Цырен Базаров: «Рабочие профессии всегда будут востребованными»
Уроки труда в школьные годы манили многих парней своей атмосферой - неким подобием вольницы после «душных» кабинетов, зубрежкой, решением уравнений, изучением правил орфографии, пунктуации и другими «ненужными», на наш тогда взгляд, вещами. Мастерская – вот где была свобода, возможность немного отдохнуть психологически, не боясь получить плохие отметки и размяться беззаботно при этом болтая. Не страшила даже уборка мастерской, которая протекала так же весело и непринужденно. Особым шиком перед окончанием уроков труда, или технологии по-нынешнему, было забежать к одноклассницам и урывками полакомиться их «творчеством» - пирогами и другими вкусностями, запахи которых мы периодически жадно вдыхали, работая за верстаком.
В создании позитивного настроя и атмосферы главную роль играет личность учителя-трудовика, который своим добросовестным отношением к профессии, увлекает учащихся занятиями столярным и плотницким делом, шутливо подбадривая, а иногда и строго объясняя премудрости нюансов столярничества и техники безопасности при работе. Одним из таких учителей, к кому «тянутся» дети, который организованно и серьезно выстраивает образовательный процесс, является Ц.Э.Базаров (на снимке слева) - учитель технологии Агинской окружной гимназии-интерната, ставший сегодняшним гостем редакции газеты «Агинская правда».
- Цырен Эрдынеевич, расскажите о себе.
- Я родился в посёлке Агинское, после окончания АСОШ №3 получил высшее образование в Бурятском государственном университете по специальности «Учитель технологии и предпринимательства».
Мой отец Эрдыни Базаров родом из села Челутай, работал столяром. Моя мать Цындыма Гармадашиева родом из села Телемба Еравнинского района Республики Бурятия, трудилась в сфере торговли. У нас большая и сплоченная семья. У меня один брат и три сестры, я самый младший. С детства мы с братом часто помогали отцу, пилили, строгали, то есть с малых лет участвовали в чисто мужском строительно-хозяйственном процессе. Наверное, это и предопределило мою профессию.
После окончания института в 1997 году шесть лет проработал в Амитхашинской школе, один год - в Агинской вечерней школе. С 2007 г. работаю в Агинской окружной гимназии. Со школы я увлекаюсь баскетболом и до сих пор принимаю участие в различных соревнованиях в команде ветеранов. В институте занимался настольным теннисом, на первом курсе становился призером первенства БГУ. Моя супруга работает юристом, воспитываем двоих сыновей. Также у меня есть две дочери.
- В чем, по Вашему мнению, заключается важность и польза уроков технологии?
- На уроках ребята, помимо теоретических знаний, получают практические навыки работы с деревом, металлом, учатся применять знания, полученные при изучении других дисциплин, например, по математике, физике, черчению, раскрывают свои творческие способности, приобретают навыки проектной деятельности. Все это им пригодится в жизни, когда у них будет свой дом, семья. Ребята смогут и гвоздь забить, и замок сменить, и доску разделочную сделать. А когда они что-то делают своими руками, то учатся ценить и уважать как свой, так и чужой труд, что тоже важно.
- Насколько мне известно, вузы больше не обучают студентов по специальности «Учитель технологии»...
- Я думаю, что со временем все встанет на свои места, и эту специальность вернут. Кто же тогда будет в школах преподавать этот предмет? Ведь именно на уроках технологии мальчики выбирают технические специальности, решают стать строителями, плотниками, столярами.
- У японцев бытует такое мнение, что нельзя «отбирать хлеб» у другого, в смысле, каждый должен заниматься своим делом, например, чтобы прибить гвоздь или прикрутить полку, необходимо вызвать человека, этим занимающегося. Применимо ли это к нашим реалиям?
- Конечно, в каждом деле должен быть профессионал. Но, по моему мнению, каждый мужчина должен уметь делать элементарные вещи, тот же гвоздь забить. Ну, а если не умеет, то должен зарабатывать столько, чтобы нанимать профессионала для этого (смеется).
- Могут ли уроки труда стать стартовой площадкой для успешной социализации ученика во взрослой жизни?
- Да. Задача уроков труда – обучить детей тем навыкам, которые могут пригодиться им в жизни. Полученные знания и умения кому-то помогут определиться с выбором будущей профессии.
- В советской модели образования трудовое обучение было одним из главных. Каковы дальнейшие перспективы у школьной дисциплины «технология» в современном образовании в условиях, когда пропагандируются другие ценности в обществе, например, быстрой наживы, заработка. Будет ли молодежь стремиться работать руками, ведь, на мой взгляд, рабочие специальности, такие, как плотник, столяр, сантехник остаются востребованными?
- Думаю, что уроки технологии все же останутся в школьной программе. Их роль немаловажна в формировании личности. Дети изучают предмет в объеме двух часов в неделю только до девятого класса, тогда как во многих других странах этот предмет является обязательным на всех этапах обучения. Например, в Китае в старшей школе (10-12 классы) увеличивается количество часов с трёх до четырёх часов в неделю, кроме этого, им предлагаются курсы по выбору по 36 или 72 часа по разным темам «Строительство и дизайн», «Вождение и обслуживание автомобиля» и другим важным направлениям, специальностям. На мой взгляд, рабочие профессии всегда будут востребованными на рынке труда и никуда не исчезнут.
- У Вас за плечами богатый педагогический опыт. Что стараетесь дать своим ученикам в процессе их обучения?
- Ребятам, конечно, больше нравится заниматься практикой, особенно работать с деревом, металлом соответственно, делаю упор на практические навыки. Все необходимое оборудование имеется, своевременно обновляется, администрация гимназии предоставляет необходимые пиломатериалы. Ежегодно участвуем в городских олимпиадах, призеры участвуют в краевых олимпиадах, также каждую весну принимаем участие в окружной выставке-ярмарке изделий кабинетов технологии и домоведения, что также мотивирует ребят.
- Спасибо за интересную беседу.
Зорикто Олзоев.