Должин Тангатова, Зорикто Ринчинов: «Самое главное в семье - любовь и взаимопонимание»
Сегодня героями нашей традиционной рубрики «Гостиная «АП» стала знаменитая семейная пара Зорикто Ринчинова, народного артиста Республики Бурятия, и заслуженной артистки России Должин Тангатовой (на снимке). Оба они служат в Государственном Бурятском академическом театре драмы им.Х.Намсараева уже более 34 лет. Недавно артисты приезжали в родные агинские степи с труппой «Буряад театра» на гастроли. Театр показал спектакль «Хуби заяанай чемодан» в поселках Агинское, Могойтуй, селах Дульдурга и Цокто-Хангил.
Выступление перед земляками-агинцами, родственниками и друзьями для артистки Должин Тангатовой было особенно волнительным. Вместе с мужем Зорикто Ринчиновым, они - в главных ролях. Вновь играют, нет, вернее сказать, вновь переживают на сцене чувства влюбленности.
В Агинском районном центре культуры и досуга был двухдневный аншлаг. И мы не могли обойти их вниманием и взяли интервью.
- Как Вы решили вступить на путь актерского мастерства?
- Мы оба - выпускники 1988 года Ленинградского государственного института театра, музыки и кино, мастерской В.В.Петрова и И.А.Мушкатина, по специальности «Артист драматического театра и кино, - отметил Зорикто Ешинимаевич. – Как решил стать актером? Если быть честным, то совершенно случайно. Я хоть из актерской семьи, на прослушивание попал неожиданно для себя. Я тогда поступил и учился на строительном факультете в Восточно-Сибирском технологическом университете. После второго курса решил пойти и отслужить в армии. После окончания службы весной 1984 года у меня было время до начала учебного года. И пошел работать грузчиком на базу Буркоопсоюза. Помню, забежал к маме на работу в драмтеатр и вижу толпу абитуриентов. Оказалось, что как раз в этот день приехала комиссия отбирать новых студентов в бурятскую актерскую студию Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Вовнутрь не пускали, кроме абитуриентов, поэтому зашел с последней группой. Все они пошли на сцену, и я вместе с ними как был в рабочей одежде.
Мама моя была в приемной комиссии. Увидев меня, она очень удивилась: «Что ты тут делаешь? Ну-ка, иди домой!». Но руководитель приемной комиссии сказал мне остаться и что-то прочитать. У меня в голове была лишь одна басня «Волк и ягненок». Прочитал ее. Потом спел какую-то песню. И получилось так, что из многих абитуриентов той группы выбрали именно меня. Я, недолго думая, решил поехать в Ленинград. Ведь даже тогда, в советское время, учиться в северной столице было очень престижно. Выучился, приехал в Улан-Удэ и с тех пор беспрерывно работаю в Театре бурятской драмы.
- Расскажите теперь и Вы, как стали артистом, Должин Жаргаловна?
- Я родилась в Цокто-Хангиле в большой и дружной семье седьмым ребенком из девятерых. Мой отец был очень творческим человеком, мама пела и танцевала в школе. Все мои старшие сестры танцевали. Сестра Цыпилма была солисткой театра «Байкал». Родители, как могли, поощряли детей в художественной самодеятельности – шили сценические наряды, поддерживали наши начинания. Помню, мы с младшим братом играли дома. Раздвигали шторы и я, взяв ручку своей скакалки, торжественно объявляла: «Выступает народная артистка СССР Должин Тангатова». Однажды, когда я училась в выпускном классе, мой отец поехал в командировку в Улан-Удэ и, конечно же, пошел в Театр бурятской драмы. Там после спектакля объявили, что летом будет набор в Бурятскую театральную студию в Ленинград. По приезду домой отец сообщил мне об этом. А я же мечтала стать танцором. Но поехала поступать в незнакомый мне Улан-Удэ. Был большой конкурс, особенно для девушек, на одно место там претендовали десять человек. Прошла все туры отбора, даже впечатлила комиссию.
- Как проходил процесс обучения в Ленинграде?
