Главная » 2020 » Январь » 25 » Дулмажаб Цынгуева: «Школа должна работать на будущее ребенка...»

Дулмажаб Цынгуева: «Школа должна работать на будущее ребенка...»

25.01.2020 в 09:47 просмотров: 1137 комментариев: 0 Образование

Так уж сложилось, что именно люди с горящими глазами, увлеченные идеей и своей профессией, улучшают наш мир и привносят в него что-то новое. Таковой является наш субботний гость - завуч по научно-методической работе Агинской средней общеобразовательной школы №2, кандидат культурологии Дулмажаб Дугаржаповна Цынгуева (на снимке), с большим опытом защиты проектов, неоднократно становившаяся победителем профессиональных конкурсов именно как методист-наставник, например, в Республике Бурятия в прошлом году. 

- Дулмажаб Дугаржаповна, Вы уже давно работаете в системе образования. Что Вас привело туда? 
- Не могу сказать, что я с детства целенаправленно шла к профессии учителя, в школе я неплохо рисовала, и мои учителя (педагоги Догойской средней школы) пророчили мне будущее художницы, но я тогда не очень понимала, как этого можно достичь. Поэтому я поступила в Бурятский государственный педагогический институт им.Доржи Банзарова, была обычной студенткой, пока не случилась педагогическая практика: сначала в Бурятском лицее-интернате по бурятскому языку и литературе под руководством заслуженного учителя РФ (или тогда СССР) Хандамы Дугаровны Дамдиновой, затем в Хоринской средней школе по русскому языку и литературе под руководством также заслуженного учителя Дымбрыла Дугаровича Дугарова. Видимо, мне очень повезло с моими первыми наставниками, людьми, влюбленными в свое дело, фанатично преданными своей профессии, выполняющими высочайшую, священную миссию на земле. Я «заразилась» тогда этим до головокружения, но странно, что оно до сих пор меня не отпускает, также, как не тускнеют в моей памяти их образы и не стираются их имена. Это удивительно, ведь прошло с тех пор сорок лет! 
- Где началась Ваша карьера?
- В 1981 году после окончания вуза я попала в Цаган-Ольскую среднюю школу, преподавала там русский язык и литературу, бурятский язык и литературу. Но вскоре я попала в ситуацию: как всякий начинающий учитель, почувствовала дефицит знаний и умений с одной стороны. 
А с другой – я видела десятки пар глаз моих первых учеников, в которых читался живой интерес к моей персоне и ожидание чего-то большего, интересного. И эти ожидания обмануть я не могла. Именно это стало мощным стимулом для работы над собой, пришлось, сидя за столом долгими зимними вечерами и ночами, закончить еще один «университет». Дальше моя педагогическая деятельность продолжилась в Цокто-Хангильской средней школе, где я проработала 13 лет, затем пять лет отработала в окружном институте усовершенствования учителей (ныне - Агинский ИПК РСС), затем - 18 лет в Агинской средней школе №1 и вот уже четвертый год работаю в школе №2 п.Агинское. Каждый этап своей педагогической  деятельности, каждый коллектив, с которым работала, я ценю как дар, ниспосланный сверху, и благодарна судьбе за этот пройденный путь. От каждой школы у меня остались благодарные ученики и преданные коллеги, с которыми до сих пор поддерживаю близкие дружественные отношения.
- В последнее время вторая школа «на слуху» - показывает хорошие результаты, достижения в различных образовательных форумах, конкурсах. Что этому способствует? 
- Да, действительно в октябре 2019 года наша школа стала лучшей поселковой образовательной организацией округа, в декабре - победителем конкурса ииновационных проектов в рамках Забайкальского образовательного форума, а также есть результаты и всероссийских заочных конкурсов. Успеху всегда способствуют общий настрой, взаимопонимание, доверие и уважение в коллективе. Мне нравится атмосфера, которая царит в этой школе, мне комфортно в ней работать. Во-первых, там учатся очень благодарные дети, не в смысле, что они умеют благодарить, а в смысле, что они открытые, активные, талантливые, всегда готовые оправдать вложенные в них педагогом силы и энергии. Они как свечки, готовые моментально вспыхнуть ярким пламенем и озарить все вокруг, стоит только «поднести огонь». Просто грех не делать этого! Я об этом часто говорю своим коллегам. Думаю, здесь проявляется преимущества поликультурной среды воспитания, ведь в школе обучаются представители восьми национальностей, среди которых большой процент детей смешанных браков. Во-вторых, я думаю, без концептуального и стратегического единства в умах и сердцах, прежде всего, руководителей школы, без их взаимного доверия никакого успеха быть не может. Мне нравится демократический стиль руководства, который традиционно был всегда присущ второй школе еще со времен Жигмита Тумуновича Тумунова, и сегодня он сознательно поддерживается и культивируется директором школы Ларисой Цыреновной Гонгоровой. У нее свой особый почерк руководителя, она предпочитает особо не вмешиваться в сам процесс, доверяя своим подчиненным, но это не отменяет достаточно жесткого спроса за конечные результаты. Именно поэтому под ее крылом вырастают такие профессионалы своего дела - ее заместители Т.В.Аслезова, О.В.Бекетова, Б.Д.Самбуева. Лариса Цыреновна предоставляет свободу самовыражения каждому члену коллектива, каждый учитель в этой школе - самодостаточная единица со своей позицией, мнением, даже странностями, каждый может быть услышан, понят, принят. Наверное, поэтому коллектив остается стабильным, текучесть кадров здесь невысокая по сравнению с другими школами, несмотря на большие соблазны податься за миллионами «на севера», ни один учитель второй школы не попал в этот список. И такое отношение со стороны руководителя налагает определенную ответственность на членов коллектива: если люди берутся за дело, то они его делают на совесть. Третий фактор - это  наличие сплоченной профессиональной команды, готовой решать любые проблемы и творческие задачи. Где бы я ни работала, всегда старалась создать команду единомышленников, привлекая к себе молодых, целеустремленных, креативных и ответственных людей, коих во второй школе оказалось предостаточно. И все эти достижения - это и есть результат работы сплоченной команды. Вместе с тем, я далека от идеализации АСОШ №2, как в любом большом коллективе у нас не обходится без проблемных вопросов, конфликтных ситуаций, я вижу еще много нерешенных проблем, но работа идет, «дорогу осилит идущий».
- На Ваш взгляд, изменилась ли методика работы в современных школах?
- Конечно, изменилась, просто потому, что за последние десятилетия страна и мир в целом кардинально изменились. Мир подростка XXI века насыщен, и в попытке стать еще одним информационным источником для него школа обречена на провал. Поэтому в современной модели образования все не сводится к накоплению знаний, умений и навыков, как было раньше, а заключается в общем развитии личности, его базовых способностей. Большое внимание уделяется универсальным навыкам таким, как умение самостоятельно решать проблемы в условиях неопределенности и отсутствия готовых алгоритмов действия. Школа должна работать на будущее ребенка, быть готовой на выполнение новой ответственной задачи - подготовки граждан, отличающихся взглядом на мир, критическим мышлением, умением работать в информационной среде. Конечно, решение этих сложнейших задач сегодня в каждой конкретной образовательной организации сопряжено со многими субъективными и объективными трудностями, проблемами. 
- Ваша школа является окружным ресурсным центром по духовно-нравственному воспитанию школьников. Какая задача у центра? 
- Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда актуальна, так как сущностная природа человека никогда не меняется. В каких бы высокотехнологичных условиях люди ни жили бы, они не перестанут любить, дружить, искать счастья, конкурировать между собой, завидовать, враждовать. Актуальность данной проблемы обострена в связи с вызовами современности, наш век - это не только научный прорыв, но и искусство манипулирования сознанием масс. Появились технологии, в результате которых в общественное сознание можно постепенно внедрить любую, самую чудовищную идею. А задача школы - реально видеть эти вызовы и научиться с ними работать уже сегодня с тем, чтобы на ранних стадиях своего развития ребенок получил такую «инъекцию» морально-психологического здоровья, которая обеспечит ему устойчивость и безопасность на всю жизнь. В таком контексте устоявшиеся методы воспитательного воздействия на личность современного школьника оказываются малоэффективными. Дело не в том, что мероприятий в школах недостаточно, а в том, что они не всегда достигают цели. Чтобы создать инновационную практику наиболее эффективного решения этих проблем с последующим обобщением, описанием ценного опыта, а также его тиражированием в виде научно-методических статей, методических рекомендаций, сборников, пособий, монографий. А основу всех наших проектов составляет воспитательный идеал человека XXI века: образ прекрасного человека, который не только способен творить добро, но и защитить его силой ума и таланта
- Какая работа ведется, что уже сделано?
