Долгое возвращение из небытия...
Сколь ни было значительно событие в истории народа, к сожалению, со временем оно затушевывается за пластами более поздних событий, отдельные его фрагменты стираются из памяти людей. И восстановление событий давно минувших дней, безусловно, имеет первостепенное значение в правильном изложении истории народа.
Причисление к числу знаменательных дат посещение Забайкалья наследником престола Цесаревичем Его Высочеством Николаем Александровичем, может быть, кому-то покажется из ряда будничных праздных поездок царствующей особы, не требующих серьезного внимания. Между тем, ученые, краеведы, общественность страны придают огромное значение приезду будущего императора российского государства в наши края.
Ознакомительная поездка цесаревича положительно сказалась не только на дальнейшее экономическое развитие нашего региона (финансовая поддержка планов П.А.Бадмаева по развитию местного предпринимательства и международной торговли, также на организацию экспедиции Куломзина 1897г.), но и повлияла на особое расположение и внимание будущего государя к судьбе агинских бурят (быстрое возвышение на политической арене П.А.Бадмаева, его влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства, на приобретение агинскими бурятами влиятельных друзей в лице князя Э.Э.Ухтомского и т.д.).
Предчувствие о грядущих событиях в мире, о возможностях и перспективах преобразования жизни населения агинской степи к лучшему после той поездки цесаревича не обмануло агинских бурят. Теперь, после истечения более ста лет, нынешнее поколение 21 века убедилось в правоте наших предков, которые придавали исключительное значение тому событию. Недаром они после отъезда высокого гостя приняли решение построить памятный знак на месте юрты, где соизволила отдыхать царствующая особа. На эти цели Агинская Степная Дума выделила достаточно денежных средств, на которые силами казаков Турино-Поворотной и Кайдаловской был построен памятный знак.
Строительству данного памятника агинские буряты придавали огромное значение, о чем свидетельствуют распоряжения в журнале регистрации исходящей корреспонденции Агинской Степной Думы за 1893г.: «Общественному доверенному по постройке памятника на Турино-Поворотной станции в память проезда Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Шойвону Намсараин о доставлении сведения о положении сей постройки». (Гос.архив Читы, Ф-284, О-1, Д-9, с. 22, п/п 2793).
Несмотря на то, что тот памятный знак был построен за пределами территории Агинского ведомства, общее состояние его и уход за памятником не оставалось без внимания со стороны агинских бурят. Так, в 1911 году на волостном сходе агинских бурят был рассмотрен вопрос о ремонте памятника в пос. Турино-Поворотной. Почему встал вопрос ремонта памятника, сегодня трудно судить, но тогда было принято следующее постановление: «Помощника Цугольской волостной старшины Гармаина избрать доверенным дел исправления означенного памятника, уполномочить на отдачу подряда по исправлению и произвести расчет. (Гос.архив Республики Бурятии, Ф-131, О-1, Д-279).
В 30-е годы прошлого столетия, когда был клич партии: «разрушим старое до основания и на его развалинах построим новое», воинствующими комсомольцами был разрушен до основания этот исторический памятник.
Со слов Размахнина Юрия Константиновича, бывшего председателя Карымского районного Совета народных депутатов с 1989 по 1992 гг.; он слышал от стариков, что памятник был высотой метр, основание квадратное 1,5 на 1,5 метра. На постаменте из белого камня была фигура царя лицом на запад, также имелась надпись. В 1947 году, когда его отец вернулся с войны, его родители решили построить дом. Для строительства фундамента дома тогда они взяли камни с основания разрушенного постамента. (Размахнин Ю.В, запись от 05.07.2004 г, п.т. № 4, с. 34).
Немного иное мнение по общему виду памятника у Жеребцова Геннадия Александровича, председателя общественного клуба краеведов края, который предполагает, что на памятнике была только надпись без фигуры царя.
К 100-летию памятного события мною были предприняты меры по розыску данного памятника, но телефонные расспросы были тщетны. Более результативной оказалась моя поездка на станцию Карымское в 2003 году, где я познакомился с удивительным человеком, погруженным в краеведение, влюбленным в Забайкалье, - с Мищенко Александром Порфирьевичем. От него я услышал о возможном наличии остатков памятника возле станции Большая Тура. При его посредничестве я познакомился с патриотом нашего края, поэтом, прозаиком, автором книг «Полные георгиевские кавалеры», большим знатоком истории Забайкальского казачества Апрелковым Виталием Юрьевичем. Вместе с ним мы обошли окрестность села Большая Тура с восточной стороны, и наши поиски увенчались успехом. Действительно, недалеко от населенного пункта, рядом с железной дорогой находится куча белых камней от постамента памятника. Стоя у разрушенного основания памятника, невольно переносишься в то далекое время, начинаешь понимать в реальность события тех лет, осознаешь, что здесь в то далекое время, как и мы, стояли наши предки.
Вопрос восстановления памятника неоднократно обсуждали на заседании общественного клуба краеведов «Алтан жаса». Письменно обращались с просьбой о материальной помощи к губернатору края Гениатулину Равилю Фаритовичу, но ответа не дождались. Пока наши стремления остались благими намерениями до лучших времен. В конечном успехе - в восстановлении памятника - мы уверены, потому что мы нашли моральную поддержку у патриотов нашего края, в первую очередь в лице Мищенко А.П, Апрелкова В.Ю, Размахнина Ю.В, Жеребцова Г.А, Мышко Елены Олеговны, директора средней школы с. Туринск, и др.
Наши поиски изображения памятника в архивах, в письменных источниках, возможно, помогут прояснить первозданный вид памятника. И когда-то предстанет перед благодарными потомками заново восстановленный исторический памятник во всей красоте.
В народе говорят, что без прошлого нет будущее. Необходимость восстановления исторических памятников, их значение на патриотическое воспитание подрастающего поколения не подлежит сомнению.
Б.БАТОМУНКИН,
краевед, п. Агинское.