Честны, гостеприимны, но мстительны
Записки о хоринских бурятах конца XIX века
Газета Усть-Ордынского Бурятского округа «Окружная правда» в № 25 от 16 июля 2020 года опубликовала интересный материал под заголовком «Честны, гостеприимны, но мстительны» - воспоминания любителя естествознания о хоринских бурятах конца XIX века. В распоряжении редакции еженедельника «Окружная правда» оказался доклад Бокова «О хоринских бурятах Иркутской и Забайкальской областей», который им направила Раиса Сахаровская, главный библиограф Иркутской областной юношеской библиотеки им. И.П.Уткина. Документ был сделан в Уральском обществе любителей естествознания. Самое примечательное в докладе то, что датирован он приблизительно началом XX века. В нем неизвестный автор статьи описал быт и традиции хоринских бурят, с которыми он проживал с 1888 по 1892 год. Его воспоминания в виде машинописной копии хранятся в ГКБУ «Государственный архив Пермского края». Обнаружила его там краевед, член иркутского общества «Родословие» и клуба «Сударыни», а также участница ИРОО «Иркутский исторический некрополь» Лариса Савельева. Доклад ее весьма заинтересовал, и она решила познакомить с ним широкий круг читателей. В этом ей оказала помощь областная библиотека. Газета «Окружная правда» опубликовала документ в сокращении. С ним мы и хотим ознакомить наших читателей.
Милостивые Государыни и Милостивые Государи. Спешу оговориться: я слишком далек от мысли придавать настоящему моему сообщению какое-либо научное значение; предложить вниманию вашему нечто подобное — свыше моих сил, а потому я вынужден ограничиться передачей чисто субъективных впечатлений и выводов, которые я лично вынес, наблюдая жизнь, нравы и обычаи этой народности. Все, что я буду иметь честь сообщить Вам, наблюдалось мною в период с 1888 по 1892 год, а потому и не может представить современную картину жизни хоринских бурят, которая, я склонен предполагать, должна была сильно измениться благодаря громадному культурному движению, вызванному постройкой Сибирской железной дороги, и вообще тому вниманию русского правительства и народа, которое Сибирь вызвала в истекшее десятилетие. Буряты населяют Иркутскую губернию и Забайкальскую область; о происхождении их нет точных исторических сведений, местные же легенды и предания местом их происхождения считают озеро Байкал, а родоначальником - Оборотня Князя Быка Буха-Ноин, от сожительства которого с шаманкой Асухан появились на свете два сына: Бурядай и Хоридай. Хоридай женился на оборотне Лебедь и с нею прижил одиннадцать сыновей, давших начало хоринским родам бурят. По другой версии, более распространенной среди хоринских бурят, эти последние производят себя от монголов Туметов, а именно: от младшего сына Князя Туметскаго Тайджина, баснословного героя Хоридая Мергена. По Риттеру, буряты принадлежат к одному из трех племен, на которые первоначально разделялись монголы, а именно: к племени Ойрат-бурят или Варга-бурят - и по своей наружности представляют чисто монгольский тип, на что указывают и измерение их черепа, представляющего высокую степень брахицефалии. Положительными чертами характера являются: сильно развитая любовь к ближнему, особенно к своим, которым они помогают в нужде и несчастиях: бедные сироты и вдовы содержатся общиной; почитание старших, любовь к домашнему очагу и в особенности гостеприимство, составляющее отличительную черту их быта. Буряты миролюбивы, честны и справедливы, но в случае обиды мстительны.
Жилища бурят по легкости переноски и устройства на новом месте вполне приспособлены к кочевому образу их жизни: это войлочные юрты, совершенно такие же, какие еще можно встретить у башкир Шадринского и Екатеринбургского уездов, основанием для которых служит очень искусно сделанная деревянная решетка, легко складывающаяся и занимающая в сложенном виде очень мало места. Решетка эта покрывается в один или в два ряда кошмами; посредине такой юрты, наверху, для выхода дыма отверстие, против которого раскладывается костер. Стены юрты внутри завешиваются коврами более или менее дорогими, сообразно средствам хозяина; стулья, диваны и кровати заменяют, как и у башкир, положенные на кошмах или коврах подушки, а около стен расположены небольшие шкафчики и шкатулки, также рассчитанные на частые передвижения и заменяющие наши громоздкие буфеты, комоды и гардеробные шкафы. В почетном месте, на особом возвышении, вы увидите домашнюю кумирню — среднее между столом и шкафом, на котором стоят бурханы и перед ними в красивых металлических вазах жертвенные угощения, как то: хлеб в зерне, чай, сыр, масло, сахар, конфеты и даже арака (местный хмельной напиток). К удивлению вашему, у состоятельного бурята вы также заметите зеркало, будильник, какую-нибудь красивую вазочку или статуэтку. Главную пищу бурят составляет кирпичный чай, приготовленный с молоком, салом, маслом, солью и болтушкой из муки, называемой затуран. Напиток, на наш европейский взгляд, не из вкусных, но очень питательный и распространенный не только между бурятами, но и между местными русскими крестьянами. Кроме того, в пищу идут разные молочные скопы, как то: местный сыр аруль, или хурут, особенным образом приготовленный и высушенный, очень острый на вкус и с запахом, который мог бы, мне думается, удовлетворить самого строгого гастронома; из молока же особым, очень примитивным, способом, посредством перегонки, изготавливается местный хмельной напиток арака - белый и прозрачный на вид, слегка кисловатый и крепостью немного превосходящий обыкновенное пиво; творожистые остатки от перегонки сберегаются на зиму и делают очень питательный продукт, называемый «арцы». В виде лакомства употребляется урум - высушенная молочная пенка. Хлеба буряты почти не едят, не знаю, умеют ли даже сами его печь, встречать же приходилось его только у зажиточных бурят как предмет особой роскоши и, кажется, приобретенный в готовом виде у русских крестьян. Обычная одежда как мужчин, так и женщин, состоит из рубахи и шаровар из дешевой китайской чесучи или обыкновенных русских, ситца или тика; больших, из мягкой кожи, сапог на войлочной толстой подошве, а сверху надевается мужчинами длинный, до полу, широкий застегивающийся сбоку халат «дыгыл» зимою из овчин, а летом из дабы (толстая материя вроде ластика), отороченный черным плисом, с грудью, украшенной вышивками, стягивающийся в талии ременным кушаком, на котором висят: нож, огниво, ганза (маленькая медная трубка с коротким чубуком) и кисет с табаком. Женщины сверх такого же халата надевают безрукавную кофту, род фигаро, конечно, далеко не столь изящное, как очень модное недавно и еще иногда и теперь украшающее наших барынь; на поясе женщины, кроме ножа и курительных принадлежностей, носят еще целый ассортимент вычурных ключей и гребней. Голову мужчины стригут под гребешок, оставляя лишь пучок на самом темени, который зато никогда не обрезывается и ко времени возмужалости обращается в очень красивую косу. Гораздо сложнее убрана голова бурятской женщины: не остриженные совершенно волосы заплетены в массу самых причудливых кос, из которых височные навертываются на довольно солидных размеров металлические палочки, образующие очень кокетливые рожки, от которых, в свою очередь, по шее и груди идут целые ожерелья из монет, кораллов и янтарей. Покрывают голову как мужчины, так и женщины, круглыми шапками из той же дабы с подобием кокошника, обшитого плисом спереди, и кисточкой или помпоном из цветной шерсти, или украшением из коралла или металла на макушке. Костюмы богатых бурят, ничем не отличаясь по покрою, делаются из очень дорогих шелковых материй, обшиваются соболями или бобрами. Все буряты, как мужчины, так и женщины, прекрасные наездники; они, если можно так выразиться, срослись с своими маленькими дикими быстрыми и выносливыми лошадками; и лошадь у бурята пользуется большим и вполне заслуженным почетом. Когда бурят приезжает в гости к соседу, то встретившая его жена хозяина принимает его лошадь и, пока владелец ее обращается к хозяину с витиеватым приветствием, состоящим, согласно требованиям бурятского этикета, в подробном осведомлении о здоровье хозяина, его лошадей, быков, овец, и уже засим о здоровье жен и домочадцев, она заботится о том, чтобы лошадь была удобно поставлена, хорошо присмотрена и достаточно накормлена. Кстати сказать, буряты очень общительны и страшные любители ездить в гости, все новости между ними распространяются с неимоверной быстротой. И в большой публике, и в среде забайкальских чиновников сложилось ошибочное мнение о низкой степени культурного развития бурят и об их малоспособности. Кроме присущей вообще среднему человеку поверхностности, поспешности в выводах, отсутствия вдумчивости или, я сказал бы, способности к обстоятельному критическому исследованию, я себе объясняю это еще и тем, что буряты, из целей чисто практических, стараются казаться гораздо наивнее, чем они есть на самом деле. Каждый из отдельных родов хоринских бурят избирает в настоящее время из своей среды родового голову; а так как состав каждого рода в настоящее время сильно увеличился в численности, то каждый из родов разделяется еще, если можно так выразиться, на подроды, избирающие из своей среды родовых старшин. Независимо от этого, в каждом улусе имеется еще так называемый улусный староста с обязанностями чисто полицейскими (род нашего сотского). Во главе всех хоринских бурят стоит тайша - это главный, так сказать, представитель целого племени (нечто среднее между предводителем дворянства и председателем земской управы). Должность тайши была прежде наследственной, ныне - также выборная. При каждом родовом старшине находится родовое управление (род нашего сельского управления); родовой голова является представителем так называемой инородной управы (соответствует нашему волостному управлению); тайша состоит председателем так называемой Хоринской степной думы, члены которой - выборные от каждого рода заседатели. Все хозяйственные дела, а также выборы должностных лиц производятся на соответствующих сходах «сугланах», а судебные гражданские и уголовные дела ведаются родовыми управлениями и инородными управами. Все гражданские дела без исключения и уголовные, до убийства в драке вне русских поселений включительно, всецело ведаются означенными учреждениями согласно местным обычаям, которые в сороковых годах минувшего столетия собраны в особый кодекс, утвержденный Государем Николаем I и отпечатанный на русском и монгольском языках...».
Газета «Окружная правда» №25 от 16 июля 2020 года.