Главная » 2012 » Ноябрь » 27 » Даши Сампилон. 60 лет забвения

Даши Сампилон. 60 лет забвения

27.11.2012 в 15:16 просмотров: 3450 комментариев: 0 Архив материалов

О Даши Сампилоне, признаюсь, не знал до последнего времени ничего. Правда, когда-то и где-то слышал о нем краем уха. Летом этого года посыпался на меня вал информации об этом человеке.

 

  Даши Сампилон родился в 1891 году в Аршантуевском сомоне Агинской степной думы в семье скотовода Сампила Санжаева. Был вторым ребенком в семье. После него родились еще двое мальчиков, которых звали Шойдок и Сандан. А старшим в семье был Жамбал, усыновленный от близких родственников.

 Раньше, в старину, на протяжении тысячи лет, наши предки практиковали усыновление и удочерение детей у кровных родственников в случае отсутствия собственного ребенка. И эта практика удивительным образом пробуждала у бездетных пар отцовские и материнские чувства, что позволяло впоследствии иметь собственных детей. Таинство природы, которое ждет своей разгадки!

 Наслаждаться бы радостью и счастьем главе семейства Сампилу Санжаеву, доживать свой век в достатке в кругу сыновей. Но наступивший XX век стал для степняка бурным и кровавым, непонятным и тревожным. Простой скотовод понял, что в такую эпоху нужны сыновьям знания и образование, чтобы им было легче ориентироваться и занять достойное место в жизни.

 И отец без колебаний отдает тринадцатилетнего Даши, любознательного и смышленого, в Агинскую церковно-приходскую школу, которую он заканчивает с отличием.

 После этого, в 1908 году, юноша становится слушателем Московской земледельческой школы. Ее он заканчивает досрочно – сдав экзамены экстерном за полный курс. Затем поступает в 1913 году в Тимирязевскую сельхозакадемию.

 Как и всех молодых людей, его увлекают революционное движение, революционные идеи.

 В 1917 году двадцатишестилетний Д.Сампилон получает от областного съезда бурят-монголов Восточной Сибири телеграмму, в которой его извещают, что он избран делегатом Всероссийского съезда крестьянских депутатов. Участвуя на этом форуме, он по многим позициям поддерживает большевиков. Избирается членом исполкома Всероссийского совета крестьянских депутатов.

 О кипучей энергии этого человека свидетельствуют факты. В январе 1918 года был избран председателем Иркутского отдела Бурят-Монгольского национального комитета (Бурнацкома) - руководящего органа национального движения бурятского народа. Находясь в Петрограде, чуть раньше, в 1917 году, он был членом бурятско-калмыцкого комитета.

 Сведений о Даши Сампилоне пока все же мало. Образованный, эрудированный, он в послеоктябрьские дни, в годы гражданской войны и становления советского государства больше занимался политикой, идеями образования автономии бурят-монголов, национального освобождения бурят, сближения и единения монгольских народов.

 В издании Бурятского научного центра «Выдающиеся бурятские деятели» (3 выпуск) за 1999 год есть биографический очерк «Даши Сампилон» (1891-1937). Автор его - И.Н.Шагдурова. В этой коротенькой публикации автор приводил слова из автобиографии, ставшие доступными широкому кругу лиц после снятия с них грифа «секретно».

 Вот что писал сам Д.Сампилон: «Почему же я не сошелся с левой группой иркутских бурят-интеллигентов и почему я вообще уклонился в сторону от того пути, который мною был избран и намечен в 17 г. в Петрограде?

 На это повлиял целый ряд обстоятельств: я был националистом не только в бурятском, но в более широком масштабе. В то время мне казалось, что национально-революционное движение как в России, так и за пределами ее является второй движущей силой революции, что без культурно-экономического и политического развития национальных и полуколониальных стран и народов эволюция политической и экономической жизни Европы будет протекать замедленным темпом в смысле приближения к социализму…». Эти слова и отражают его мировоззрение. Он был идеологом национального движения бурят.

 Далее автор пишет, что Сампилон и его соратники по Бурнацкому добивались главной цели национального движения – получения бурят-монголами национальной автономии. Сампилон внес значительный вклад в развитие национального движения, приведшего к образованию бурятской национальной автономии – Бурят-Монгольской Республики в 1923 году.

 Но не суждено ему было работать в БМАССР. Работал в наркомате иностранных дел в Москве, секретарем и советником в посольстве Монголии. А в 1925 году по приглашению выехал советником министерства народного хозяйства МНР. Представляя Монголию, Даши Сампилон работал и жил в Европе. Побывал он в Берлине, Мюнхене, Париже, Лондоне, Брюсселе, Праге, Вене…

 Год 1929-й стал для Даши Сампилона и его семьи – жены Радны Ошировой и двух дочерей Нимы, шести лет, и Индры – двух лет, трагическим и страшным. Его арестовали в Монголии и вывезли в Советский Союз. Обвинили Даши Сампилона в деятельности против советского государства и присудили десять лет лагерей. Отбывал наказание в Соловцах. Вскоре понадобились его глубокие и разносторонние знания, опыт. Под конвоем работал он на Белом море, жил и трудился в Ленинграде.

