж любит свою жену, и был готов казнить любого из своих приближенных, кто посмел бы разлучить Чингисхана с его «скрипкой».
На протяжении семисот лет без морин-хуура не обходился ни один праздник монгольского и бурятского народов, будь то скачки, стрельба из лука, борьба или любое другое важное событие.
В 2005 году по решению ЮНЕСКО морин-хуур получил сертификат об утверждении монгольского национального инструмента морин-хуур в качестве сокровищницы культурного наследия человечества.
Подготовила Аюна ДАШИДОНДОКОВА.