Дарима ЛХАМАЕВА: «Начать танцевать - никогда не поздно»
25 марта в России ежегодно отмечается День работника культуры. Культура России складывалась на протяжении многих веков. Объединив в себе уникальные традиции и достижения многих народов, сегодня она является богатейшим общенациональным достоянием. Благодаря работникам культуры, миллионы людей имеют возможность любоваться произведениями живописи, скульптуры и кинематографии, слушать хорошую музыку, восхищаться драматическим и танцевальным искусством. Гостем нашей рубрики стала талантливая девушка, педагог дополнительного образования Агинской окружной гимназии-интерната по хореографии Дарима Баторовна Лхамаева (на снимке).
- Откуда Вы родом?
- Родом я из Урда-Аги, там же окончила среднюю школу.
- Расскажите, как вы стали танцевать, кто был первым наставником?
- В школе я посещала танцевальный кружок, первым учителем была Туяна Дашинимаевна Дашицыренова.
- Где Вы учились своей будущей профессии?
- В 1998 году поехала поступать в город Улан-Удэ в Восточно-Сибирскую государственную академию культуры и искусств, отделение хореографии. Конкурс был большой. Абитуриентка из деревни, неуверенная, стеснительная, не знающая ни одного балетного термина, ни одного движения у станка, даже без сольного танца, могла не поступить. Но мне посчастливилось встретиться с очень хорошим педагогом Розой Христофоровной. Она смогла увидеть во мне данные, может быть, скрытые возможности и во время вступительных экзаменов помогала, поддерживала, поставила сольный танец. Можно сказать, благодаря ей, я начала карьеру хореографа. В тот год набирали экспериментальную группу исполнителей. Куратор нашей группы Доржи Васильевич Дугаржапов был очень жестким, строгим преподавателем. На первых курсах было очень тяжело учиться, но я не одна была такая неопытная, если мои одногруппницы были после школ искусств, музыкальных, хореографических училищ, парни все поступили из деревень. Сейчас они танцуют в театрах «Байкал» и «Амар сайн».
- Вспоминаете студенческую жизнь?
- Да. Студенческая жизнь была очень насыщенной и интересной. При академии был ансамбль «Сибирский сувенир», где я исполняла сольные партии, выступала на различных концертах, юбилеях ВСГАКИ. Из нашей группы были отобраны студенты в состав молодого балета Бурятии, в том числе, и я. Ставились номера в новых направлениях - неординарные, эмоциональные, красивые.
На третьем курсе из нашей группы выбрали двух девушек в Бурятскую студию (руководители Саян и Эржена Жамбаловы) при Бурдраме (студенты этой группы - ныне известные артисты Буряад театра). С этой студией я участвовала на премьере известного спектакля «Улейские девушки», через год - в спектакле «Чингисхан». В 2002 году поехали со спектаклем «Улейские девушки» на международный театральный фестиваль «Подиум-2002», который проходил в г.Москва. На четвертом и пятом курсах проходила практику в Государственном театре «Бадма Сэсэг» (ныне театр «Байкал»), руководитель - Дандар Жапович Бадлуев. Проработав в этом театре, я начала восхищаться нашей культурой, народными танцами, музыкой. Хотя наша группа была просто исполнителями, и нас не учили ставить танцы, но когда слушала красивую музыку, у меня в голове начинали рождаться движения, образы.
- Путь в профессию?
- В 2003 году окончила академию, получив специальность «артист ансамбля и руководитель хореографических коллективов». В 2004 году приехала на родину и устроилась артистом балета в театр «Амар сайн», проработала там до 2008 года. Это были самые запоминающиеся годы. Все молодые, энергичные, очень дружный коллектив. Много ездили на гастроли по округу, России, в Монголию, Китай, Испанию, Францию.
По состоянию здоровья уволилась из театра, и с 2008 года началась моя педагогическая деятельность в АСОШ №1. При работе с детьми я начала получать огромное удовольствие, они непредсказуемые, передают столько заряда, энергии, положительных эмоций. Я поняла, что работать с детьми и самой воплощать свои задумки намного интереснее. За время работы в первой школе было поставлено много танцевальных номеров, дети становились призерами, лауреатами районных, окружных, региональных и всероссийских конкурсов. В 2008 году стали лауреатами второй степени во Всероссийском фольклорном фестивале «Псковские жемчужины». В 2009 году - лауреатами третьей степени во Всероссийском фестивале «Российский восход» в ВДЦ «Океан».
В 2014 году перешла работать в Агинскую окружную гимназию-интернат. Набрала детей в хореографический кружок. С 2016 года ансамбль носит название «Алтаргана». Мы становились призерами, лауреатами многих районных, муниципальных, окружных, краевых и международных конкурсов. Одним из последних был международный конкурс «Юные дарования России», который проходил в Улан-Удэ. Учредителем этого мероприятия был Китай. Наш ансамбль получил Гран-при и путевку в Китай г.Пекин на международный конкурс «Юный Феникс», который должен был пройти в марте этого года, но из-за тяжелой обстановки во всем мире, конечно, все отменили.
- Кто такой хореограф?
- Хореограф - это счастливый человек, который своей работой дарит людям праздник. Когда видишь конечный результат своей работы, т.е. выступления своих танцоров на концертах, счастливые глаза, довольные лица, слышишь слова благодарности от своих учеников, убеждаешься, что я сделала правильный выбор в своей профессии. Я не считаю это работой, для меня это как хобби, ведь занимаюсь своим любимым делом.
- Необходимые качества хореографа?
- Конечно, в первую очередь, это трудолюбие, упорство, усердие, терпение (стальные нервы нужны).
- В каком возрасте лучше начинать заниматься танцами?
- Чем раньше, тем лучше. Пока у детей дошкольного возраста гибкое тело, намного легче и проще заложить в них основу. Но никогда не поздно танцевать, некоторые, выйдя на пенсию, начинают заниматься танцами.
- Можно научиться танцевать самостоятельно?
- Конечно, можно. Сейчас в наше время все доступно. Много есть обучающих видео для новичков, где очень подробно все объясняют и показывают. Сейчас многие школьники по видео самостоятельно репетируют танцы, а затем показывают, учат друг друга.
- До какого возраста длится танцевальная карьера?
- У всех по-разному. Например, у артиста балета - стаж 20 лет, у солиста, вообще, - 15. А у преподавателей как у всех, теперь мы до 60 лет должны прыгать (смеется).
- Как меняются дети благодаря танцам?
- Только в лучшую сторону. Много достоинств и качеств можно перечислять, я не говорю обо всех физических развитиях, начиная с красивой осанки, походки, в первую очередь, благодаря танцам, ребенок становится уверенным в себе, открытым, общительным и т.д. Танец развивает в детях личность с богатым внутренним миром.
- Какому стилю танцев проще и быстрее всего научиться?
- Народным и современным танцам.
- Какие качества Вы учитываете в ребенке, когда оцениваете его способности?
- На самом деле для меня неважно, насколько технично, чисто и правильно ученик выполняет движения во время исполнения танца, ведь не у всех получается идеально. Конечно, я требую и работаю над чистотой исполнения, но самое главное - это отношение ученика к танцу в целом - преданность своему кружку, посещаемость, дисциплина. Дети очень любят танцевать, получают огромное удовольствие, выступая на сцене. Я же понимаю, что готовлю не профессиональных артистов. Главное, что эти приятные моменты и воспоминания останутся на всю жизнь.
- А как мотивировать детей заниматься танцами?
- Детей старших классов уговаривать записаться в кружок не приходится. Бывают случаи перед подготовкой к смотрам, просим детей участвовать, ведь они сейчас перегружены учебой, спортом, кружками, секциями. У нас проблема с младшими классами, когда дети поступают в пятый класс, они еще незнакомы друг с другом, не «вникли» в жизнь гимназии. В начале учебного года проводим акцию «Найди себя» для пятых классов. Каждая секция делает свою рекламу, чтобы заинтересовать ребенка.
- Есть такое выражение, что все дети талантливы, и на начальном этапе из них можно «лепить» то, что хочется мастеру, согласны ли Вы с этим?
- Да, конечно. Главное, чтоб у ребенка было желание.
- Вы тратите много сил. Что входит в Ваш ежедневный рацион? Откуда Вы берете столько энергии?
- Я не соблюдаю никаких специальных диет, ем все подряд. Утром обязательно варю кашу, люблю молочные продукты, сыр, творог. И, конечно, без сладостей не смогу и дня прожить. Часто приходится целыми днями быть на работе, не успеваю покушать и вечером перед сном догоняю всю дневную норму (прощай, стройная фигура).
- Расскажите о семье.
- Супруг - Эрдэм Баирович Лхамаев - моя поддержка и опора, у нас трое замечательных деток. Дочери Цырене - девять лет, сыну Дугару - семь и маленькой Лерочке - два годика.
- Спасибо за беседу.
Маргарита ВОРОНОВА.