Душа в холстах
«Три мира» - так называется выставка агинских художников
30 марта в выставочном зале театра современной драмы и синтеза «ДалиТЭ» прошло открытие экспозиций членов Союза художников Российской Федерации Доржи Гомбоева, Ларисы Эрдынеевой и Саяны Шухэртуевой.
Три художника, три абсолютно разных стиля, три других мира. Уникальная выставка собрала многочисленных гостей, среди которых были начальник управления по внутренней политике администрации губернатора Забайкальского края Александр Беспечанский, начальник отдела развития культуры Администрации Агинского Бурятского округа Рыгзын Цыдендоржиев, председатель Забайкальского регионального отделения Союза художников России Николай Орлов, представители администраций муниципальных районов, городского округа «Поселок Агинское» и духовенства в лице ректора Агинской Буддийской академии Чингиза Сультимова.
На открытии прозвучало очень много теплых, искренних слов поздравлений, пожеланий. Председатель Забайкальского регионального отделения Союза художников Николай Орлов вручил членские билеты Доржи Гомбоеву, Ларисе Эрдынеевой и Саяне Шухэртуевой. «Собралась хорошая когорта художников. Заметен рост, в сравнении с прошлыми годами», - отметил он.
Бальзамом на душу агинских мастеров пролились слова заслуженного художника России Валентина Кандалова, который высоко оценил творческие работы: «Сегодня, не побоюсь этого слова, представлена грандиозная выставка. Эти художники работают на уровне заслуженных, спасибо вам за таких людей».
Многочисленные посетители подолгу рассматривали картины Доржи Гомбоева, бурно обсуждали эксцентричные, необычные работы Саяны Шухэртуевой, любовались историческими сюжетами на холсте и темпере Ларисы Эрдынеевой. Но одну объединяющую черту выставки посетители не могли не заметить – все работы посвящены бурятскому народу, его быту, простой жизни.
Вблизи – широкий мазок кисти, а отойдешь от картины – перед тобой лодка, покачивающаяся на волнах Байкала. Признанный художник Доржи Гомбоев (на снимке) изображает родные степи, горы, синеющие в дымке тумана, тучные стада коров. Все работы динамичные, живые.
Эмоции, переживания на лицах в картине «Шахматисты» так и играют. «Эмиграция бурят» дает возможность представить шелест трав под дуновением ветра.
Или вот «Осенние дожди», где одинокий путник - в плотной стене дождя, его можно даже услышать, прикрыв глаза.
Вообще, практически все работы Доржи Гомбоева написаны темными красками, и кажется, что дореволюционная, советская жизнь бурят была не так светла. С другой стороны, решусь отметить, что такие оттенки дают эффект старины и историзма, добавляют реальности.
Совершенно другой мир бурят у Ларисы Эрдынеевой. Ее работы выполнены в светлых, ярких и сочных цветах, они графичны. Дойка коров, люди, кружащиеся в ехоре, жизнь в юртах, где в мельчайших подробностях прописаны предметы обихода бурятского народа. Лариса Цыренжаповна говорит, что она тщательно изучает, много читает научные материалы, прежде чем что-либо сотворить. Ее масштабные работы: триптихи «Абай Гэсэр х\б\\н», «Баргу-Батор», «Долгий путь предков» - несомненно, привлекают всеобщее внимание своим тщательным изображением наших прародителей, народных героев. «Баргу-Батор» показывает нам, как разделились Буряадай и Хоридой, как в разные стороны разошлись сыновья, дав начало Эхирит-Булагатскому и одиннадцати хоринским родам, в числе которых восемь агинских.
Несколько отличаются работы, сотворенные Саяной Шухэртуевой (на снимке), пожалуй, самой неординарной, но, без сомнения, талантливой художницей. Абстрактной действительностью веет от ее изящных картин, выполненных в светло-синих, небесных оттенках. Причудливые узоры превращаются в девушек в этнических нарядах, с раскосыми глазами и высокими скулами на вытянутых лицах. К примеру, «Хондоли» - в фантасмагорическом цвете, или «Мир – только сон». Удивительные работы, которые отвлекают от обыденной жизни, привносят немного чуда в нашу рутину, заставляют прочувствовать особенную красоту бурят-монгольского народа, которую не встретить больше ни у кого.
Как отметила искусствовед, член Союза художников России и Международной ассоциации искусствоведов, заслуженный работник культуры Читинской области Елена Иманакова, все картины являются исторической и художественной памятью бурятского народа.
