Чтение в удовольствие
В наш компьютеризированный век перед школой, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус. В связи с этим вопрос развития читательского интереса школьников остается весьма актуальным. Особое внимание этой проблеме должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к литературе.
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает. Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности - главная задача учителя начальных классов.
Нелегко обучить детей чтению, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Незаменима в этом помощь библиотеки. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди, сами испытывающие радость от общения с книгой. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это дает ощутимые результаты. В нашей школе библиотекарем для учеников первой ступени часто проводятся библиотечные часы на различную тематику, каждый год первоклассников посвящают в «читатели», ученики второй ступени проводят рейды в начальной школе по проверке сохранности учебников, на итоговой линейке награждают грамотой самый читающий класс и самого читающего ученика. Уже который год самым читающим классом называют учеников начальной школы.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая среда», книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье. Поэтому мы, учителя, стараемся работать с родителями в тесном контакте. При поступлении в 1-й класс я на первом родительском собрании договариваюсь с родителями о том, что все четыре года обучения в начальной школе будет вестись читательский дневник - контроль за еже-дневным домашним чтением ребенка. Для того чтобы научить ребенка лучше читать, родителям необходимо прежде всего проявлять активность: каждый день находить 20-30 минут на чтение (при комплектовании домашней детской библиотеки стоит обратить внимание и на те книги, которые входят в школьную обязательную программу по литературному чтению).
Сначала родители могут сами прочесть два-три предложения, показав ребенку, как это следует делать, затем прочесть эти же предложения вместе, после чего попросить ребенка самостоятельно прочесть предложения. Для тренировки чтения подойдет заучивание и проговаривание поговорок. В процессе обучения навыкам чтения родителям необходимо проявлять терпение и в обязательном порядке поддерживать ребенка, убеждая, что он, несомненно, научится читать хорошо, бегло и с правильной интонацией. Похвала необходима ребенку, поскольку дети очень ранимы и не совсем уверены в себе. Когда у них что-то не получается, они просто начинают бояться трудностей и стараются всеми способами избежать того, чего боятся.
Чтение – не обязанность, а удовольствие, даже привилегия. Нельзя заставлять и уговаривать ребенка читать, можно лишь постепенно «втягивать» его в этот волшебный мир. Попробуйте прекращать чтение чуть раньше, чем ему надоест. Обсуждайте прочитанные книги. Ребенок может не до конца или неверно понять прочитанное. А любить то, что не вполне понимаешь, трудно. Кроме того, чтение «тренирует грамотность» - читая, мы запоминаем написание слов, построение предложений, расстановку знаков препинания. Чтение способствует и развитию разговорной речи, так как литературные герои тоже общаются между собой.
Одним из способов привлечения детей к чтению мы нашли в том, что в течение многих лет мы сотрудничаем с театральной студией Центра эстетического воспитания детей «Залуу наhан», где с детьми готовят театральные постановки по программной и внепрограммной литературе. После таких постановок дети очень часто идут в библиотеку, чтобы прочитать оригинал. Подобное сотрудничество доступно любой школе и эффективно в плане привития детям любви к чтению.
Задавая своим четвероклашкам вопрос: «Что дает вам чтение книг?», они рассуждают: «Умеющий читать человек – грамотный, информированный, много знающий, и общаться с ним интересно», «Читая, я развиваю память, беру пример с хороших героев. Советую вам тоже много читать».
И.ЖАПОВА, учитель начальных классов АСОШ№3.