«Домовенок»: десять лет на рынке услуг
Торговля – двигатель экономики, она поднимает города и страны. Она - барометр благосостояния населения. Эту аксиому и сегодня ставят во «главу угла» и сверяют по ней уровень обеспеченности граждан.
В Советском Союзе работник торговли занимал особое положение, был уважаемым и нужным человеком. Советская торговля, несмотря на ее однобокость, плановость, консервативность, играла огромную роль в обеспечении населения всем - от иголок, хлеба, до вожделенных авто. Все было в дефиците, распределение товаров шло как в фильме «Ты мне – я тебе». Пресловутый дефицит доминировал в торговле. А в 90-е годы рухнула экономика в стране, ввели талонную систему распределения продовольствия и товаров народного потребления.
Трудно представить, но в те времена люди получали на руки в месяц один килограмм сахара, два куска мыла, один килограмм соли и т.п. Даже водку продавали по две бутылки в руки (!). О колбасе, масле и других дефицитных вещах и не мечтали. Они доставались по большому блату и из-под полы. В нашей типографии в присутствии работников райкома КПСС и райисполкома, силовых структур печатались талоны, как документы строгой отчетности, а клише комиссионно уничтожалось. Лишь в 1991 году, с введением рыночной экономики и открытием «железного занавеса», рынок постепенно стал заполняться товаром. Госторговля в виде Госторга, ОРСа, райпо ушла в небытие, и эту нишу занял частный бизнес. В течение десятилетия, до 2000-х годов господствовал «дикий рынок» со своими правилами и законами.
В окружном центре, как и везде по стране, предприимчивые люди начали открывать свои киоски, магазинчики, кафе, парикмахерские и другие предприятия сферы торговли и услуг. Постепенно торговля, с принятием отрегламентирующих законов вошла в правовое и налоговое поле.
В 2007 году зарегистрировала на себя свой бизнес по реализации строительных и хозяйственных товаров Заманди Владимировна Насанова. Магазин получил название «Домовенок» - все для дома и ремонта. За эти годы «Домовенок» стал узнаваемым, востребованным и заслужил доверие покупателей. З.В. Насанова родилась в Урда-
Аге, окончила Восточно-Сибирский технологический институт, получила специальность инженера технолога.
– В те годы в Агинском работал только магазин «Колорит», и спрос на хозяйственные товары рос, поэтому мы решили заняться реализацией, таких товаров, - вспоминает Заманди Владимировна. – Помогали муж, родственники, взяли помещение в аренду. Изучали потребности рынка, запросы клиентов. Сейчас в ассортименте «Домовенка» более 1000 наименований товаров: строительные, хозяйственные товары, сухие смеси, цемент, шифер, фанера, ДСП, различные краски, колеры, двери, обои, ковры, сантехника, гвозди, саморезы, замки, навесы, садовый инвентарь, посуда, электроинструменты, электротовары, бытовая техника и многое другое. Практически есть все. В случае надобности можно привезти по заказу.
- Кто Ваши партнеры, поставщики?
- Мы работаем с поставщиками из Читы, Иркутска, Ангарска, Ижевска и многих других городов, – рассказывает предприниматель.
- Что главное в торговле?
- Это спрос и качество, культура обслуживания - три кита торговли и бизнеса и, конечно, покупательская способность населения, - считает собеседница. - Если на рынке товаров появляются какие-то новинки, то стараемся завезти их побыстрее. В Агинском цены выше из-за транспортных расходов, малых объемов, ограниченного товарооборота в сравнении с Читой, - опережая мой следующий вопрос, говорит она. Важным фактором развития бизнеса, по словам предпринимателя, являются кадры. Не один год трудятся в «Домовенке» продавцами-консультантами Даба Балданов, Екатерина Базарова, Цырегма Паламова, Любовь Раднаева, Алексей Иванов, Валерий Содномов. Во время нашего разговора у Заманди Владимировны то и дело звонит мобильник, периодически перезванивает сама.
В торговле – время деньги, да и клиенты разбегутся без внимания и получения консультации по качеству того или иного товара или изделия. Свою положительную роль играет конкуренция на рынке стройхозматериалов, плохо обслужишь – есть другие магазины.
И, в подтверждение своих слов, она, забыв о журналисте, начала объяснять очередному потенциальному покупателю свойства заинтересовавшего его товара.
- Наш труд - нелегкий, требует большого трудолюбия, терпения, внимания, вежливости, ума, – считает Заманди Владимировна. – Главное - конечный результат, доход, иначе - застой и банкротство. Это круглосуточная головная боль (смеется).
- Кредитами пользуетесь?
- Конечно, без заемных средств торговля, бизнес не получат развития, движения. В основном, пользуемся кредитными программами Сбербанка. У Заманди Владимировны и ее мужа Баира Владимировича Елбоева две дочери: Аяна – третьеклассница АСШ №1 и Арина – ученица шестого класса окружной гимназии.
- Что пожелаете коллегам в канун Дня торговли?
- Желаю своим коллегам, их родным здоровья, терпения, душевных и физических сил. Чтобы бизнес процветал, вложенный труд оправдывал себя. Поздравляю с Днем торговли, удачи!
В свою очередь, пожелаем коллективу «Домовенка» добрых дел, широкого ассортимента, постоянных клиентов и выгодной торговли. Недавно магазин переехал в торговый центр «Саран» и открыл филиал в заречной части поселка, рядом с «Резервом». Таким образом, бизнес получил дополнительное развитие.
Арсалан Добчинов.