Каждый из трех художников вложил частичку своей души в свои творения, увековечил в них свое имя.
Ее работы, безусловно, привлекают внимание. У нее диплом Всебурятской ассоциации развития культуры и премия имени президента ВАРК народного художника России Дашинимы Дугарова за серию картин «11 хоринских бурят», представленную на Международном фестивале «Алтаргана-2006»; диплом лауреата-победителя в номинации «Буряад зураг» за возрождение традиций национальной живописи. Она – обладатель диплома Гран-при выставки произведений мастеров народных художественных промыслов девятого Международного бурятского национального фестиваля «Алтаргана-2010» в г. Улан-Батор. На своих картинах она расписывается как Намжилма Эрдынеева, но большинству почитателей она известна как Лариса.
Выхватить из толпы ценителей ее искусства, друзей и родных Ларису Эрдынееву (на снимке) было не легче, чем найти иголку в стоге сена. Но в итоге разговор о ее творчестве все же состоялся.
- Лариса Цыренжаповна, в чем особенность Ваших работ?
- Я рисую в стиле «Буряад зураг». Работаю в бурятском национальном направлении, у меня очень много исторических, мифологических сюжетов. В основном рисую наших бурятских героев, таких, как Барга Батор, Балжан хатан.
- Чтобы суметь показать исторические сюжеты, нужно многое знать. Где пополняете свои знания?
- Конечно же, я много изучаю специальной литературы, беру материалы из хроник, читаю, просматриваю журналы. Изучаю танки древних буддийских художников. И все это самостоятельно. Например, когда я писала танку Янжима бурхан, то брала полумесячные уроки у учителя Агинской Буддийской академии, ездила в Агинский дацан и изучала азы буддийской иконописи. У меня есть огромное желание писать танка, но приходится воздерживаться, потому что этому учатся много лет и требуется разрешение от высокопоставленных духовных лиц.
- Сколько времени уходит на Ваши работы?
- На триптих полтора месяца, другие – по настроению - могу создавать три дня, неделю, или, возможно, год.
- Где и у кого Вы обучались?
- Закончила художественно-графическое отделение Улан-Удэнского художественного училища. А своим наставником считаю Цыбикжаба Цыдыпова, работаю с ним с 2002 года. В Могойтуе была художественная мастерская «Угалза» под его руководством, там у него научилась расписывать бурятские сундуки. По бурятской живописи он не давал уроки, но направлял, подсказывал, подавал идеи, где-то подправлял. По традиционной живописи я самоучка.
- Отдельно хочется отметить Ваши шаржи.
- Это мое хобби. Дружеские шаржи начала рисовать еще в студенчестве. Очень люблю юмор, сатиру. Однажды нарисовала однокурсника, всем понравилось. В конце концов, все училище бегало по пятам и просило шаржи. Сейчас делаю дружеские шаржи на известных людей нашего округа, Забайкальского края. Особенно люблю изображать политических деятелей. Есть шаржи на Баира Жамсуева, Иосифа Кобзона, Равиля Гениатулина, Сокто Мажиева, на многих известных деятелей искусства, родственников, друзей.
- Вы также известны своими поздравительными открытками в бурятском стиле.
- Да, был один опыт. Сейчас не выпускаю - нужны немалые деньги. Печатала в Агинской типографии, открытки разошлись неплохо, их спрашивают до сих пор. Но, я думаю, по качеству с моей дизайнерской стороны должно было быть лучше, поярче. Но все еще впереди.
- Началась ли работа над Вашим проектом «Живопись в старобурятской традиции», который получил государственный грант?
- Когда перечислят деньги, тогда и начнется работа. По плану проекта, в ноябре в Чите будет проведена персональная выставка под названием «Забайкалье - земля легенд», затем в Могойтуе.
- Где же Вы все-таки берете вдохновение для своих работ?
- Вдохновение нахожу в окружающем мире, когда читаю литературу.
- Скажите, а чем занимаетесь в свободное от творчества время?
- Искусство требует постоянного внимания к себе, свободного времени практически не бывает. Вообще женщинам трудно быть художником, ведь над живописью нужно сидеть целый день и больше, забыв о муже, детях, о еде.
- Можете выделить кого-нибудь из мировой классики, из местных?
- Очень много работ, они все нравятся, одного какого-либо художника не могу назвать. Из наших – это Доржи Гомбоев и Саяна Шухэртуева. У них бесценные работы.
- Поделитесь ближайшими планами.