- Мы были экспериментальным курсом, который учился не пять, а четыре года. Нас было 15 человек, и поэтому к нам присоединили студентов из других городов. Это, кстати, оказалось плюсом. Потому что наш мастер курса Владимир Викторович Петров взял впервые национальную студию. Еще бы, ведь мы же были застенчивые, малоэмоциональные на первый взгляд, если сравнить со студентами из других регионов. Помню, была дисциплина «Память физических действий», там надо было показать жестами этюды, как ты шьешь, чистишь картошку, например. Если городские дети могли показать бурундука или хомячка, то тут уже наши буряты оторвались (улыбается), ведь мы выросли в деревенском быту. И мы начали показывать барашков, коров и других животных. И весь институт стал смотреть на нас – вот как надо показывать животных! До сих пор про нас говорят в ЛГИТМИКе - «звездный бурятский курс». Нашу дипломную работу бурятской студии - спектакль «Принцесса Турандот» по пьесе Карло Гоцци - считают непревзойденной. Ведь пьеса китайская, написана итальянцем на русском языке, а сыграли буряты. Да так, что на премьеру пришли мэтры вахтанговского театра – Лановой, Борисова и другие и остались в восхищении от нашей игры. Потом была постановка по роману «Жестокий век» И.Калашникова, которая также наделала шуму, - вспоминает Должин Тангатова. - Мы учились у мэтров, ходили на все театральные постановки, впитывали культуру. И впоследствии наш куратор Владимир Петров говорил, что самые счастливые моменты были именно с нами, бурятскими студентами. Я не знаю, какими вы будете артистами, но чтобы вы были интеллигентными людьми. И конечно, работа в «Буряад театре» стала огромной практикой для нас. Ведь одно дело учиться и другое – начать играть. Даже на репетиции мы должны выкладываться на 110 проц. без халтуры. Именно по этому принципу мы работаем. И это в любой работе – делай на 110 процентов и с полной самоотдачей. Если делаешь, делай это хорошо. Потом - это уже никогда.
1988 год стал началом работы в Бурятском академическом театре драмы имени Х.Намсараева для нас. «Звездный курс» потом составил костяк Бурятского театра и бурятской культуры в целом. Сейчас из того курса - сплошь «звезды»: это Саян Жамбалов, Татьяна Цыдыпова, Баир Дышенов, Баярма Жалцанова, Эрдэни Жалцанов.
- Расскажите о своих ролях в кино.
- Кинодебютом в 1990 году стала роль Жигмит Анаевой, возлюбленной декабриста Николая Бестужева в двухсерийном фильме «Нет чужой земли» производства Свердловской киностудии «Зов». Потом была роль с Зоригто Ешинимаевичем в художественном фильме «Чайник» в 2010 году. В 2014 году я исполнила одну из главных ролей в фильме «Белый ягель» студии «Мосфильм». Впоследствии этот фильм получил много номинаций в зарубежных фестивалях. Играть в кино и в театре – это, конечно же, совершенно разные вещи, другая техника игры.
- Расскажите, каково это играть для своих земляков?
- Это большая ответственность и очень волнительно. Ведь нас знают с малых лет. Приходят наши родственники на спектакли. Для каждого из нас, да и для всего «Буряад театра» гастроли в Агу - это не просто ежегодное выездное выступление, это обращение к родной бурятской земле за силой для нелегкого творческого пути.
- Вы вместе уже более 30 лет. В чем секрет Вашего семейного и творческого тандема?
- Многие удивляются, как это мы умудряемся жить и работать вместе. А нам кажется, это, наоборот, на руку. Мы всегда друг друга поддерживаем, можем дать замечания. Ведь не всегда можем играть хорошо. Слышать критику от постороннего нам, творческим людям, тяжело, и это остро воспринимается. А тут мы отмечаем работу и недочеты друг друга. Но у нас есть правило - работу оставляем на работе. Бывает так, что дома мы разговариваем абсолютно на бытовые темы, а на работе можем бурно обсуждать и дискутировать. И коллеги удивляются, разве дома вы не наговорились? Самое главное в семейной жизни – это любовь и понимание друг друга, умение прощать и иногда смолчать. Часто люди спрашивают, как воспитать детей? Я всегда отвечаю, не знаю, как это делать правильно, но воспитывать надо своим примером.
- Расскажите о своих детях. Кто-то пошел по Вашим стопам?
- У нас две дочери, и они не пошли в артисты. Зато внуки радуют. Моя девятилетняя внучка играет вместе со мной в моноспектакле «Би - Толгоной». Этим летом мы едем в Монголию на фестиваль «Гэгээн муза» (это монгольский театральный «Оскар» - прим. ред.). Также мой пятилетний внук принимал в этом году участие в новогодних детских представлениях. И делает это с большим удовольствием и самоотдачей.
Беседовала
Алина ЧАГДУРОВА.