Дулма Балданова: «Мои куклы «живут» за границей»
Куклы – это не просто неотъемлемая часть в жизни каждой девочки. Некоторые из них являются не столько игрушками, сколько предметами интерьера, арт-объектами. Восточные красавицы Дулмы Балдановой, представленные на выставке декоративно-прикладного искусства на «Алтаргане-2016» в г.Улан-Удэ, не оставили ценителей искусства равнодушными. Хрупкая и погруженная в свои мысли, похожая чем-то на своих кукол молодая художница Дулма Балданова (на снимке), рассказала нам о том, как рождаются и воплощаются в жизнь ее идеи, о планах и даже о своих снах.
- Дулма, расскажите немного о себе.
- Я родилась в поселке Агинское, окончила художественную школу в 1992 году, моей преподавательницей была Римма Ринчиновна Ешиева. После окончания в 1997 году АСШ №1 я поступила во ВСГАКиИ на специальность «Народно-художественное творчество». С 2012 года и по сей день я работаю в детской школе искусств им.К.И. Базарсадаева в п.Агинское, обучаю детей академической живописи.
- Когда и почему Вы начали делать куклы?
- В 2008 году мне по работе предложили сделать 33 куклы – игрушки. Я тогда подумала: «Как это много!». Каждая из них делалась очень кропотливо и долго. Я управилась с половиной из них, получилось 15 очень красивых кукол, поэтому никто претензий из-за меньшего количества мне не предъявил, потому что они были хороши.
- Как долго пришлось оттачивать кукольное мастерство?
- Изначально мои куклы были простенькие: из каркаса, голова была деревянная, совсем маленькие - максимум высотой 20 сантиметров. От старых, когда-то сделанных мною кукол, остались только фотографии и воспоминания, кому-то их подарили, кто-то их купил. Глядя на фото, могу сказать, что мое творчество заметно видоизменилось.
- С какими материалами Вы работаете?
- С разными. Изготавливаю из войлока (как правило, это маленькие куклы), из папье-маше, дерева, керамической пластики. Есть у меня работа в технике папье-маше на зимнюю тематику, называется «Шэнэ жэлэй урда» («Перед Новым годом»), это куклы в виде елочек - мама и дочка. В этих куклах представлен образ природы. Как-то раз мы отдыхали с дочкой и ее подружкой на природе, возле места «обоо тахилган».
Мы прилегли на полянке отдохнуть. Прикрыв глаза, я увидела невероятную женщину. Она была вся из дерева, ее кожа была как кора, черные волосы были убраны в высокую прическу, похожую на шишку. Склонившись, она смотрела на меня и добродушно улыбалась. Я, испугавшись видения, вскочила на ноги и закричала: «Бежим отсюда быстрее!» (смеется). Так и появилась эта композиция кукол в образе деревьев, в них я передала то, что увидела. Пообщавшись с коллегами на прошедшей «Алтаргане» в г. Улан-Удэ, пришла к выводу что подобные видения - вдохновляющие и подсказывающие новые идеи - бывают у многих творческих людей.
- Расскажите о процессе создания куклы. С чего начинается работа, как рождаются образы?
- Образ в голове рождается неожиданно. И на этот случай у меня всегда с собой блокнот, я делаю туда зарисовки. Все появляется частично, не сразу. Допустим, кукла-бабочка, которая побывала на выставке декоративно-прикладного искусства «Алтарганы-2016» этим летом (на снимке, 1 стр.). Ее образ собирался постепенно. Сначала был просто образ бабочки, я изрисовала десятки бабочек в своем блокноте, потом поняла, что это элемент костюма будущей куклы, затем я увидела ее прическу, лицо, аксессуары и так далее. Все это я собрала воедино и получилась та самая кукла.
Бывает и такое, что во сне видишь новые образы, идеи. Вот, например, в начале 2012 года мне приснился сон, будто бы у меня на руках висят три золотые медали. Я считаю, это были те самые медали, которые я выиграла в 2012-м, 2014-м и нынешним летом на фестивале «Алтаргана». Это не предел, я хочу участвовать и в других номинациях, а в каких именно - пока секрет.
- А что Вы больше любите создавать, стилизованных кукол или в традиционных бурятских нарядах?
- Я больше люблю создавать куклы стилизованные, потому что здесь можно делать практически все. Красивые костюмы с растительными орнаментами, необычные решения, придумывать что-то фантастическое и соединять это в единый образ. А традиционные куклы – это то, что уже есть и их образ нельзя практически никак изменить.
- Какой, на Ваш взгляд, самый сложный процесс при создании куклы?
- Сложнее всего рисовать или лепить лицо. Здесь уже работаешь с тончайшей кисточкой, надо прочувствовать и передать эмоции, характер, возраст куклы. А вообще, я заметила такую закономерность: у всех изделий - будь то кукла, скульптура либо что-то другое - лица их творцов. Они похожи на самих авторов. На мой взгляд, лица у изделий скульптора Даши Намдакова очень похожи на него разрезом глаз, скулами и овалом лица. Есть художница из Могойтуя, и, на мой взгляд, все ее куклы и скульптуры из полимерной глины и пластика похожи на нее. Причем неважно, образ ли это старца, мальчика или девушки. У меня тоже все мои куклы становятся в итоге похожими на меня, как бы я ни старалась этого избежать.
- Вы сами шьете костюмы и аксессуары к ним?
- Все аксессуары я делаю сама. Активно использую парчу, кожу, шелк. Ткани покупаю в местных магазинах, а вот кожу заказываю из Монголии - у нас, к сожалению, ее нет в продаже.
- Можно ли сделать Вам заказ?
- Да, конечно. Мои куклы «живут» даже за границей, приобретают их для далеких гостей в качестве подарков. Цена зависит от материала, количества затраченного времени и сложности изготовления.
- Дулма, есть ли мастера, на которых Вы равняетесь?
- Я слежу за творчеством мастеров, но не люблю повторять за кем-то. Мне важно то, что создано полностью мной, без чьего-либо влияния.
- Какие планы на будущее?
- В планах – освоить технику литья из бронзы. Хотелось бы поучиться у профессиональных мастеров в Улан-Удэ или в других городах и уже начать работать. Также хочу научиться изготовлению настоящих ювелирных украшений для своих кукол. Мои родные и близкие только «за», что бы я ни придумала. Хотелось бы заняться графикой, у меня это тоже очень хорошо получается. У меня уже накопился целый альбом эскизов с орнаментами, узорами, животными – все в стиле графики. В институте я обучалась академической живописи, портрету, скульптуре. Это дало мне необходимые знания о пропорциях человеческого тела, что, в принципе, очень нужно. Считаю, что не надо останавливаться на одном, нужно пробовать самые разные материалы.
- Спасибо за беседу.
Елена АБИДУЕВА.
Фото из личного архива.