- Есть большое желание открыть студию «Буряад зураг» в Могойтуе, где я буду обучать этому направлению молодое поколение.
Аюна ДАШИДОНДОКОВА.
Три художника, три абсолютно разных стиля, три других мира. Уникальная выставка собрала многочисленных гостей, среди которых были начальник управления по внутренней политике администрации губернатора Забайкальского края Александр Беспечанский, начальник отдела развития культуры Администрации Агинского Бурятского округа Рыгзын Цыдендоржиев, председатель Забайкальского регионального отделения Союза художников России Николай Орлов, представители администраций муниципальных районов, городского округа «Поселок Агинское» и духовенства в лице ректора Агинской Буддийской академии Чингиза Сультимова.
На открытии прозвучало очень много теплых, искренних слов поздравлений, пожеланий. Председатель Забайкальского регионального отделения Союза художников Николай Орлов вручил членские билеты Доржи Гомбоеву, Ларисе Эрдынеевой и Саяне Шухэртуевой. «Собралась хорошая когорта художников. Заметен рост, в сравнении с прошлыми годами», - отметил он.
Бальзамом на душу агинских мастеров пролились слова заслуженного художника России Валентина Кандалова, который высоко оценил творческие работы: «Сегодня, не побоюсь этого слова, представлена грандиозная выставка. Эти художники работают на уровне заслуженных, спасибо вам за таких людей».
Многочисленные посетители подолгу рассматривали картины Доржи Гомбоева, бурно обсуждали эксцентричные, необычные работы Саяны Шухэртуевой, любовались историческими сюжетами на холсте и темпере Ларисы Эрдынеевой. Но одну объединяющую черту выставки посетители не могли не заметить – все работы посвящены бурятскому народу, его быту, простой жизни.
Вблизи – широкий мазок кисти, а отойдешь от картины – перед тобой лодка, покачивающаяся на волнах Байкала. Признанный художник Доржи Гомбоев (на снимке) изображает родные степи, горы, синеющие в дымке тумана, тучные стада коров. Все работы динамичные, живые.
Эмоции, переживания на лицах в картине «Шахматисты» так и играют. «Эмиграция бурят» дает возможность представить шелест трав под дуновением ветра.
Или вот «Осенние дожди», где одинокий путник - в плотной стене дождя, его можно даже услышать, прикрыв глаза.
Вообще, практически все работы Доржи Гомбоева написаны темными красками, и кажется, что дореволюционная, советская жизнь бурят была не так светла. С другой стороны, решусь отметить, что такие оттенки дают эффект старины и историзма, добавляют реальности.
Совершенно другой мир бурят у Ларисы Эрдынеевой. Ее работы выполнены в светлых, ярких и сочных цветах, они графичны. Дойка коров, люди, кружащиеся в ехоре, жизнь в юртах, где в мельчайших подробностях прописаны предметы обихода бурятского народа. Лариса Цыренжаповна говорит, что она тщательно изучает, много читает научные материалы, прежде чем что-либо сотворить. Ее масштабные работы: триптихи «Абай Гэсэр х\б\\н», «Баргу-Батор», «Долгий путь предков» - несомненно, привлекают всеобщее внимание своим тщательным изображением наших прародителей, народных героев. «Баргу-Батор» показывает нам, как разделились Буряадай и Хоридой, как в разные стороны разошлись сыновья, дав начало Эхирит-Булагатскому и одиннадцати хоринским родам, в числе которых восемь агинских.
Несколько отличаются работы, сотворенные Саяной Шухэртуевой (на снимке), пожалуй, самой неординарной, но, без сомнения, талантливой художницей. Абстрактной действительностью веет от ее изящных картин, выполненных в светло-синих, небесных оттенках. Причудливые узоры превращаются в девушек в этнических нарядах, с раскосыми глазами и высокими скулами на вытянутых лицах. К примеру, «Хондоли» - в фантасмагорическом цвете, или «Мир – только сон». Удивительные работы, которые отвлекают от обыденной жизни, привносят немного чуда в нашу рутину, заставляют прочувствовать особенную красоту бурят-монгольского народа, которую не встретить больше ни у кого.
Как отметила искусствовед, член Союза художников России и Международной ассоциации искусствоведов, заслуженный работник культуры Читинской области Елена Иманакова, все картины являются исторической и художественной памятью бурятского народа.
Каждый из трех художников вложил частичку своей души в свои творения, увековечил в них свое имя.
