Дулма СУНРАПОВА: «Мне нравится слово «развитие»
В ожидании Дулмы Сунраповой (на снимке) в нашей редакции я провела почти три часа. Певица опаздывала по уважительной причине - была на встрече с учащимися АСОШ №4. С цветами и подарками она пришла на интервью. И наш разговор начался с вопроса: «Как прошла встреча в школе?».
- Я просто в восторге. Это первое в моей жизни общение со школьниками. Меня встречали так, как принято в Агинском округе встречать, например, чемпионов – с цветами, с почетным местом на сцене. Для меня, молодого артиста, это было очень приятно. Я рассказала о своем творчестве, делилась советами. Дети и учителя воспринимали меня очень тепло. Я заметила, что подростки сейчас открытые, раскрепощенные. Когда я давала автограф, они просили: «Напишите, что желаете мне стать такой же, как вы!»
- А что Вы можете пожелать начинающим артистам, тем, кто хочет, но не решается выйти на сцену?
- Главное – желание работать. Если ты хочешь научиться петь, нужно отнестись к этому серьезно. Одного желания мало, нужно конкретно работать, чтобы получился какой-то результат. Не менее важны упорство, характер, талант. Талант есть в каждом человеке, его можно раскрыть. Я сейчас работаю в Восточно-Сибирской академии культуры и искусства педагогом по вокалу, даю частные уроки.
- Расскажите о своей работе во ВСГАКИ.
- В 2011 году в академии культуры и искусств открылись курсы по эстрадному вокалу. Как такового отделения до сих пор еще нет: в Улан-Удэ остро не хватает педагогов по вокалу, специалистов в этой области.
- Почему?
- Потому что очень сложно получить образование по этой специальности. Это возможно только в Москве или в соседней Монголии. А монгольское образование в России не дает права работать в штате. Стоит сказать, что желающих записаться на эти курсы очень много: студенты, профессиональные артисты, за помощью часто обращаются из районов Бурятии.
- Получается, Вы получили хорошее образование в Монголии?
- Я очень благодарна руководству округа, что у меня была возможность получить именно монгольскую школу эстрадного вокала. В свое время Администрация Агинского округа по инициативе нашего земляка - директора бурятского цирка Майдари Жапхандаева - направила на учебу в Монголию десять студентов. Я прошла кастинг, хотя училась тогда в БГУ.
- А если бы не было этого кастинга?
- Я думаю, что все равно бы начала петь. Во время учебы я участвовала во всех студенческих фестивалях, даже защищала честь университета в Кемерово.
Моя мама меня тогда очень поддержала, готовила меня к кастингу и говорила, что я должна учиться тому, к чему стремилась с детства.
- А тяга к творчеству была с детства?
- С самого раннего детства. У меня семья очень творческая. И с папиной, и с маминой стороны все музыканты, поющие. Во мне, наверное, все это сконцентрировалось.
- Ваша первая победа?
- В Монголии объявили конкурс «Фабрика звезд». Именно принимая участие в этом конкурсе с почти уже профессиональными монгольскими артистами, я поняла, что такое эстрадный вокал.
А монголам польстило, что бурятка из России поет на монгольском языке.
- Эстрада в Монголии и Бурятии отличается?
- В Улан-Удэ сейчас появилась своя киноиндустрия, снимаются кино, клипы, развивается модельный бизнес. Одним словом, шоу-бизнес развивается. Вот в АСОШ №4 задали вопрос: «На каком месте вы ставите себя в бурятском шоу-бизнесе?». И я задумалась... Но в Бурятии любят всех своих артистов, ко всем ходят, всех слушают, никого не отделяют.
- Сегодня Вас позиционируют как звезду Бурятии…
- Но больше как представительницу Аги в Бурятии.
- К Вам не относятся как к приезжей?
- Нет. Потому что культуру Бурятии в большинстве представляют выходцы из Аги: Саян и Эржена Жамбаловы, Хажидма Аюржанаева, Намгар Лхасаранова, Билигма Ринчинова, художественный руководитель театра песни и танца «Байкал» Жаргал Жалсанов и многие другие.
Самые яркие представительницы женского пола на эстраде – выходцы из Забайкальского края. Я и Нонна Тогочиева из Цокто-Хангила, Мыдыгма Доржиева из Петровск-Забайкальска, Елена Борохитова из Укурика.
- Вы сейчас готовите артистов для участия в эстрадном конкурсе «Белый месяц»…
- Этот престижный конкурс впервые проводился в 1994 году. Его победителями в свое время становились многие известные артисты.
Сейчас я, как педагог по вокалу и просто как человек, заинтересованный в развитии эстрадного жанра, хочу, чтобы появилось больше артистов этого направления. А если они будут, эстрада будет развиваться.
