Братья-Герои
В рассказе «Тоска» забайкальского писателя Виктора Балдоржиева написано: «Боро и Сада вывернули ягнячьи шапки-малгаи и стали страшными волками, а Митыпка с девочками сразу превратились в толстых и жирных тарбаган и их детенышей-мундулят. В скачки будем играть! – засмеялся младший, румянощекий Митыпка. Потом все ходили к дяде Намжилу играть в лодыжки». Здесь описаны дети Намжила: Боро-Цыренжап, Сада и Митыпка - Митуп.
Детей в семье Намжила Доржиева было пятеро: Цыренжап, Цыденжап, Сада, Митуп, Дара. По хорошей бурятской традиции, если у родственников не было детей, отдавали родным своих. Так было и в семье степняка из рода шарайд, кункурца Намжила Доржиева и его жены Чимит Дылыковой: троих детей отдали родственникам в дети. Цыденжапа отдали в семью Цыреновых, он стал братом Максару. Младшую дочь Дара отдали в семью Лхамадиевых, которая впоследствии стала старшей сестрой Цэдаши, Баясхалану, Баиру и Эрдэни. Когда родился Митуп, брат Намжила, еще холостой Балжир записал его на свою фамилию Бальжиров.
Самый старший из братьев Цыренжап Намжилов родился в 1912 году. Его в семье ласково называли «Борууша». Окончив курсы тракториста, работал на тракторе марки «Кати». Прямо с полевых работ в сентябре 1941 года был призван на фронт. Сначала он проходил подготовку в Нижнеудинске (ныне г.Улан-Удэ) вместе с однополчанином и земляком Цыпылом Дагбаевым. Оттуда примерно в декабре 1941 года его отправили на Западный фронт. Участник Сталинградских сражений Цыренжап Намжилов пропал без вести в апреле 1942 года.
Второй сын - Цыденжап Цыренов родился в 1916 году, был усыновлён дядей Намжила Доржиева - Хончином. Также у него было второе имя Холхоо, поэтому его знали как Хончиной Холхоо. До войны работал полеводом (бригадиром). Летом 1941 года призван на фронт с местности Зантаа прямо с сенокоса. До февраля 1942 года проходил учебную службу в Цуголе (воинской части возле Цугольского дацана). В составе 116-й стрелковой дивизии отправлен на Западный фронт. Выгрузившись у Сталинграда, принял участие в упорных боях. Участвовал в сражениях у сел Колубании и Самопавловки. Пал смертью храбрых весной 1943 года в районе Сталинграда. Но до сих пор родные не знают место его захоронения, и на сайте ничего не найдено.
Кровавое месиво Сталинграда «поглотило» двух старших братьев Садо Намжилова - Цыренжапа и Цыденжапа, нет места их захоронений, чтобы поклониться и отдать дань уважения родным.
Третий сын Садо Намжилов (на снимке) родился в 1920 году. 20 октября 1940 года был призван на действительную службу. Служба началась на границе с Японией у озера Ханка в местности Камень-Рыболов в 115-м кавалерийском полку. Вместе с ним служили земляки Рабдан Далаев и Аюши Нимаев. Начало войны застало их на границе, где тоже было неспокойно. К декабрю 1941 года основная часть полка была отправлена на запад, в том числе, и его земляки. В январе 1943 года его корпус был отправлен на фронт, и через месяц прибыли в г.Тула, где сразу вступили в бой. Всю весну провел в боях под городами Мценск, Воронеж, Курск. Впереди были бои на Курской дуге. В это время его направили учиться на разведчика артиллерии под Можайск. После учебы, вернувшись в часть, действовал в тылу врага в районе городов Умань, Ровно, Сарны совместно с партизанскими соединениями Ковпака под руководством генерал-майора П.П.Вершигоры. Соединившись с наступающими частями, его полк принимал участие в освобождении городов Дубна, Броды, Рова Русская Львовской области Украины и вступил на территорию Польши в составе первого Украинского фронта. Оттуда летом 1944 года его полк направлен в Румынию, в составе второго Украинского фронта участвовал в освобождении Румынии до октября 1944 года. Далее он сражался в Венгрии в конно-механизированной группе генерала И.А.Плиева. Проходя через среднедунайскую низменность, в районе деревни Ясберень в ноябре 1944 года был ранен осколком снаряда вражеского танка. После госпиталя вернулся в родной полк уже на территории Чехословакии и принимал участие в освобождении Праги.
День Победы застал младшего лейтенанта, комсорга корпуса Садо Намжилова в преследовании южной группировки немцев в районе Праги. До марта 1946 года он вынужден был оставаться на Украине вместе с друзьями: добивать жестокие банды бандеровцев.
