Детская площадка
Воспитание: «кнут» или «пряник»?
Современный мир остро нуждается в гуманизации отношений «взрослый - ребенок». Отношения между взрослым и ребенком – это воспитательный процесс, который сегодня направлен на формирование индивидуальности. Сегодняшние школьники отличаются раскрепощенностью, свободным мышлением, независимостью, некоторой долей эгоцентризма. Применение в воспитании и обучении личностно-ориентированного подхода - необходимое условие социализации современных детей.
Тем не менее, мы часто сталкиваемся с административно-карательными мерами по пресечению проступков подростков. Возвращаясь к опыту педагогики, нередко приходишь к выводу, что метод «кнута и пряника» (наказания и поощрения) - основа любого воспитания. Правильное применение этих двух составляющих, возможно, залог успешного воспитания. Главное - найти «золотую середину» между похвалой за достижения и наказанием за проступки. Наказание должно исключать физическое наказание, так как это ведет к разрушению доверительных и любящих отношений. Это может быть наказание словом, лишение каких-то привилегий. Ребенок должен четко понимать за что, за какой поступок его наказывают, родители должны донести свое отрицательное мнение к совершенному действию, показать, что это их огорчает.
В некоторых ситуациях понимание, доверие являются более эффективными методами воспитания. Очень часто работая с детьми с асоциальным поведением, подростками, подрывающими дисциплину, срывающими уроки, мы забываем, что это только дети. Дети – возможно, потерянные, глубоко переживающие кризис внутри себя, дети, которым некому открыться, довериться. Они как ежики – закрылись от внешнего мира своими колючками. И применение к ним стандартных методов наказания, нравоучений усугубляет защитную реакцию подростков, и мы вместо результата получаем ухудшение ситуации. Выяснение причины отклоняющегося поведения - первая ступень коррекционной работы с подростком. Наиболее частая причина трудностей подросткового возраста - это неблагополучие в семье. Речь идет не только о внешнем неблагополучии, но и внутреннем. Конфликты в семье, недоброжелательные взаимоотношения между членами семьи, некорректные методы воспитания (гиперопека, гипоопека, попустительство), наказания и поощрения, нехватка родительской любви, проявление родительской жестокости либо непоследовательности в воспитании, применяемые по отношению к ребенку, травмирующие ситуации на ранних этапах развития ребенка – результатом всего этого становится асоциальное поведение подростка.
Попытаться помочь, выступить в роли старшего товарища – не назидать, а направлять, предлагать наиболее приемлемые пути решения, обсуждать и помогать принять решение, при этом всегда оставляя выбор – возможно, это верный подход на пути понимания своего ребенка.
Каким бы правильным и примерным ни было воспитание, дети никогда не будут делать то, что говорят родители, они будут делать так, как поступают в этой ситуации родители. Отличный личностный пример, продемонстрированный ребенку, может заменить многие воспитательные беседы, защитить его от возможных неприятностей в будущем
Одним из самых действенных методов в коррекции поведения подростка является создание ситуации успеха.
Предлагаем правила поведения с подростком.
Д.Барадиева, Д.Ринчинова,
служба сопровождения
несовершеннолетних в конфликте с законом ГАУСО КЦСОН «Орловский»
Восемь правил поведения с подростком
1. Не навязывайте свою точку зрения
В старшем подростковом возрасте у ребенка формируется свой вкус в одежде, в музыке, в кинематографе и других проявлениях искусства. Естественно, предпочтения ребенка могут не совпадать с предпочтениями родителей.
Это не повод пытаться разубедить подростка и отрицать его выбор. Лучше всего прислушаться и попробовать разобраться в интересах взрослеющего человека.
2. Будьте готовы принять отказ от некоторых семейных мероприятий
Подростковый дух – это дух отрицания. Гормоны: «подстегивают» подростка идти наперекор всему. И если еще три года назад ребенок любил семейные выезды с младшей сестрой, то теперь он может от них отказаться. Его больше не пугает перспектива остаться одному дома. При этом, отказавшись в начале от участия в празднике или еще каком-либо семейном мероприятии, подросток может быстро передумать. Это чаще случается, если родители воспринимают отказ спокойно и не пытаются уговорить ребенка.
3. Дайте подростку личное пространство
Подростку очень важно знать, что у него есть свое пространство - место, где он может положить личные вещи, книги, которые никто не передвинет и не переставит. Научитесь стучаться, заходя в комнату к подростку. Даже если раньше вы никогда этого не делали. Сохранение личных границ взрослеющего ребенка поможет избежать конфликтных ситуаций.
4. Подавайте хороший пример
Вредные привычки родителей моментально находят отражение в детях. Если мама или папа позволяют себе употреблять спиртное или курить при подростке, он считает что может себе позволить то же. Авторитет родителя, который подвержен зависимости, подрывается. Это же можно сказать и о нравственных качествах. Если родители врут родственникам и коллегам, совершают неблаговидные поступки, то подросток станет либо вести себя так же, либо окончательно отстранится от родителей.
5. Помогите сформировать собственное мировоззрение
Родителям стоит поощрять индивидуальное мышление подростка. Если ребенок встает на чью-то сторону в конфликте сверстников, попробуйте построить с ним диалог: «А ты правда думаешь, что твой друг прав?», «А как бы ты поступил?». В любых вопросах просите его выразить свое мнение, чтобы он почувствовал себя полноправным членом семьи, от которого зависит выбор места для отпуска или празднования юбилея.
6. Не критикуйте его друзей и подруг
Открытое порицание людей, в кругу которых вращается подросток, повлечет за собой либо протест с его стороны, либо факт общения с «неугодными» друзьями будет скрыт от родителей. Единственно верное решение – позволить ребенку самому убедиться в отрицательных качествах тех или иных сверстников.
