Главная » 2022 » Август » 27 » Билигма Ринчинова: «Быть популярной очень ответственно»

Билигма Ринчинова: «Быть популярной очень ответственно»

27.08.2022 в 09:47 просмотров: 375 комментариев: 0 Культура

Сегодня героиней нашей постоянной рубрики «Гостиная «АП» стала оперная певица, народная артистка Бурятии Билигма Ринчинова. Наша землячка из села Зуткулей Дульдургинского района известна как обладатель лирического сопрано, лауреат международных и всероссийских конкурсов. Сегодня Билигма Ринчинова - признанная солистка оперной сцены, одна из самых востребованных певиц театра. В творческом багаже солистки более 30 оперных партий мирового и отечественного репертуара, обширна и разнообразна её концертная программа – старинные русские романсы, бурятские песни, камерные произведения. Мы встретились с ней во время репетиции. 

Расскажите о своей семье?
- Родилась я в Зуткулее, в богатой семье. Богатой не деньгами, а одиннадцатью детьми. Я родилась восьмым ребенком. Мама с папой нас всех воспитали, людьми сделали. У нас семья творческая, все поют. Поэтому не удивительно, что я пошла по пути певицы.
- Как вы стали певицей и пришли в культуру?
- У нас все в семье поют: и родители, и дети. С малых лет мы участвовали в художественной самодеятельности. Первый раз на сцене я пела «Пять пальцев» Юрия Ирдынеева, как самой маленькой мне доверили роль мизинца. До сих пор мои земляки вспоминают, как я пела Бишыхан Шэгшуудэй и показывала мизинчик (смеется). 
У нас в Зуткулее самый лучший Дом культуры во всей Аге. Вот представьте - театр оперы и балета в Улан-Удэ на 600 мест, а в моей родной деревне на 660! И артисты никогда не проезжают мимо нашего села. Смотреть концерты приходят и стар и млад, и даже если артисты опаздывают, то люди никогда не расходятся, а терпеливо ждут возле клуба. И я, конечно, никогда не пропускала концерты. 
Путь в культуру у меня ассоциировался со ВСГАКИ. Сразу после школы я решила поступить на «Народное дирижирование», но не смогла поступить - не хватило баллов. Когда я приехала уже поступать, помню, я заглянула в аудиторию, а там комиссия мне говорит: «Что вы хотите?». Я отвечаю: «Я приехала поступать», а мне в ответ – «малолеток не берем» (смеется). Я тогда была маленькая и худенькая. Не знаю, почему не сказала, что мне уже 17 лет. Закрыла дверь и ушла. 
И я уехала домой, жила с родителями. И считаю это ценным уроком. Во-первых, я провела осознанно время с родителями, а во-вторых, я работала. Да так, что сейчас не боюсь никакой работы. За тот год я кем только не работала – и на сенокосе, и сакманила. В основном, я готовила. И мне пришло осознание, что я скоро выпорхну из родительского гнезда как птенец, и этот год мне был нужен для бОльшего общения с моими родителями.
- Расскажите своих родителях.
- Мой отец всю жизнь проработал механизатором и водителем. 
Он всегда был в курсе всего, много читал и по-настоящему ценил искусство, музыку. Аба никогда не пропускал концерты в Зуткулее, даже специально приезжал в Улан-Удэ на мои спектакли. Он был немногословным, никогда не ругал нас, не читал нотаций. Но каждое его слово было веским. Помню, как он сказал мне: «Дочь, будь скромной». Мама работала почтальоном и позже мыла полы в школе. Часто мы с сестрами помогали в ее работе. Успевали помыть полы и потом поиграть с соседскими детьми в лапту. 
- Где Вы получили музыкальное, вокальное образование?
- Я окончила в 1996 году вокальное отделение Улан-Удэнского музыкального училища им.П.И.Чайковского. В этом же году поступила в Восточно-Сибирскую государственную академию культуры и искусств. 
Мне несказанно повезло в жизни с учителями во время студенчества в Колледже икусств. Среди них известные фамилии: мой первый учитель – народная артистка РСФСР Надежда Казаковна Петрова – наставник многих поколений бурятских певцов. Она ко мне относилась как своему ребенку. Помню, я молодая хотела краситься, красиво одеваться. Так она меня заставляла смывать всю косметику, потому что хотела занять меня только учебой, ни на что не отвлекаясь. 
Потом я начала учиться в академии культуры и искусств у Татьяны Бадмажаповны Шойдагбаевой. Затем поехала на повышение квалификации в Москву.