В Агинском есть очень талантливая девушка – ученица окружной гимназии Айна Цырендоржиева, которая стала победительницей краевого конкурса «Шаг к звезде». Недавно Айна победила в республиканском конкурсе «Наранай туяа», из которого вышли известные певцы Амархуу, Алагуй, Ринчин Дашицыренов. Кроме этого, готовлю конкурсантов из Улан-Удэ, которые будут исполнять мои песни.
- Кстати, расскажите о своем творчестве как композитора. Оно востребовано?
- Писать песни – это мое любимое дело. Я пишу для известных артистов Бурятии. Сейчас остро не хватает композиторов бурятских песен именно молодежного направления. Я ориентирована на молодежь, но стараюсь писать и патриотические песни о матери, родине.
- Какую песню считаете самой удачной?
- Самая удачная песня – «Минии х\сэл». Эта песня родилась спонтанно. Когда заканчивала монгольский университет, я начала записывать диск. У меня было двенадцать песен, и аранжировщик мне говорит: «Пиши еще одну песню. Потому что среди этих песен нет того хита, который станет твоей визитной карточкой». И в той же студии буквально за пятнадцать минут родилась песня. В ней я хотела передать свои мечты, желание помочь людям своими песнями.
И она, действительно, стала моей визитной карточкой.
- А сложно писать песни на бурятском языке?
- Нет, конечно. Я выросла в бурятском селе, где испокон веков на хорошем уровне преподается бурятский язык, почитаются традиции и хранится культура.
Это очень ответственно, и стараюсь писать грамотные тексты. Их я показываю корректору, который правит или предлагает синонимы тех или иных слов.
- На кого еще ориентируетесь в своем творчестве?
- Вообще по стилю мне очень нравится певица Нюша. Она единственная представительница российской эстрады, которая совмещает и танец, и вокал. Причем очень качественно, на уровне американских Бейонс, Шакиры.
- Что Вы считаете самой большой удачей в жизни?
- В Бурятии проводится конкурс красавиц «Сагаан hарын дангина». В 2004 году на отборочном туре в БГУ я стала «Мисс обаяние». Но кто-то мне предложил представлять на конкурсе Агинский округ, и я вновь вышла на сцену этого конкурса. И стала обладательницей титула «Сагаан hарын дангина».
Для меня это была первая настоящая удача. И тогда я почувствовала, как классно быть на сцене под светом софитов, в центре внимания. Это был мой триумф! Тогда я отчетливо поняла, что это мой дальнейший путь.
- Что Вы цените больше всего в жизни?
- Конечно, семью – моего мужа Цырендоржи, дочку Диану, маму. Моя семья дает мне силы стремиться к чему-то большему, она вдохновляет. Я вовремя поняла, что наступило то самое время, когда нужно устраивать личную жизнь.
Муж помогает в организации концертов, волнуется за меня. Диана уже со мной выступала на концерте. Мама с детства приучила меня к искусству. Моя мама и муж становятся первыми слушателями и критиками моих песен.
- Этот грандиозный концерт в Бурятском государственном театре оперы и балета, предполагаю, стоит немалых финансовых затрат. На какие средства?
- Конечно, организация концерта в Улан-Удэ обходится в кругленькую сумму. Подготовка была очень долгая. Только один концертный костюм стоит двадцать тысяч рублей. Не обходимся без спонсоров и личных вложений. Много средств я вкладываю в записи новых песен, их аранжировку, клип. Артист обязан вкладываться в новые песни.
Сегодня большинство концертов не окупаются. Потому что нет концертного зала, который бы вместил, скажем, до двух тысяч зрителей, а аренда очень дорогая. Но артистам необходимо выступать с концертами, даже если это невыгодно.
- Чем сегодня зарабатывают бурятские артисты?
- Если он популярен, его постоянно приглашают на различные мероприятия – свадьбы, миланы, юбилеи. В Улан-Удэ на такие мероприятия заказывают целые концертные программы. Выступают все ведущие артисты. Это единственный хлеб. В этом ничего зазорного нет – ведь и российские артисты зарабатывают так.
- Сегодня можно сказать, что бурятская эстрада покорена?
- Побоюсь этого слова, но будем считать, что да.
- А дальше куда?
- У меня большие планы на запад и на юг (Китай). Планирую получить профессиональное российское образование по специальности «эстрадно-джазовый вокал» в Москве, там же попробовать себя на кастингах различных проектов.
Если остаться в Улан-Удэ, конечно, не пропаду, но, думаю, нужно дальше развиваться.
- Как Вам агинская публика, нежели бурятская?
- Агинская публика намного роднее, ближе. Чувствуется искренность, что действительно тебя здесь любят, ценят, гордятся тобой. Я заряжаюсь этой энергетикой.
- Какое у Вас представление о счастье?
- Счастье – это когда человек удовлетворен собой, жизнью, работой, семьей. Если человеку чего-то не хватает, то он не может быть счастливым. А еще счастье – в детях.
- А сколько детей Вы хотите?
- Троих – еще одну девочку и мальчика. Но пока не планируем.
- Спасибо. Удачи во всех начинаниях!
Цыпелма НАНЗАТОВА.