- В основе нашего проекта лежит концепция «экологии культуры» Д.С.Лихачева, и строится она на положениях о том, что причиной всех страданий человечества является бездуховность. Духовно-нравственное воспитание необходимо строить на высоких образцах и идеалах многонациональной культуры народов России. На наш взгляд, в начальной школе, учебниках достаточно содержания для формирования основ духовности и нравственности, но проблема в способах и методах эмоционального проживания этого содержания. Анализ существующих методичек показал необходимость разработки авторского методического пособия «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения», где предлагаются более эффективные, инновационные способы анализа литературных текстов. Этот проект реализуется учителями начальной школы под руководством С.М.Гавриловой. Подростки же у нас вовлекаются в социально значимую проектную деятельность такие, как «Квартирный вопрос», «Школа и СанПиН», «Зеленый рай», проекты озеленения п.Агинское, облагораживания двора дома престарелых и другие. А жизнь старшеклассника насыщена яркими событиями, встречами в открытом социокультурном пространстве, это окружные фестивали: поэтический марафон, посвященный писателям, проект «Выпускники - герои Никон Комогорцев и Дарима Аликова», программа волонтерского движения и клуба «Забота», встречи с ветеранами, известными людьми нашего округа и так далее.
- Дулмажаб Дугаржаповна, как методист-наставник, как мотивируете учителей?
- В школе создан ШПР (школа профессионального роста) «ТОП-профи», в ее составе около 30 педагогов со стажем в 20 лет, это те, кто хочет усовершенствовать свое мастерство, работать творчески, добиваться высоких результатов, но находится в состоянии поиска эффективных путей и способов. В конце каждого учебного года подводится итог работы ШПР «ТОП-профи», и наиболее продуктивные учителя награждаются грамотами разных уровней. А учитель, признанный самым результативным (согласно утвержденному критерию), получает именной грант доктора педагогических наук Ж.Т.Тумунова, учрежденный его детьми и внуками, вручается ежегодно на последнем звонке. В прошлом году был объявлен конкурс на лучший инновационный проект среди молодых учителей, спонсорами победителей стали члены администрации школы, учителя-стажисты и профсоюзный комитет школы. В работе с молодыми коллегами я стараюсь мотивировать на творческий труд, поиски интересных, прорывных идей в инновационном поле образования, на саморазвитие и самореализацию. 
 - Это большой, кропотливый труд, требующий обычно много времени и сил. Что движет Вами? 
- «Ничто не побуждает стать лучше, как стремление соответствовать ожиданиям людей, которые верят в тебя». Я не помню, чье это высказывание, но эта истина помогла мне стать учителем, и этот же принцип сработал, когда стала позиционировать себя в качестве наставника молодых коллег. В молодых людях ценю человеческую порядочность, способность и готовность помогать другим, причем бескорыстно. Помогая другим, помогаешь себе, чем больше отдаешь людям, тем больше приобретаешь для себя. Это мое непреложное условие. Только так можно создать настоящую профессиональную команду и сделать ее командой победителей. Я верю в закон кармы, как в высший закон справедливости, и не понимаю людей, которые пытаются все же ее обмануть! По моим наблюдениям, еще никому не удавалось этого сделать. 
- Как Вы считаете, чего не хватает в деле воспитания современных школьников?
- Многого не хватает, но главное и непростительное - неумение и нежелание взрослых заглядывать в будущее ребенка и работать на это будущее. Часто взрослые не осознают, что ради сегодняшнего мнимого благополучия приносят в жертву будущее ребенка, при этом называя это любовью и заботой о нем. 
- Расскажите, немного о себе, Вашей семье. 
- Мы с моим мужем Тимуром Сампиловичем воспитали двоих детей, теперь они взрослые люди, сын по профессии инженер-программист, вместе семьей живет и работает в Москве, дочь - фармацевт-провизор, живет с семьей в г.Улан-Удэ, работает в фармацевтической компании, у нас четверо внуков, старшей 13 лет, а младшей - пять. 
- Как любите отдыхать?
- Я выросла на берегу реки Ага, люблю купаться, отдыхать на больших водоемах в кругу семьи или друзей.  
- Ваши планы на ближайшее будущее?
- Планы есть, они достаточно амбициозные. В данное время мы готовим сборник методических материалов по нашему направлению, в апреле этого года собираемся проводить методический семинар по литературному чтению для учителей начальной школы, а в перспективе есть идеи проведения научно-практической конференции для педагогических работников, стажировочной площадки для педагогов, реализующих программы духовно-нравственного воспитания школьников. Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. 
- Спасибо за беседу.

Елена АБИДУЕВА.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES