Труды Дамбинимы Цырендашиевича Цырендашиева «С\\гэлэй дасан» и «Сэм\\н саг» внесли неоценимую лепту в описание жизни агинских бурят. В знак признания его заслуг и поддержки краеведов-исследователей Агинский национальный музей и музейное сообщество округа провели 25 октября «Осенние Цырендашиевские чтения».
Организаторы чтений принимали доклады, невзирая на мистичность и мифологизацию некоторых из них. Ибо они так же имеют право на существование, как свидетельства надежд и мечтаний народа. Когда в одном из докладов, на основе научно-популярного фильма «Вода – новое измерение»,было приведено убедительное доказательство о способностях воды запоминать происходящее вокруг, участники конференции прониклись сознанием пользы обрядов очищения водных источников «Зай табиха» во главе с неутомимым Галсан Багши.
Рефреном предыдущему докладу стало выступление директора Судунтуйского музея Батора Цырендашиевича Дугаржапова о ежегодном мистическом проявлении «сказочных буддийских храмовых пейзажей» на «судунтуйском небосводе». Он коснулся прошлогоднего пожара в предместьях Судунтуя. Когда огонь уже угрожал окраинам села, кому-то в голову пришла мысль позвонить судунтуйскому перерожденцу Шивалха Римбушэ. Через мгновения после звонка поднялся мощный, встречный пожару ветер... А «судунтуйский карьерный всплеск» был предсказан несколько лет назад Шиваалха римбуушэ при освящении субургана. В этом году получили продвижения по служебной лестнице судунтуйцы Цындымеев Арсалан Гармаевич, ставший директором Департамента государственного регулирования обращения лекарственных средств России; полковник Цыренжапов Тимур Очирович, занявший генеральскую должность исполняющего обязанности начальника автобронетанковой службы Центрального военного округа. Жалсанов Батор Цыдендамбаевич назначен заведующим кафедрой Академии МВД, Дугаров Булат стал заместителем мэра Иркутска по ЖКХ, Жалсанова Баирма Цыдендамбаевна продвинулась по служебной лестнице в Оборонсервисе, Цыбжитов Болот стал чемпионом мира по стрельбе из лука. Тут остается только быть более внимательным к течению жизни, чтобы найти основание неслучайности происходящих с нами событий. А современной молодежи точно не помешает понять, что помимо талантливого и неповторимого «я» есть такие понятия, как «родина» (тоонто нютаг), с которой человек связан кармически; «звезды на небе», от расположения которых, если верить астрологам, зависит очень многое и.т.д.
Бальжинимаева Цыцыгма Жаргаловна из Зуткулея рассказывает: «В нашем селе есть местность «Пэлим хотон», которое славится мастерами, художниками, такими, как Амоголон Бороев, Бортоевы, Жамсоевы, Гурорабдановы, Сультимжамсоевы, Жаповы, Галсановы, Даримаевы, Гунганимаевы. Издавна здесь стоит молитвенный камень «Маани – шулуун», заложенный в благополучие живущих в окрестности людей. Не в этом ли причина одаренности людей?». В подтверждение своей догадки она привела в пример удивительную биографию Аюши Бортоева, который был талантливым режиссером, сценаристом, преподавателем, танцором, вокалистом, гитаристом, спортсменом, ударником труда и уникальным художником. Наверное, до сих пор во многих домах висят копии «Джоконды», «Сикстинской Мадонны», «Незнакомки», которые делал он один в один.
Директор Хойто-Агинского сельского музея Цыдыпова Цындыма Бороевна рассказала в докладе «Шэлэ hайхан Шэбээтэ» на бурятском языке о легендарной местности, в чащобе которой нашла убежище благословенная покровительница агинских бурят Бальжин Хатан.
На агинской земле воссоздана уникальная «материальная основа» для расцвета духовности. Сегодня настала пора описания подвижнического, народного движения по возведению субурганов. Думаю, что нам еще предстоит услышать на Цырендашиевских чтениях удивительные рассказы тех, кто непосредственно возводил субурганы. Это действительно необыкновенные люди, достойные памяти и благодарности.
Не надо думать, что чтения благоволят только темам, связанным с сакральным опытом и мистическими переживаниями народа. Конференция не ограничивает темы выступлений. Например, слушателям понравились блестяще прочитанные доклады студентов Могойтуйского аграрно-промышленного техникума Дари Митуповой, Тунгалан Цэдашиевой, Бальжинимы Бадмажаповой, Очирмы Барадишириевой, Полины Головиной, Нины Гатаулиной, Виктории Демидовой о своих наставниках, земляках, родственниках, которые являются олицетворением эпохи.
Доклад преподавателя этого техникума Барадиевой Светланы Кузьминичны о комсомольско – молодежных производственных коллективах Могойтуйского района напомнил о мощном комсомольском движении 70-х годов прошлого столетия, когда молодые люди, порой всем классом, уходили в комсомольские овцеводческие бригады и молочно-товарные фермы. Было трогательно слышать доклады Цыденжаповой Мыдыгмы Доржихандаевны, директора Челутайского сельского музея, о родном отце Цыденжабай Доржиханда, которого в народе звали «алтан гарта тумэрэй доктор; Ендоновой Ирины Ендоновны, методиста Могойтусйкого РЦД, о своем деде, известной личности из Хара-Шибири Ендоне Балдановиче Жалсанове, который всю свою жизнь посвятил сельской культуре, начав работу с «красной палатки». Хотя в докладе и не говорится о председателе Хара-Шибирского колхоза Герое Социалистического труда Бальжиниме Мажиеве, можно косвенно делать вывод, насколько глубоким и мудрым человеком он был. Мажиев не только замечательно организовывал колхозное производство, но и искренне заботился об отдыхе и благополучии своих подопечных. Не случайно у Мажиева все было впервые в округе и в Читинской области. Первый сельский дом культуры, первый дворец спорта, первый музей, первая сельская агитбригада, оснащенная аудиовизуальной аппаратурой, первая киностудия. Отменные, им же подобранные кадры - культработники, спортсмены, сельские активисты - целенаправленно создавали «среду довольства и счастья», в результате чего «колхозникам оставалось только «работать за семерых». Бальжинима Мажиев был реалистом, мечтателем и романтиком, который интуитивно (чувство великих) чувствовал значение культуры в истинном ее назначении. «Создать счастье в отдельно взятом селе» актуально и сегодня. Можно привести в пример председателя агрокооператива «Цогто Хангил» Зоригто Дамдиновича Дондокова, который, как рассказывают, не поскупился вывезти своих колхозников на Байкал, возил в Монголию, хотя об этом никто не просил и не приказывал. Скажете, транжира? Нет, просто он понимает, что главной производительной силой является человек.
Мы уверены, что после прочтения статьи у многих появится желание поделиться сокровенным. Пишите – мы не требуем блестящего слога, не ставим условий. Нам интересны сами факты, удивительные биографии. Весенние «Цырендашиевские чтения» состоятся 16 мая 2014 года. Вы можете ознакомиться с подробной информацией о конференции на нашем сайте agamuzey@mail.ru . Так же вы можете отправить информацию в любое время по указанному электронному адресу и позвонить об этом по телефону 8(914)513 2308.
М-Б. ЖАМСАРАНОВ,
заместитель директора Агинского национального музея им.Г.Цыбикова.