Человек советской эпохи
Уверенно, с гордостью и в то же время с долей горечи и сожаления в голосе об ушедшем времени советской эпохи говорит мой новый знакомый Султан Мухлисович Матыгулин, известный в Дульдурге человек, старожил села, активный и не сидящий сложа руки, несмотря на возраст.
В одну из командировок в районный центр на одной из улиц Дульдурги встретили необычную машину-конструктор: кабина от ЗИЛа, мосты УАЗовские, небольшой кузов. Было заметно, что к технике приложил руку мастеровой человек с инженерно-конструкторскими задатками, умелец. Заинтересовавшись, мы остановились у самодельного грузовика. Через минуту-другую появился хозяин – живые глаза, крепкая рабочая ладонь свидетельствовали о том, что наш новый знакомый привычный к ремеслу, железкам. На этот раз он искал аргоновый сварочный аппарат.
- А-а, мотор, двигатель от УАЗа, - ответил он на наш вопрос, окинув взглядом свой универсал. – Коробка от «шестьдесят девятого», раздатка от ГАЗ-66, кабина уменьшенная от ЗИЛа, капот от ЗИЛ-131. Сам варил раму, кабину, остальное собирал из старых запчастей, была нужна машина для хозработ. Так появился на свет его грузовичок – незаменимый помощник и трудяга, к которому в пору сенокоса прицепляются косилка, грабли и другой сельхозинвентарь.
Султан Матыгулин родился в аккурат после Нового года – первого января предвоенного 1940 года в с.Красноярово в семье переселенцев из Татарии – Мухлис и Бибинур Матыгулиных.
- Мои предки из Татарии, они и земляки заселяли слаборазвитые восточные районы страны, - рассказывает Султан Мухлисович.
Вообще история их семьи – срез биографии страны, история империи - Российской, сталинской, брежневской в отдельно взятой ячейке общества, как провозглашали, в том числе большевики, коммунисты. С коллективизацией, индустриализацией, войнами, репрессиями, мирной жизнью, непомерным трудом, в тылу, голодом, холодом и другими событиями в жизни каждого человека той поры. Отец, Мухлис Матыгулин, крепкий мужик, трудился на угольных копях в Амурской области, был участником первой мировой войны 1914 года, попал в немецкий плен. У него удивительная судьба. Военнопленных угнали в Персию, Турцию, перепродали в Индию. Вернулся он в родные края уже после Октябрьской революции, пережил гражданскую войну. У него с женой Бибинур родилось семеро детей, двое умерли.
В середине 30-х Татарию, Украину, Поволжье и другие губернии охватил голодомор, в стране Советов от недоедания умерли сотни тысяч человек. Спасаясь от голода, многие потянулись на восток страны, в Сибирь, на Дальний Восток.
Соседи, односельчане Хозиевы, Давлетшины, Шакировы, Курамшины семьями подались в неведомые края. В 1936 году, в зимнюю стужу попали на станцию Зима Иркутской области. Ехали в теплушках, в открытых полувагонах везли скарб, кое-какой скот. Не доезжая Зимы, на подъеме вагоны расцепились, перевернулись, некоторых придавило насмерть, многие сгорели в огне горевшего эшелона. Матери укрывали уцелевших детей от мороза, мужики спасали имущество, холода стояли жуткие. Так люди добирались в неизведанные места – спасали жизни, боролись с холодом, голодом. Выдержали. После Амурской области Матыгулины и несколько семей попали в Дульдургинский район, в село Красноярово, ставшее родным домом, жили по татарским законам и укладу. Пятидесятилетнего отца к началу Великой Отечественной, человека грамотного и смекалистого, на фронт не взяли, оставили организовывать работу в тылу. Тем более, на востоке, в Маньчжурии стояла наготове миллионная Квантунская армия. Мухлис Матыгулин в период войны работал завскладом. Как зеницу ока берегли муку.
- Отец взвесит 10 кг муки – и в пекарню, а хлеб раздавали по числу едоков, - вспоминает сын Султан. – Он ездил в Дульдургу за продовольствием, горючим, керосином. Был честным человеком, возглавлял бригаду из 25 человек, обжигали кирпич, трудился на сельхозработах, слыл хорошим печником. После войны катал валенки, шерсти было много, трудился на промкомбинате, промартели, КБО. Отец прожил 86 лет, мама – 91 год, - говорит сын.
Султан после окончания школы в 1956 году в Дульдурге никуда не уехал поступать – кормил семью, работал в промартели. С 1959 по 1962 годы служил в Советской армии, в войсках ПВО, в Средней Азии, на Урале.
- Одноклассник служил в бригаде ракетчиков, которая сбила американского шпиона Паурса на высотном самолете, - вспоминает он. – Нас, зенитчиков, на руках носили, эйфория была еще какая – американцам показали, кто в небе хозяин.
В 1964 году Султан женился на девушке Любови из Томской области, но имеющей забайкальские корни.
- Ее отца во время репрессий сослали в Томскую область, осталась сестра жены, она и позвала обратно на родину, - рассказывает Султан Мухлисович. – Вот такая история – кого на запад, а кто ехал в Забайкалье, никого не спрашивали. Два года молодая семья поработала в Хабаровске, где родилась дочь Дина в 1964 году.
Позвонили друзья, родственники, мол, возвращайся в Дульдургу. Вернувшись, Султан начал трудиться водителем Дульдургинской ПМК, затем назначили главным механиком. Восемь лет возглавлял ПМК. В то время государство выделяло большие деньги на мелиорацию. В организации были скрепперы, тягачи, бульдозеры, экскаваторы, ЗИЛы, МАЗы.
- Корчевали деревья, кустарники, поднимали поля, пашни, передавали колхозам под посевы, - продолжает собеседник. – Строили оросительные системы, монтировали «фрегаты» по району, разработали Урейский угольный разрез при директоре Михаиле Поносове. Угля такого качества нет в Забайкалье. Рядовые трактористы, водители осваивали новые земли и зарабатывали без выходных по 500-600 рублей, при этом директор получал 218 рублей, главный механик – 190 рублей. Труд рядовых членов коллектива оценивался дороже по справедливости, за сделанную работу, платили не за должность как ныне, а за трудовой вклад.
Султан Мухлисович проработал в ПМК с 1966 по 2002 годы, когда она разорилась и никому не нужна стала мощная организация.
- Сейчас землю, пашни, луга забросили, а это же кормилица, - с горечью говорит он. – Мы строили и обеспечивали домами, квартирами своих работников, выплачивали зарплаты, премии, была столовая, свой магазин – все знали, что труд будет вознагражден, - продолжает ветеран. – Работали на совесть, ПМК была одна из самых финансируемых организаций. А сегодня один из десяти работает на производстве, остальные девять – охранники, менеджеры, где же быть росту экономики? – вопрошает он. – Согласен, все не могут быть сварщиками, хлеборобами, строителями, но без производства нет будущего. Жизнь прожита не зря, но обидно, что земля зарастает, исчезали местные предприятия такие как птицефабрика, леспромхоз. Земли много, а дают по шесть-двенадцать соток, этого мало.
По его убеждению, советскую плановую систему хозяйствования надо было модернизировать, приспособить к новым реалиям, а так пустили на самотек, все развалили, хуже, чем в войну.
- Мы - советские люди, советской закалки и не воспринимаем сегодняшнюю вакханалию и развал, - еще раз повторяет Султан Мухлисович.
Его можно понять. С супругой Любовью Ивановной они воспитали и вырастили троих детей. Страшая дочь Дина после окончания института связи в Новосибирске работает в Кемерово. Сын Сергей – водитель в Бургене, дочь Галина – активист КПРФ, трудится в органах соцзащиты в Дульдурге. Есть внуки, внучки.
Старшие Матогулины до сих пор занимается огородом, выращивает цветы, построили теплицы. Всегда на столе свои огурцы, помидоры, морковь, свекла, картофель, капуста, зелень. В саду растут ранет, малина, смородина, слива, вишня.
Как человек старой закалки, Султан Мухлисович не терпит сотовые телефоны.
- Только время отнимают на болтовню, - считает он, – отрывают от дел и «глотают» деньги.
Но вернемся к его ретроавтомобилю, к началу разговора.
- Агрегат дюжий и хватит на десятки лет эксплуатации. В 2005 году поставил на учет в ГАИ, с тех пор «дружим» на законных основаниях. Теперь такую самоделку вряд ли можно узаконить, - сомневается С.М.Матыгулин. – На мой век хватит.
Вот такой он, советский человек, представитель великой социалистической эпохи, и в канун 80-летия отличающийся живым умом, бодрый и крепкий, работящий, переживающий о будущем родного села, своих детей и внуков, родной земли, России.
Арсалан ДОБЧИНОВ.