Через Большой Хинганский хребет...
2 сентября 1945 года на борту американского линейного корабля «Миссури» в Токийском заливе был подписан Акт о капитуляции японской империи. Этот документ положил конец Второй мировой войне, которая согласно западной и советской историографии началась 1 сентября 1939 года нападением Третьего рейха на Польшу.
Кто может измерить труд воинов, прошагавших сотни километров пешком по знойным, безлюдным степям и переваливших Большой Хинган, преодолевая с неимоверными усилиями его каменистые склоны, перетаскивая на себе все боевые снаряжения?
Моему дедушке Ананде Батуеву (на снимке), родом из Южного Аргалея пришлось преодолевать такой путь. И с ним еще его земляк Боро Лобанов и Цыбен Тучинов из Челутая. Вместе они испытали все ужасы, лишения и страдания войны.
Трудовую деятельность мой дедушка начал с восьми лет на разных сельскохозяйственных работах. В 1941-1942гг. он работал в полевой бригаде звеньеводом. Несмотря на то, что началась война, он продолжал трудиться на благо Родины и только 6 января 1943 года его призывают в армию в село Цугол. Отслужив до декабря 1943 года в 91-м запасном стрелковом полку, в составе 17-й армии едет в Монголию в г.Чойбалсан, а затем в местность Улан-Цырик в воинскую часть. Месяцы и годы пребывания в этой части были наполнены учебой: солдаты проходили практику боевых стрельб, их обучали мастерству владения оружием, тактическим уловкам, физической выносливости.
Известно, что всю войну обстановка на границе оставалась крайне напряженной. По другую сторону Аргуни стояла армия Японии, открыто готовясь к вторжению и ожидая лишь благоприятного момента, чтобы напасть на нашу родную землю.
1 августа 1945 года из воинской части Улан-Цырика мой дед начал боевой поход по военной тревоге. Война есть война. Безлюден и угрюм был Большой Хинган и по-своему красив… Только гул десятков сотен моторов танков Т-34 нарушал здешнюю тишину. Именно таким на всю жизнь запомнился ему переход через Большой Хинганский хребет.
11 августа 1945 года Совинформбюро сообщило, что наши передовые части преодолели Большой Хинган. Находясь в 36-й гвардейской мотострелковой дивизии в 24-м полку в составе 6-й танковой армии, дед встретил Победу в Китае. И уже после месячного пребывания в местности между городами Топань и Тасунь с другими солдатами отправляется обратно в Улан-Цырик.
Отслужив затем в 85-м стрелковом корпусе в комендантской роте, в 1946 году направляется на остров Итуруп (Курильские острова).
В августе 1949 года дедушка демобилизовался. Вернулся в родное село, устроился шофером в колхозе. Ездил на разных моделях автомашин, но особо предпочитал машину ЗИС-5. Работал водителем бензовоза, молоковоза, автобуса.
Награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Японией», юбилейными медалями, орденом Отечественной войны, почетными грамотами колхоза имени Калинина.
Б.РИНЧИНОВА,
п.Агинское.