 Есть сведения о том, что при аресте Даши Сампилон попросил своего соратника и ученика Ринчена Бимбаева (Бямбын Ринчин), квартировавшего у него в Монголии, помочь его супруге поставить на ноги дочерей Ниму и Индру, если сойдутся характерами – жить вместе, т.е. жениться на ней. Он чувствовал и знал, что прощается с дорогими ему людьми навсегда и навечно, видит их в последний раз.

 К великой своей чести, молодой его друг, соратник и ученик Ринчен Бимбаев исполнил последнюю просьбу Сампилона. Воспитал, вырастил девочек, дал образование. Удочерил их, дал им свою фамилию. Сам же Ринчен Бимбаев стал впоследствии знаменитостью Монголии: первым академиком, ученым с мировым именем, писателем, поэтом. А Нима стала известнейшим офтальмологом, в народе ее звали «нюдэнэй Нима» - «глазник Нима», младшая Индра стала ученым-зоотехником.

 Живут сегодня в Улан-Баторе младшая дочь Даши Сампилона Индра - восьмидесяти пяти лет, ее сын Гани Бал, дети, внуки и правнучки Нимы, а также сводный брат дочерей Сампилона Барас-Болот с семьей – известный в Монголии ученый-палеонтолог.

 Все эти люди до сегодняшнего времени не знали толком, какого они роду и племени, т.е. своей родословной. Были какие-то смутные и противоречивые слухи на этот счет.

 И всему причиной – жесточайший запрет, табу на упоминание доброго имени в двух странах – СССР и МНР - человека, пострадавшего за идеи национального движения бурят, за идею сближения и единения монгольских народов.

 За свои идеи Даши Сампилон подвергался ожесточенной критике, а затем вовсе был обвинен в пан-монголизме и антигосударственной политике. После первого ареста был обвинен по печально известной 58-й статье. Не успел еще человек отбыть наказание в десять лет лагерей, как его повторно обвиняют по той же статье Уголовного кодекса того времени, и на этот раз тройка при НКВД выносит наказание – расстрел.

 До недавнего времени считалось, что Даши Сампилон расстрелян в 1937 году. Но это, оказывается, не так. В живых он оставался до 20 января 1938 года – дня расстрела.

 Впрочем, приведем документ: источник – Поминальные списки Карелии.

 «Сампилон Даши Сампилович: 1891 года рождения. Место рождения: Бурят-Монгольская АССР, д. Агинский аймак; монгол; б/п; з/к, агроном, председатель Бурят-Монгольской Думы; место проживания: Карельская АССР, Медвежьегорский район, ББК.

 Арест 01.08.1937; осужд. 20.09.1937 тройка при НКВД КАССР; обвинен по статье 58-10; расстрел 20.01.1938; место расстрела: Архангельская область. Реабилитация 12.04.1984 прокурор Карелии». Вот такой жуткий и лаконичный документ.

 Идеи Даши Сампилона о национальной автономии осуществились. Сперва в 1923 году образовалась БМАССР, в состав которой входила территория современного нашего округа.

 Но по инициативе и по желанию вершителей людских судеб БМАССР была расчленена на три части и образовались два национальных округа и Республика Бурятия. Это было 26 сентября 1937 года. А главные идеологи национальной автономии в это время уничтожались в лагерях и тюрьмах НКВД. Так были расстреляны Цыбен Жамсарано, Базар Барадин, Даши Сампилон и другие лучшие представители бурятского народа.

 Ровно 60 лет было предано забвению доброе имя одного из образованных людей того времени – начала и первой половины XX столетия, политика общественного деятеля, агронома, экономиста Даши Сампилона, уроженца степной Аги.

 Как нужно было припугнуть людей, чтобы они исключили из родословных писем имена ближайших родственников, сыновей? Или осознанно не упоминались имена их, чтобы в дальнейшем не привлекались к ответственности потомки за принадлежность в родстве с «врагами народа»?

 Как мы говорили в начале этого материала, у Сампила Санжиева были еще двое сыновей - младших братьев Даши – Шойдок и Сандан. Судьбы их также сложились трагически. Никто из родственников их, живущих в Агинском округе, не знали об их судьбе, более того – не ведали, что были такие люди. Только недавно выяснилось, что оба также преследовались властями, органами НКВД.

 Есть сведения, что Шойдок был репрессирован и расстрелян. У него была семья и дети. Потомки его проживают в Бурятии.

 Судьба третьего брата тоже сложилась тяжело. Каким-то образом Сандан сумел избежать участи старших братьев и оказался в Китае. Есть, по отрывочным сведениям, его потомки в этой стране.

 Так, потомки трех родных братьев проживают в трех странах – России, Монголии и Китае. До сих пор не ведали и не знали о существовании родных людей – двоюродных и троюродных братьев и сестер.

 Я поведал, дорогой читатель, о судьбах детей простого агинского скотовода Сампила Санжаева, кочевавшего со своим скотом по угодьям современного сельского поселения «Сахюрта».

 Хочется верить, что сахюртинцы заинтересуются судьбой своего выдающегося земляка Даши Сампилона – общественного и государственного деятеля сразу двух стран – России и Монголии.

 Также хочется верить, что не останутся в стороне историки-исследователи, краеведы, чтобы Даши Сампилон занял свое историческое место в ряду выдающихся выходцев из Аги.


                     Цыдендамба БАДМАЦЫРЕНОВ.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES