Цырендаши Гунгаев: «Модернизация системы образования - требование времени»
В последнее время редакция газеты «Агинская правда» всё чаще уделяет внимание системе народного образования. Это не случайно. В связи с последними событиями в мире, нашей стране происходят положительные сдвиги – отход от бездумного копирования системы общественных ценностей, выход из многих образовательных программ, ориентированных на интеграцию в европейскую координату образования, к слову, бесперспективных, например, из Болонской системы. Как показало время, все эти организационные потуги в сторону «цивилизованного Запада» были напрасными, а по сути бестолковыми – все ступени отечественной системы образования на порядок эффективнее, нежели европейские. На данный момент начинается пересмотр базиса советского образования, который ещё вчера мы считали морально устаревшим, а значит, и вредным для нашего подрастающего поколения. На наш взгляд, именно сейчас, когда мы поняли, что советская школа в своих методических разработках, учебно-воспитательной работе, шкале оценивания, формировании правильных морально-нравственных установок у детей в своё время опередила время. Именно сейчас современная российская школа будет ответственна за обучение и воспитание гражданина нового типа – мыслящего, ответственного, патриотичного. И как верно заметил при нашей беседе Цырендаши Баярович Гунгаев (на снимке), председатель комитета образования администрации муниципального района «Агинский район», что для начала необходимо привести материально-техническую базу школ в соответствие с требованиями времени и именно этой работе уделяется повышенное внимание.
- Расскажите, по какой программе осуществляется обновление материально-технической базы средних общеобразовательных учреждений в Агинском районе.
- В текущем году был произведён капитальный ремонт зданий средних школ в сёлах Судунтуй и Будалан, также начальной школы Судунтуйской СОШ. Это стало возможным благодаря реализации мероприятий «Модернизация школьной системы образования» в рамках государственной программы «Развитие образования». Помимо этого, в указанных школах произошло значительное обновление учебного инвентаря, школьной мебели, приобретены современные технические средства обучения, цифровое и интерактивное оборудование, реализованы мероприятия, обеспечивающие антитеррористическую защищенность.
Общая сумма финансирования названных мероприятий из бюджетов разных уровней составила более 111 млн.рублей. В 2023 году три наших объекта также вошли в данную программу. Это Цокто-Хангильская СОШ им.Ч-Л.Базарона, Урда-Агинская СОШ им.Г.Цыбикова, также пристройка Урда-Агинской СОШ. Планируемый объем финансирования – порядка 120 млн.рублей, Челутайская, Орловская, Кункурская школа им.Д.Ц.Пурбуева, Сахюртинская, Новоорловская СОШ, Цокто-Хангильская начальная на данный момент готовы к вхождению в программу. Весь пакет документов, включая госэкспертизу, имеется. Плановая дата – 2024-2025 годы. Администрация Агинского района продолжает работу в этом стратегическом направлении и ведется работа по разработке проектно-сметной документации Амитхашинской, Гунэйской и Южно-Аргалейской школ.
Также добавлю, что существует государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий», ответственным исполнителем которой является Министерство сельского хозяйства РФ. По этой программе одним из победителей в 2022 году стало СП «Урда-Ага». Победа в архиважном конкурсе позволила капитально отремонтировать, в том числе, следующие объекты сферы образования: пришкольный интернат Урда-Агинской средней школы, детский сад «Теремок», КСК «Урда-Ага» и построить многофункциональную спортивную площадку. Общий объем финансирования данных объектов составил более 136 миллионов рублей. Хотелось бы отметить слаженную работу администрации муниципального района по вхождению в программы.
- Слышал, что также существует программа по пищеблокам...
- Да, действительно. В Судунтуйской и Будаланской средних школах произошло и «перевооружение» пищевых блоков. Полностью обновился столовый инвентарь – это промышленные плиты, жарочные шкафы, универсальные кухонные машины, мясорубки, овощерезки, мармиты, холодильное оборудование, разделочные столы, стеллажи и другое. Новое оборудование позволило укомплектовать все школьные столовые. Также они обеспечены системой холодного и горячего водоснабжения, системой внутренней и наружной канализации. Работы ведутся согласно Перечню мероприятий по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных общеобразовательных организациях в 2022-2023 годах. В 2022 году по региональной программе обновили свое столовое оборудование Южно-Аргалейская, Будуланская, Судунтуйская, Цокто-Хангильская, Кункурская, Амитхашинская, Орловская и Урда-Агинская средние школы. Ведется работа по включению в перечень на 2023 год средних школ Гунэя, Челутая, Хойто-Аги, Сахюрты и Новоорловска.
- Кадры решают все! Как обстоят дела с педагогическими кадрами?
- Укомплектованность педагогическими кадрами в школах Агинского района составляет порядка 90 процентов. Мы понимаем, что перемещение кадров - это естественный процесс независимо от сферы деятельности. Но в последние годы вопрос даже не в текучести кадров, а оттока в другие субъекты РФ, например, в Хабаровский край, Магаданскую область, тема не сходит с повестки дня. И наши руководители образовательных учреждений - директоры школ, заведующие детсадов ведут очень большую работу, чтобы укомплектовать свои учреждения необходимыми специалистами. В этом учебном году в школы и сады района прибыло шесть молодых специалистов.
- Как обстоит ситуация в этом году с программой «Земский учитель»?
- В этом году в школы Агинского района земские учителя не были заявлены. С начала запуска программы, с 2020 по 2022 годы, в наш район прибыло пять учителей, что только отчасти позволило закрыть острую потребность. Очевидно, что федеральная программа «Земский учитель» на данный момент не в состоянии полностью разрешить кадровый вопрос. Добавлю, что квота Забайкальского края по этой программе – 20-22 учителя в год. Цифры небольшие.
- Расскажите о патриотическом воспитании в школах района.
- За последние годы патриотическая работа в школах вышла на существенно иной уровень. В этом учебном году наши девять педагогов вошли в число победителей федерального конкурса и с первого сентября 2022 года были трудоустроены на новую должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. К функционалу советника, в том числе относится участие в разработке и реализация рабочей программы и календарного плана воспитательной работы в образовательной организации, осуществление координации различных детских общественных объединений и некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на укрепление гражданской идентичности, профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, вовлечение детей и молодежи в общественно-полезную деятельность, по вопросам воспитания обучающихся как в рамках образовательной организации, так и вне основного образовательного пространства. Из новшеств отмечу, что, начиная с сентября, учебная неделя в школах страны начинается с торжественной линейки с поднятием государственного флага РФ под гимн РФ. В конце недели флаг спускается.
- Можно поподробнее об уроках «Разговор о важном»? С какого класса начинается преподавание данного предмета?
- Это новый учебный предмет для всей страны и направлен на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей и формирование патриотизма. Темы уроков общие для всех школ нашего государства и затрагивают наиболее значимые даты, события из истории нашего Отечества. На одном из самых первых уроков под темой «Наша страна – Россия!» учащихся вводят в курс предмета через демонстрацию видеофильма о России, многообразии российского народа, культуры, природы и так далее. Уроки «Разговор о важном» проводятся во всех классах без исключения, по понедельникам, после торжественной линейки с участием первых лиц.
- Новый предмет не дублирует историю, обществознание или ОДНКНР (Основы духовно-нравственной культуры народов России)?
- Отчасти да, но сами понимаете, наличие предмета в учебном плане диктуют условия и вызовы современного мира. На мой взгляд, наличие отдельного предмета для всех классов, направленного на формирование патриотической личности, жизненно необходим.
- Спасибо за беседу!
Зорикто Олзоев.
Фото Саяна Дашиева.