Что? Где? Когда?
Россия-Монголия - новые реалии
Монголия - кратчайший путь к Китаю для поставок российского природного газа. Газопровод «Союз Восток» даст российской газовой сети «Сила Сибири-2» новое ключевое звено через территорию Монголии.
Зажатая между Россией на севере и Китаем на юге Монголия вскоре может стать важной транзитной страной для российского природного газа и связанных с ним цепочек поставок.
Но даже в этом случае Россия будет бороться за расширение своего экономического присутствия в Монголии, которая долгое время служила буферной зоной между двумя соседями-гигантами.
После завершения строительства газопровод «Союз Восток» станет продолжением газопровода «Сила Сибири-2» на территории Монголии. Иными словами, этот амбициозный проект призван обеспечить поставки российского газа через Монголию в Китай.
Российский государственный энергетический гигант «Газпром» уже открыл дочернюю компанию «Газопровод Союз Восток» в Монголии, а министр иностранных дел этой страны Б. Батцэцэг недавно посетила Москву, где встретилась с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером.
В ноябре два государства отметят столетие установления дипломатических отношений и уже подписали постоянный договор о дружественных отношениях и подняли двусторонние связи до уровня всеобъемлющего стратегического партнерства.
Согласно документу, Россия и Монголия обязуются развивать сотрудничество в сферах политики, обороны, экономики, торговли, финансов и инвестиций. Действительно, двусторонние военные отношения Улан-Батора с Москвой остаются приоритетом для Монголии.
Военно-технические отношения
В июне 2021 года министр обороны Монголии Гурсед Сайханбаяр встретился со своим российским коллегой Сергеем Шойгу, чтобы обсудить развитие военно-технических отношений.
Подсчитано, что более 60 проц. монголов, проходящих военную подготовку за рубежом, находятся в Российской Федерации. Обе страны также регулярно проводят ежегодные совместные полевые учения.
С другой стороны, с 2003 года Монголия с населением около трех миллионов человек также проводит совместные учения с Соединенными Штатами, и многие монгольские офицеры прошли там подготовку.Однако Монголия, похоже, в последнее время отошла от политики “третьего соседа” и стала уделять больше внимания своим отношениям с Россией и Китаем.
В 2016 году три страны достигли всеобъемлющего соглашения о развитии экономического коридора «Китай-Монголия-Россия» (КМР).
По своей сути этот коридор направлен на улучшение транспортного сообщения и трансграничной торговли за счет развития инфраструктуры. Она также направлена на укрепление трехстороннего сотрудничества в области энергетики, агробизнеса, коммуникационных технологий, туризма и охраны окружающей среды.
“Мы уделяем большое внимание развитию центрального железнодорожного коридора для увеличения транзитных торговых потоков из Европы и России в Китай и в обратном направлении через территорию Монголии.
Наряду с этим идет строительство новых железнодорожных линий в Монголии”, – писал в 2020 году бывший министр иностранных дел Монголии для “Российской газеты“.
«Черное золото» из Монголии
Действительно, сейчас активно строится железнодорожная магистраль «Таван-Толгой-Зуунбаян», завершение строительства которой ожидается в 2022 году. Китай будет крупнейшим бенефициаром этой транспортной сети, учитывая, что Пекин является одним из крупнейших покупателей угля Монголии.
После того, как Китай ввел запрет на импорт австралийского угля, Пекин, как сообщается, увеличил закупки угля из Монголии, а также из России и Индонезии. С другой стороны, монгольские власти, похоже, пытаются диверсифицировать маршруты экспорта угля из страны.
Имеются сообщения о том, что огромные запасы высококачественного угля из Монголии вскоре могут быть экспортированы по всему миру через порты Дальнего Востока России, например, через Владивосток и угольный терминал «Восточный».
Такая возможность неудивительна, учитывая, что Монголия рассматривает Россию как баланс против китайского экономического и политического доминирования.
Поддержание добрососедского сотрудничества с Россией необходимо для сбалансированной внешней политики Монголии. В прошлом, однако, баланс сил был очень выгоден России, поскольку страна рассматривалась как неофициальная “16-я республика” Советского Союза.
После распада СССР Кремль потерял большую часть своего влияния в Улан-Баторе. Но это утраченное влияние восстанавливается по мере того, как Москва перестраивает свой энергетический бизнес в Монголии.
Российские энергетические холдинги «Интер РАО» и «Ротэк» в ближайшее время могут принять участие в модернизации действующих тепловых электростанций в монгольской столице. А когда газопровод «Союз Восток» заработает в полную силу, Москва сможет усилить не только свое экономическое, но и политическое влияние в Монголии.
Вполне вероятно также, что страна в конечном итоге подпишет соглашение о свободной торговле с Евразийским союзом, в котором доминирует Россия, хотя полное членство в наднациональном образовании на данный момент не выглядит реалистичным, поскольку это, скорее всего, поставит под угрозу политику стратегического баланса между Россией и Китаем, проводимую Улан-Батором.
По материалам сайта ARD
подготовил
Арсалан Добчинов.