Главная » 2015 » Март » 27 » Даши Намдаков: «Любовь к родной земле дает нам силу...»

Даши Намдаков: «Любовь к родной земле дает нам силу...»

27.03.2015 в 17:00 просмотров: 1909 комментариев: 0 Культура

В одну из суббот позвонил главный редактор Баир Цыденов:
- Приехал Даши Намдаков, надо взять интервью для «Агинской правды».
- Где и когда?
- Позвони, номер отправлю…
Получив СМС-ку, звоню адресату. Труба долго молчала. Потом женский голос сообщил: «Даши Намдаков ждет вас вечером». Ближе к 22.00 часам в одной из гостиниц окружного центра состоялся наш разговор. До этого я заглянул в Интернет, еще раз обозрел его творения, в том числе композицию «Туншэ» возле второй школы и, зарядив диктофон, выехал на место встречи.

 


 

 Всемирно известного скульптора, художника, ювелира узнал сразу. Поздоровались, поздравили друг друга с Сагаалганом. Даши Бальжанович (на снимке), привыкший к общению с журналистами и вниманию к своей персоне, начал диалог неожиданно.

- На каком языке будем говорить? – спросил на бурятском мастер.
- На русском, газета русскоязычная…
- Я знаю, но мы же в Аге и как удобнее вам…

В ходе разговора мы то и дело переходили на бурятский. Я убедился, что мой неординарный собеседник хорошо знает родной язык, хотя и родился и вырос в бурятском анклаве – селе Укурик Хилокского района, расположенном в сотнях километров от Аги, вне материнской автономии и места основного проживания агинских хори-бурят. Мы затрагивали различные темы, и что из этого получилось, судить читателям.


- Даши Бальжанович, часто приезжаете к нам, в Агинское? Что для Вас Ага?

- Агу посещаю довольно часто. Всегда рад приехать сюда. Здесь много друзей. Тепло встречают родственники – семья Балдана Бастуевича и Даримы Батоевны Цыбикжаповых. Глава семьи мой троюродный брат. Гордился и радуюсь достижениям Агинского Бурятского округа. Что сделано – это фантастика. У меня свое мнение к тому, что произошло после, и многое до конца не понимаю. К большому сожалению, не все так гладко. Ага – это праздник души.

- Как появилась идея поставить композицию «Туншэ» в Агинском? Вы встречались с Баиром Баясхалановичем Жамсуевым?

- Это история для меня чрезвычайно важная. В моем профессиональном становлении знаковую роль сыграли именно агинцы. У меня был непростой период в творческой биографии. И в Москве пришел к Баиру Баясхалановичу и попросил помощи и содействия. 

Меня всегда удивляла взаимопомощь, существующая между другими народами, и когда получил поддержку с его стороны, я был горд – оказывается, у нас есть личности, которые могут оказать реальную помощь, ставшую для меня неким трамплином. До этого никаких контактов с Баиром Баясхалановичем не было. Нынешняя дружба с ним во многом влияет на мое отношение к Аге и визиты сюда.

- А идея «Туншэ» как возникла?

- Этот проект совместный. Баир Баясхаланович озвучил мысль об установке композиции, объединяющей народы Аги, характеризующей ее жителей. Приехал домой, и на сердце сразу легла идея – именно «Туншэ» (на снимке вверху) - единство, или четверо дружных. И слова: «Любовь к родной земле нас объединяет, вера в единство дает нам силу». Баир Баясхаланович приехал в мастерскую и одобрил проект. Для меня очень символично, что моя работа - на родине, в Аге. Есть внутренняя удовлетворенность. И, по-моему, «Туншэ» - идеальное попадание в тему, в менталитет агинцев.
Кроме того, есть еще одна причина более частых визитов в Агу: более десяти лет приезжаю к Шоболой. Общение с ним имеет тоже немаловажное значение.

- У Вас есть кумиры в искусстве, политике?

- Стараюсь об этом не думать. Как говорится - не сотвори себе кумира. Есть мощные личности, а на деле … Иногда удивляешься, за что человек возвеличен, и наоборот, знаю гениальных людей, а о них никто не знает. Я иду своей дорогой… Где дверь открывается, туда и захожу. Видимо, сказывается буддийское воспитание.

- Вы буддист? Верующий человек?

- Да, буддийские заповеди заложены во мне с молоком матери.

- Как работаете? Гениальное искусство ведь не придумывается одномоментно…

- Не люблю высокопарные слова. Художники или артисты, другие люди искусства много говорят о себе, рассказывают о трудностях, и в этом случае чувствую себя некомфортно. Искусство для меня, прежде всего, большой труд. Я трудоголик. Работаю напряженно, целыми днями нахожусь в мастерской, времени не хватает. А если оно появляется, хотя мир большой, для меня пункт номер одни – это родной Укурик.
Беру билет и лечу в Читу, Улан-Удэ, еду в Укурик, где меня ждут мои пацаны, которые натопят печь в родовом доме и встречают в аэропорту. Приезжаем, отдыхаем, ходим на охоту.