7. Позвольте подростку отвечать за свои ошибки
Даже те родители, которые предоставляют ребенку достаточно свободы, склонны брать на себя ответственность за его неблаговидные или неправильные поступки. Вместо этого стоит позволить подростку самому разобраться с проблемами. Если он случайно сломал телефон друга – он должен заработать на ремонт. Если получил плохую оценку в четверти – должен сам договориться с преподавателем о том, чтобы ее исправить.
8. Спокойно воспринимайте внезапные смены настроения
Подросток не управляет своим настроением. Вместо него это делают гормоны. Обижаться или ругаться с ним бесполезно и не педагогично. Кроме того, это может в будущем повлиять на его межличностные отношения.
Скоро в школу: выбираем ранец
Выбор школьного рюкзака или ранца - всегда головная боль для родителей, особенно если чадо идёт в первый класс. К этому выбору стоит подойти серьёзно и ответственно: помните, что неправильно подобранный рюкзак или ранец самым негативным образом сказывается на осанке вашего ребёнка, наносит вред его позвоночнику.
Ранец или рюкзак?
Школьный ранец - это изделие с жёстким корпусом и плечевыми ремнями, предназначенное для переноски школьных принадлежностей на спине. Имеет твёрдую спинку, поэтому поддерживает спину ребёнка в прямом положении и не деформирует позвоночник. Рюкзак отличается от ранца отсутствием жёсткого корпуса и уплотнённой спинки, в результате чего его содержимое может оказывать на спину неравномерное давление. Поэтому врачи советуют отдавать предпочтение школьному ранцу.
Размер
Многие родители грешат этим - покупают рюкзак «на вырост» из соображений, что их ребёнок вымахает за несколько месяцев, или просто хотят, чтобы ранца хватило хотя бы на два школьных года. Зная, сколько средств приходится потратить на то, чтобы собрать ребёнка в школу, родителей можно понять.
Но, несмотря на это, помните, что верхний край рюкзака не должен быть выше линии плеч, а нижний - поясницы. Если выбранный рюкзак будет удовлетворять данным требованиям, он не нарушит равновесие ребёнка. Только так ребенок не будет инстинктивно наклоняться вперёд или прижимать подбородок к груди, чтобы снизить давление на шею и поясницу.
Вес
По словам ортопедов, ученик начальных классов не должен носить за спиной более десяти процентов от собственного веса. Без содержимого школьный рюкзак должен весить не более одного килограмма.
Материал
Помните один из главных критериев: материал рюкзака должен быть прочным, ведь вашему ребёнку придётся ходить с ним 5–6 дней в неделю. Также очень хорошо, если материал будет морозоустойчивым и водоотталкивающим. Вспомните себя в школьные годы: катание с горок, игры в снежки, различные вылазки со школьными товарищами - рюкзак должен соответствовать своему активному хозяину.
Часто школьники просто сваливают рюкзаки на землю в одну кучу, когда играют на пришкольном участке, не заботясь о том, чтобы найти место почище. Зная это, выберите такой рюкзак, который легко чистить и мыть.
ГИБДД рекомендует, чтобы цвет ранца был ярким, а по его краям были светоотражающие элементы: тогда водителям будет легче заметить вашего ребенка на дороге в темное время суток.
Снег летом – это просто!
Почти все малыши обожают играть со снегом на улице – лепить снеговиков, сгребать снег лопатой, бросаться снежками в папу, ловить снежинки на ладошку, разглядывать их причудливый узор и смахивать свежий снег со скамеек варежками. Как обидно, что дома со снегом не поиграешь… Да и до зимы еще так далеко!
Но есть отличный выход - сделайте снег сами! Можно лепить комочки или просто играть с пушистым «снежком». Все, что нужно, - это смешать кукурузный крахмал с пеной для бритья. Можно добавить немного красителя, и тогда «снег» станет цветным.
Возьмите 200 грамм кукурузного или картофельного крахмала, банку пены для бритья и блестки по желанию. В большой посудине смешайте ингредиенты и наслаждайтесь лепкой практически настоящих снежков. Масса получается мягкая, приятная и в целом безопасная, с легким свежим ароматом. Рассчитывайте состав исходя из пропорции один баллончик пены на одну пачку соды (можно делать наполовину меньше). Снег с таким составом получается влажным, холодным и ароматным, почти как настоящий. Из него отлично будут лепиться снеговики.
Интересные факты
* Новорождённые имеют почти на сто костей больше, чем взрослый человек. Постепенно они соединяются, трансформируются, и их количество становится меньше. До этого момента кости малышей более гибкие и пружинистые, лучше адаптированы к ударам.
* В Швеции запрещено обращаться в рекламе к детям до 12 лет, так как это может негативно повлиять на их психику.
* В Соединенных Штатах Америки стало крайне популярным давать имена детям в честь популярных брендов. Сейчас «Шанель» и «Армани» - это имена современных маленьких американок, а «Найк» и «Лексус» - современные маленькие американцы.
* В некоторых индийских деревнях детей скидывают вниз с крыш храмов на растянутый внизу тент. Считается, что данный обряд для ребеночка принесет ему здоровье, удачу и благополучие.
* В Японии существует запрет на слова, дающие явную негативную оценку, - плохой, нехороший. Например, около школьной парковки висит табличка с картинкой, на которой ровно поставлены велосипеды. И ещё одна, где они неаккуратно брошены. На первой надпись гласит: «Так велосипеды ставят хорошие дети», а на второй – «Так хорошие дети велосипеды не ставят».
* Настоящими рекордсменками по рождению двойняшек или близнецов в мире признаны женщины из Нигерии: в результате каждых 11 родов на свет появляется больше одного малыша. А вот в Японии это случается гораздо реже – четыре случая на 1000 беременностей.