Вернувшись домой, работал в п.Агинское первым секретарём окружного комитета комсомола с 1946 по 1950 гг., с 1950 по 1953 гг. - директором Агинского маслозавода, а в 1953 году приехал с семьей в родное село и начал работать председателем колхоза. В 1956 году стал заведующим ОТФ колхоза, в 1957 году - заместителем председателя. В 1958 году участвовал во Всесоюзной выставке в г.Москва. До 1966 года работал бригадиром КРС и до выхода на заслуженный отдых в 1982 году - скотником. За боевые заслуги награжден орденом Славы третьей степени, двумя орденами Красной Звезды, двумя медалями «За отвагу», орденом Великой Отечественной войны второй степени, медалью «За победу над Германией», за трудовые достижения - орденом «Знак Почета» и юбилейными медалями.
Митуп Бальжиров, четвертый сын в семье Намжила, родился в 1922 году. В малолетстве усыновлён братом отца Бальжиром. Ветеран войны, 98-летний Дондок Нимаев, сверстник Митупа, вспоминает: «Митуп учебу начал вместе со мной в старом Кункуре (Хуушан Хунхэр). Вместе с нами учились дети и постарше. Нас учил Монлом-Гуро багша».
Жаль, что нет ни одной его фотографии. Сын его родной сестры Дара, отданной в дети Лхамадиевым, Эрдэм рассказывал, что в 1980-е годы отдыхал вместе с матерью на курорте Дарасун. В столовой, когда они сидели за столом, проходившая мимо пожилая женщина удивленно сказала другой: «Смотри-ка, очень похож на Митупа, будто он сидит». Эрдэм спросил у матери, о чем они говорят. Мать ответила: «Митуп – это мой родной брат, который не вернулся с войны. Ты очень похож на него».
Трудовую деятельность он начал после окончания семилетней школы. Но это продолжалось недолго, началась война. Осенью 1941 года 19-летний Митуп добровольно ушел на фронт. Его направили в Нижнеудинск (г.Улан-Удэ) на краткосрочные курсы танкистов. Отсюда их перебросили на Сталинград. В январе 1942 года в битве под Сталинградом пропал без вести. Его отец Бальжир Доржиев награжден медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг».
Сын Садо Гунсэн начал поиск пропавших братьев отца Цыденжапа, Митупа и Цыренжапа через интернет, делал запросы в военкоматы. Через 70 лет в 2012 году неожиданно пришло известие из далекого села Коротояк Воронежской области. Гунсэну откликнулась Валентина Ивановна Крутских - библиотекарь и по совместительству координатор летописи «Бессмертного полка» села Коротояк Острогожского района Воронежской области. Оказывается, что в те далекие годы сделали неправильную запись: вместо Бальжирова Митупа написали Балыширов Митуф, и это подтверждается записью на стеле «Населенный пункт воинской доблести с.Коротояк». В списке погибших за село Коротояк за №299 значится Балыширов Митуф.
В именном списке безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 157-го полка 309-й дивизии от 12.08 по 30.09.1942 года написано, что «рядовой Бальжиров Митуф пропал без вести с 17 по 27 августа 1942 года в бою за Коротояк».
По данным именного списка от 14.10.1942 года можно предположить, что Митуп погиб в августе-сентябре 1942 года, а похоронен в Братской могиле под №162 в с.Коротояк Острогожского района Воронежской области 15 января 1943 года, в которой покоятся 2326 героев погибших в боях за с.Коротояк. В 2014 году на могилу, где похоронен родной дядя по отцу, проездом был Гунсэн Намжилов и встретился с В.И.Крутских, откликнувшейся на его запрос.
В 2015 году Батожаргал Бальжиров, брат Митупа, получил приглашение на празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в с.Коротояк. Вместе с другим его родным племянником Баясхаланом Намжиловым участвовал в праздновании 70-летия Дня Победы в Коротояке. Поклонившись праху родственника, они положили горсть земли из родного Кункура на братскую могилу.
Домой из четверых братьев вернулся к поседевшей матери только Садо. Женился, вместе со своей супругой Зинаидой вырастили девятерых детей: троих мальчиков и шесть девочек. Мать Чимит Дылыкова жила с ними, помогала растить детей, умела хорошо шить национальные бурятские дэгэлы, чему научила свою невестку. Сейчас среди своих детей, внуков и правнуков живет супруга Садо, 87-летняя Зинаида Очировна Ванчикова. Потомки единственного вернувшегося домой Садо, а их больше ста человек, живут по всей России, от Камчатки до Москвы. Трое его родных братьев полегли под Сталинградом, Воронежем в 1942-1943 годах. Пока был жив, искал своих братьев, хотя бы их захоронения. По запросу в военкомат узнал, что Цыренжап Намжилов погиб в 1942 году, где похоронен – неизвестно, также про других братьев Цыденжапа и Митупа так и ничего не узнал до своей кончины в 1989 году.
До сих пор отголоски той войны не покидают нас. Весточка про младшего брата Митупа дошла через долгие 70 лет после его гибели под Воронежем в 1942 году.
История складывается из малых крупиц, судеб простых людей, порою забытых. Мы должны всегда помнить, какой ценой досталась победа нашей стране.
Г.Догдомова,
учитель Кункурской СОШ, невестка Садо Намжилова.