- Расскажите о вашей учебе в Москве.
- В «Центре оперного пения» Галины Вишневской с 2006 по 2008 годы я училась у знаменитой Ирины Ивановны Масленниковой. Это один из известнейших педагогов, профессоров Московской консерватории, народная артистка России, исполнительница главных ролей сопрано в Большом театре, жена выдающегося режиссера-постановщика Б.А.Покровского.
Когда я училась, ей уже был 91 год, и она вплоть до прошлого года до самой смерти продолжала преподавать в консерватории. Я благодарна судьбе, что пробыла два года рядом с живой легендой русской оперы.
- В каких творческих проектах принимаете участие?
- В 2008 году я дала два сольных концерта: в проекте «Гранд-классик» под руководством народной артистки Российской Федерации Д.Линховоин в Бурятской государственной филармонии и в рамках юбилейных торжеств Республики Бурятия в г.Москва. В моем творческом багаже сегодня более 30 оперных партий мирового и отечественного репертуара, также исполняю старинные русские романсы, бурятские песни, камерные произведения.
Ещё в конце февраля 2022 года Министерство культуры Бурятии сформировало творческую группу из 23 представителей разных коллективов для выезда в ДНР и ЛНР. Мы с коллегой по оперному театру Еленой Мохосовой были в их числе. Выступали перед нашими военнослужащими, исполняли не только классические произведения, но и русские романсы, и народные песни.
- Какая ваша последняя работа?
- Хочу рассказать о нашей новой постановке рок-мюзикл «Бальжан-Хатан». Для нас исполнителей это был смелый эксперимент. Потому что нам, оперным певцам, пришлось играть почти как драматическим артистам. Мы же привыкли эмоции выражать пением, а тут режиссер Олег Юмов заставлял больше разговаривать (смеется). У нас очень много монологов, и, скажу я вам, они не маленькие. Кроме того, немаловажный момент, у нас репертуаре до этого была только одна постановка на бурятском языке – опера «Энхэ-Булат Батор». Петь на бурятском языке было очень волнительно. Ведь этот рок-мюкзил получился как синтез и стилизация многих жанров. И основная цель познакомить нашу молодежь с историей нашего народа посредством музыки и танцев. В постановке был задействован весь творческий состав нашего театра – и оркестр, и балет, и хор. В первой версии проекта я выступала в роли птички Булжамуур. А сейчас мне досталась роль мачехи Зэлмэ. Можно сказать, это мой первый отрицательный образ – я играю этакую стерву, злую свекровь. 
- Чем увлекаетесь? Чем вы занимаетесь в свободное время?
- Я умею шить, готовить. Моя дочь любит аарса только моего производства. Говорит, что вкуснее меня его никто не готовит. Готова есть его все время. Начну варить суп. И он превращался в аарсу. Готовлю по вдохновению, мне надо, чтобы были все нужные продукты для рецепта. Помню, как-то было агинское землячество в Улан-Удэ, и инициативная агинская молодежь специально приезжали ко мне домой, и я им сделала целых 40 литров аарса. Им кто-то сказал, что я мастер по приготовлению аарса. Самый главный ингредиент – это частичка души, готовить с любовью и, конечно же, хорошая мозговая сахарная кость.
- Расскажите немного о своей семье?
- Хочу несколько слов сказать о своей дочери – Сарюне Бальжинимаевой, которая так же, как и я, не мыслит своей жизни без музыки. Когда была беременная, я специально ходила на постановки: говорят же, что ребенок умеет слушать даже в утробе матери. И помню, мой живот ходуном ходил. Так она воспринимала музыку. Сарюна у меня, как любой ребенок артистов, выросла за кулисами. Знала все партии певцов и даже поправляла их, если они делали помарки. С пяти лет она выступала в ансамбле «Булжамуур». Сейчас она востребованный артист, выступает в паре с популярным артистом Алиханом Дзе. И я ей все время говорю: «Быть популярной - это очень ответственно». Сейчас она учится в Монголии в Университете культуры и искусства на отделении эстрадного вокала. У нас есть несколько общих видеоклипов. Я, как могу, поддерживаю своего ребенка в ее творческом пути.

Алина ЧАГДУРОВА.
Фото из личного архива.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES