Дорогу на Алханай покроют асфальтом
Детская память сохранила поездку на Алханай в начале 70-х годов прошлого столетия. Это было настоящее испытание для людей и техники – камни, грязь, ямы и колдобины. До Эбэр-Алханая можно было добраться только пешком, жили в привезенных палатках, сами готовили еду.
Через четыре с половиной десятилетия минувших лет инфраструктура Алханая кардинально изменилась. Построены дороги, возведены кемпинги, коттеджи, летние домики, юрты, кафе.
В 2015 году уложено 11 километров асфальтовой дороги «Дульдурга – село Алханай». Трассу реконструировало ООО «Звезда» из г.Чита. При открытии магистрали было решено «одеть» в асфальт и продолжить ее от сельского поселения до источника. В 2016 году контракт на реконструкцию автомобильной дороги «Подъезд к источнику Алханай на участке км 11+000 – км 24+200 в Дульдургинском районе Забайкальского края»выиграло ООО «Дорстройсервис» из Улан-Удэ, занимающееся ремонтом, содержанием и реконструкцией дорог в Бурятии, Забайкальском крае. Заказчик – Служба Единого Заказчика региона. Сметная стоимость проекта с асфальтовым покрытием – более 467 млн. руб. Итого, 13 км 200 метров дороги до источника. Кроме того, были запланированы обустройство источника Алханай, велосипедная дорожка и парковочная площадка на 200 мест, электроосвещение от стадиона до поста.
По контракту на строительство трассы в 2016 году было выделено около 18 млн. руб., в 2017-263 млн., на этот год запланировано более 180 млн. руб. бюджетных средств дорожного фонда Забайкальского края. Надо отметить, что из-за его секвестирования на более, чем на один млрд. рублей ежегодно в регионе реконструируются и профинансированы в этом году только две дороги – «Могойтуй – Первомайский» и «Алханай – источник Алханай».
Журналисты «Агинской правды» побывали на трассе, посетили производственно-техническую базу дорожников в нескольких километрах от сельского поселения «Алханай». Издали можно было увидеть работу мощного асфальто-бетонного завода, дробильного комплекса, сновали самосвалы с щебенкой, асфальтом, дорогу выравнивали грейдеры, «утюжили» трассу катки, с карьера доносился мощный гул бульдозеров и экскаваторов. Жилищно-бытовой городок удивил установленными под навесом юртами с печью для отопления. Вместе с тем, командированные живут в бытовых вагончиках, есть столовая, баня, доступна сотовая связь.
С прошлого года дорогу реконструирует субподрядная организация «Транскапитал» из Улан-Удэ, известная ремонтом дорог в Бурятии, Забайкалье. В разговоре с нами директор компании Мэргэн Баирович Ендонов и начальник участка Жаргал Дугарович Гергенов рассказали, что на трассе идет напряженная, каждодневная работа по вывозке грунта, щебня, укладке асфальта. Они оба являются инженерами-дорожниками, имеют солидный опыт по ремонту и строительству дорог федерального, регионального, местного уровней.
- Нашей работе мешают постоянные дожди, смывающие полотно. Раньше стояла пыль столбом, духота и жара, а нынче подводит «небесная канцелярия», - сетуют они. – Срок сдачи дороги – конец сентября, но ливневые дожди заставляют вносить коррективы, простои людей и техники сбивают темпы и графики дорожно-строительных работ.
В полотно дороги уложено более 70 тысяч тонн щебеночно-песчаной смеси, установлено 22 гофротрубы диаметром от одного до трех метров. Ширина дороги составляет десять метров, асфальтового полотна толщиной девять сантиметров – семь метров. Компания разрабатывает и завозит ПГС с лицензированного карьера, который после окончания реконструкции будет рекультивирован.
На дороге задействовано более 60 специалистов «Транскапитала», семь самосвалов КамАЗов и Хово, по четыре мощных бульдозера и экскаватора Шантуй, Комацу, Т-130, Хитачи, Хюндай, два грейдера СЕМ и четыре пневмокатка выравнивают трассу под укладку асфальта, ежедневно выпускающегося на своем АБЗ. Битум централизованно завозится из Бурятии, г.Ангарск Иркутской области.
Параллельно с укладкой асфальтового полотна ведутся работы по обустройству велосипедной дорожки, парковки для автомототранспорта на 200 машиномест, прокладке электролиний, установке опор уличного придорожного освещения. Рабочая смена длится с семи утра до 20.00 часов вечера. Организованы быт и трехразовое питание мастеров, специалистов, технического персонала.
Куратор проекта, представитель Службы Единого Заказчика Забайкальского края, инженер-дорожник Сергей Юрьевич Тюменцев, контролирующий качество выполняемых работ, сообщил, что подрядная организация в лице «Транскапитала» реконструирует дорогу до источника согласно проектно-сметной документации. Качество соответствует ГОСТу, но продолжительные дожди, хлынувшие в самый пик СМР существенно тормозят дорожников, накладывают дополнительные траты и расходы при смыве полотна. Но тем не менее, дорога строится, и к концу осени автомобилисты, туристы, паломники в полной мере оценят движение по обновленной трассе, - заключил С.Ю.Тюменцев.
Остается надеяться и есть уверенность в том, что проект дороги «Алханай – источник Алханай» со всей заявленной инфраструктурой успешно завершится, и до туристической столицы Аги, региона, буддийских святынь Алханая отстроена современная, комфортабельная магистраль. И у жителей и гостей останутся самые хорошие впечатления от посещения Алханая, Агинского округа, Забайкалья. А воспоминания о сложном и долгом пути на источник в далеких 70-х годах так и останутся в глубинах памяти.
Арсалан ДОБЧИНОВ.