В стиле «Буряад зураг»
Ее работы, безусловно, привлекают внимание. У нее диплом Всебурятской ассоциации развития культуры и премия имени президента ВАРК народного художника России Дашинимы Дугарова за серию картин «11 хоринских бурят», представленную на Международном фестивале «Алтаргана-2006»; диплом лауреата-победителя в номинации «Буряад зураг» за возрождение традиций национальной живописи. Она – обладатель диплома Гран-при выставки произведений мастеров народных художественных промыслов девятого Международного бурятского национального фестиваля «Алтаргана-2010» в г. Улан-Батор. На своих картинах она расписывается как Намжилма Эрдынеева, но большинству почитателей она известна как Лариса.
Выхватить из толпы ценителей ее искусства, друзей и родных Ларису Эрдынееву (на снимке) было не легче, чем найти иголку в стоге сена. Но в итоге разговор о ее творчестве все же состоялся.
- Лариса Цыренжаповна, в чем особенность Ваших работ?
- Я рисую в стиле «Буряад зураг». Работаю в бурятском национальном направлении, у меня очень много исторических, мифологических сюжетов. В основном рисую наших бурятских героев, таких, как Барга Батор, Балжан хатан.
- Чтобы суметь показать исторические сюжеты, нужно многое знать. Где пополняете свои знания?
- Конечно же, я много изучаю специальной литературы, беру материалы из хроник, читаю, просматриваю журналы. Изучаю танки древних буддийских художников. И все это самостоятельно. Например, когда я писала танку Янжима бурхан, то брала полумесячные уроки у учителя Агинской Буддийской академии, ездила в Агинский дацан и изучала азы буддийской иконописи. У меня есть огромное желание писать танка, но приходится воздерживаться, потому что этому учатся много лет и требуется разрешение от высокопоставленных духовных лиц.
- Сколько времени уходит на Ваши работы?
- На триптих полтора месяца, другие – по настроению - могу создавать три дня, неделю, или, возможно, год.
- Где и у кого Вы обучались?
- Закончила художественно-графическое отделение Улан-Удэнского художественного училища. А своим наставником считаю Цыбикжаба Цыдыпова, работаю с ним с 2002 года. В Могойтуе была художественная мастерская «Угалза» под его руководством, там у него научилась расписывать бурятские сундуки. По бурятской живописи он не давал уроки, но направлял, подсказывал, подавал идеи, где-то подправлял. По традиционной живописи я самоучка.
- Отдельно хочется отметить Ваши шаржи.
- Это мое хобби. Дружеские шаржи начала рисовать еще в студенчестве. Очень люблю юмор, сатиру. Однажды нарисовала однокурсника, всем понравилось. В конце концов, все училище бегало по пятам и просило шаржи. Сейчас делаю дружеские шаржи на известных людей нашего округа, Забайкальского края. Особенно люблю изображать политических деятелей. Есть шаржи на Баира Жамсуева, Иосифа Кобзона, Равиля Гениатулина, Сокто Мажиева, на многих известных деятелей искусства, родственников, друзей.
- Вы также известны своими поздравительными открытками в бурятском стиле.
- Да, был один опыт. Сейчас не выпускаю - нужны немалые деньги. Печатала в Агинской типографии, открытки разошлись неплохо, их спрашивают до сих пор. Но, я думаю, по качеству с моей дизайнерской стороны должно было быть лучше, поярче. Но все еще впереди.
- Началась ли работа над Вашим проектом «Живопись в старобурятской традиции», который получил государственный грант?
- Когда перечислят деньги, тогда и начнется работа. По плану проекта, в ноябре в Чите будет проведена персональная выставка под названием «Забайкалье - земля легенд», затем в Могойтуе.
- Где же Вы все-таки берете вдохновение для своих работ?
- Вдохновение нахожу в окружающем мире, когда читаю литературу.
- Скажите, а чем занимаетесь в свободное от творчества время?
- Искусство требует постоянного внимания к себе, свободного времени практически не бывает. Вообще женщинам трудно быть художником, ведь над живописью нужно сидеть целый день и больше, забыв о муже, детях, о еде.
- Можете выделить кого-нибудь из мировой классики, из местных?
- Очень много работ, они все нравятся, одного какого-либо художника не могу назвать. Из наших – это Доржи Гомбоев и Саяна Шухэртуева. У них бесценные работы.
- Поделитесь ближайшими планами.
- Есть большое желание открыть студию «Буряад зураг» в Могойтуе, где я буду обучать этому направлению молодое поколение.
Аюна ДАШИДОНДОКОВА.