- Пацаны - это кто?

- Мои друзья, интернатовские ребята. Интернат нас сдружил, и мы вместе проводим все свои мероприятия. Укурикские для меня – одна семья. Связи не теряем никогда.

- Укурик для Вас это место рождения и …

- Это вся жизнь. Я во многих городах жил и объездил мир. Но ощущения, что это любимый город, нет. Самое желанное и святое место – это Укурик. Нет ничего дороже родных мест.

- Мир маленький? Его надо беречь?

- Очень маленький, тем более, Европа. И когда что-то происходит негативное, это отражается на всех и касается каждого. И что происходит, к примеру, на Украине, это надолго. Вспыхнет – не остановишь.

- Поговорим о творчестве… Кто Вас приглашает?

- Когда уже есть известность, гораздо легче заявить о себе. Человек пока молод, должен быть активным. С возрастом физических сил меньше, но зато есть имя, приглашают зачастую первые лица.

- Расскажите о проектах в Астане, Тыве, выставках в Англии, Китае…

- Делаю эскиз огромного проекта перед резиденцией президента Казахстана. Исполнены проекты «Центр Азии» в Тыве, Горной Шории, в Казахстане.

- А как восприняли выставку Чингисхана в Англии?

- Британцы восприняли замечательно. Выставка Чингисхана прошла в Гайд-парке, собственности королевской семьи. Туда попасть очень сложно, тем более под Мраморную арку.

- А в прошлом году?

- В Пекинском музее мирового искусства прошла огромная выставка. Они приглашают каждый год, но времени не хватает. Выставка демонстрируется по всему Китаю.

- А где Вы творите? В Москве?

- В Москве уже нет. Теперь в Италии, в Лондоне. В Италии делаю большие проекты, монументы более мелкие - в Лондоне.

- Какой техникой работаете?

- Работаю с глиной, малые проекты леплю из пластилина, совсем маленькие из пластика. Затем снимаем формы вначале резиновые, потом гипс, окончательно – это восковой слепок, куда заливается бронза, сложный технологический процесс. Это могут быть сотни слепков. Лью в лучшей мастерской Италии… Гигантские скульптуры отливаем в г.Пьетрасанта (Италия).

- Кто помогает в изготовлении скульптур? Есть мастера?

- У меня слаженная высококвалифицированная команда: буряты-мастера, друзья, родственники или кто учился со мной. Это классные ребята еще из Улан-Удэ. Они ездят со мной по всему миру. Они не обязательно скульпторы, но они умеют ковать, работать с любым металлом, делать сварку и т.д. Это суперпрофи. Команда чувствует и знает мой стиль. Тонкую работу делаю сам. 

- Команда большая?

- В Лондон выехало, к примеру, больше десяти человек, а всего 18 мастеров.

- Судя по проектам, времени не хватает?

- Катастрофически. Мы «торгуемся» не за деньги, а за время. А время - это качество. В Тыве комплекс «Центр Азии» получился великолепно. Именно потому, что у нас было время. Я не соглашаюсь, когда требуют сделать заказ быстро. Это невозможно, так как идея может просто не реализоваться до конца так, как хочешь.

- Многие Ваши работы в частных коллекциях, в том числе сильных мира сего…

- Я не люблю рассказывать, где и у кого хранятся мои работы. Для меня неважно, где они находятся. Вышли из мастерской, это уже гарантия качества. Дома и в галереях ничего не храню. Для меня важнее сегодняшние, новые проекты. И что-то выделять я не хочу.

- Но помните свои работы?

- Конечно, но дальнейшая их судьба - уже другая история, и они живут своей жизнью.

- А как насчет ювелирного ремесла?

- У меня большая ювелирная коллекция, начиная от украшений до тяжелых золотых скульптур с крупными драгоценными камнями. При работе с объемными скульптурами сильно устаю и тогда переключаюсь на ювелирные изделия.

- Была печальная новость об ограблении мастерской в Москве…

- Похитили не только украшения, но и формы. Воров не нашли. Мы все восстановили заново. И Бог судья тем, кто позарился на чужое. Неприятно, когда сталкиваешься с алчностью и нечистоплотностью.

- Давайте перейдем к хорошему. Какую кухню предпочитаете?

- Считаю лучшей и великой кухней китайскую, приготовленную и поедаемую в Китае, вторая кухня в мире – это итальянская, и, конечно, бурятская. Нравятся хорошие напитки, вина, виски, коньяки. В Англии кухня смешанная, так как живут там самые различные национальности со всего мира. Кухня – это часть культуры народа.

- Расскажите о семье.

- Супруга Татьяна Васильевна – первый друг и помощник. У нас трое детей, внук и внучка. Старший сын – Чингис, ему 24 года, он закончил Высшую школу экономики, работает со мной, курирует проекты в Америке, Европе, Китае. Дочери Соне 17 лет, младшей Даше - шесть. Внук Мэргэн и внучка Саяна. Внук и младшая дочь – ровесники и пошли в школу в Лондоне. Супруга берет на себя всю административную нагрузку, оберегает меня, чтобы я занимался только творчеством. Я благодарен ей за ее ум и вклад в нашу семью.

- Даши Бальжанович, у Вас есть проекты в Бурятии, Забайкальском крае?

- К сожалению, в Бурятии нет. В Забайкалье предложен эскиз проекта лукодрома.

- О состоянии бурятского языка, культуры…Что можете сказать?

- Для меня это головная боль и печаль. Чтобы развивалась культура, в том числе язык, нужна четкая система, последовательность, кропотливый труд и важнейший фактор – национальный лидер, который должен «тащить» нацию, строить систему развития общества и народа, озвучивать и отстаивать ее идеи и интересы.

- В Москве работает талантливый художник из Аги Бато Дугаржапов. Вы знакомы с ним?

- Бато - мой друг. Он помогал оформлять мою первую выставку в Москве. Бато - великолепный художник, лучший колорист в России. На его выставках учатся академическому письму суперпрофессионалы. Другого такого художника-колориста трудно найти в стране.

- Буряты, как и другие народы, на мой взгляд, очень талантливы…

- Бесспорно. Но нам не хватает последовательности. Мы не умеем до конца развивать, воспитывать, поддерживать талантливых ребят. Знаю многих людей, которые чрезвычайно талантливы, но, достигнув малого, как-то нивелируются и пропадают в общей массе. И это касается не только нас, но и других.

- На Ваш взгляд, какие факторы влияют на культурный уровень бурятского народа?

- Важнейший фактор - это приход буддизма в Бурятию. Это огромный пласт мировой культуры: «Живопись, танки, скульптуры. Она пришла к нам извне и существует тысячелетия, мы ее впитали, поэтому мы мир воспринимаем ярче, красивее и тоньше. Отсюда и много талантливых людей в нашей среде.

- А за границей гордятся своей принадлежностью к стране или национальности?

- Конечно. Особенно итальянцы. Они растут, живут, работают в своей деревне. Семейное ремесло передается от отца к сыну. И оно возведено в ранг чести и достоинства фамилии или рода. Там свято хранят наследие, живут кластерами. Человек труда, работающий руками, возведен в особый ранг. Вследствие этого малые ремесла и деревни являются центрами притяжения огромного числа туристов и мастеров мировой величины.

- Спасибо за интересное интервью… Что пожелаете землякам?

- Желаю землякам-агинцам процветания и веры в свои силы и удачу.

 


 

Арсалан ДОБЧИНОВ,
Фото из Интернета.


Справка «АП»:

Творчество Даши Намдакова 

Работы Д.Б.Намдакова выполнены в технике художественного литья, ковки и смешанной технике. Произведения выполнены из бронзы, серебра, золота, меди, драгоценных камней, а также из кости (бивень мамонта), конского волоса и дерева. Скульптура, ювелирные изделия, графика и гобелены имеют ярко выраженный уникальный авторский стиль, в основе которого лежат элементы национальной культуры, традиции Центральной Азии, буддийские мотивы.
Работы Д.Б.Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музее искусства народов Востока, Музее современного искусства в Москве, в музеях многих стран мира, в том числе — в «Тибет - Хаусе» (Нью-Йорк) и «Музее искусств» (Гуанчжоу, Китай). Скульптуры имеются в частных коллекциях В.В.Путина («Стихия»), М.Ш.Шаймиева («Всадник»), Ю.М.Лужкова, Р.А.Абрамовича («Вечер», «Старый воин»), других представителей элиты российской политики и бизнеса, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване. Работами Д.Б.Намдакова обладают такие разные по характеру известные и влиятельные люди, как Герхард Шредер, звезда кантри-музыки Вилли Нельсон, а также актриса Ума Турман. В Лондоне 14 апреля 2012 установили монументальную скульптуру Чингисхана работы Даши Намдакова. Скульптуры Д.Б.Намдакова «Маски» и «Актер» явились призами Всероссийского фестиваля современной драматургии им.Вампилова (Иркутск, 2002, 2003), а скульптура «Хозяин» - Международного фестиваля документального кино в Иркутске (2002). В 2003 скульптор был награжден серебряной медалью Российской Академии Художеств. За цикл выставок в 2009 году Д.Б.Намдаков стал лауреатом Премии Правительства РФ в области культуры.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES