Билигма Ринчинова: «Быть популярной очень ответственно»
Сегодня героиней нашей постоянной рубрики «Гостиная «АП» стала оперная певица, народная артистка Бурятии Билигма Ринчинова. Наша землячка из села Зуткулей Дульдургинского района известна как обладатель лирического сопрано, лауреат международных и всероссийских конкурсов. Сегодня Билигма Ринчинова - признанная солистка оперной сцены, одна из самых востребованных певиц театра. В творческом багаже солистки более 30 оперных партий мирового и отечественного репертуара, обширна и разнообразна её концертная программа – старинные русские романсы, бурятские песни, камерные произведения. Мы встретились с ней во время репетиции.
Расскажите о своей семье?
- Родилась я в Зуткулее, в богатой семье. Богатой не деньгами, а одиннадцатью детьми. Я родилась восьмым ребенком. Мама с папой нас всех воспитали, людьми сделали. У нас семья творческая, все поют. Поэтому не удивительно, что я пошла по пути певицы.
- Как вы стали певицей и пришли в культуру?
- У нас все в семье поют: и родители, и дети. С малых лет мы участвовали в художественной самодеятельности. Первый раз на сцене я пела «Пять пальцев» Юрия Ирдынеева, как самой маленькой мне доверили роль мизинца. До сих пор мои земляки вспоминают, как я пела Бишыхан Шэгшуудэй и показывала мизинчик (смеется).
У нас в Зуткулее самый лучший Дом культуры во всей Аге. Вот представьте - театр оперы и балета в Улан-Удэ на 600 мест, а в моей родной деревне на 660! И артисты никогда не проезжают мимо нашего села. Смотреть концерты приходят и стар и млад, и даже если артисты опаздывают, то люди никогда не расходятся, а терпеливо ждут возле клуба. И я, конечно, никогда не пропускала концерты.
Путь в культуру у меня ассоциировался со ВСГАКИ. Сразу после школы я решила поступить на «Народное дирижирование», но не смогла поступить - не хватило баллов. Когда я приехала уже поступать, помню, я заглянула в аудиторию, а там комиссия мне говорит: «Что вы хотите?». Я отвечаю: «Я приехала поступать», а мне в ответ – «малолеток не берем» (смеется). Я тогда была маленькая и худенькая. Не знаю, почему не сказала, что мне уже 17 лет. Закрыла дверь и ушла.
И я уехала домой, жила с родителями. И считаю это ценным уроком. Во-первых, я провела осознанно время с родителями, а во-вторых, я работала. Да так, что сейчас не боюсь никакой работы. За тот год я кем только не работала – и на сенокосе, и сакманила. В основном, я готовила. И мне пришло осознание, что я скоро выпорхну из родительского гнезда как птенец, и этот год мне был нужен для бОльшего общения с моими родителями.
- Расскажите своих родителях.
- Мой отец всю жизнь проработал механизатором и водителем.
Он всегда был в курсе всего, много читал и по-настоящему ценил искусство, музыку. Аба никогда не пропускал концерты в Зуткулее, даже специально приезжал в Улан-Удэ на мои спектакли. Он был немногословным, никогда не ругал нас, не читал нотаций. Но каждое его слово было веским. Помню, как он сказал мне: «Дочь, будь скромной». Мама работала почтальоном и позже мыла полы в школе. Часто мы с сестрами помогали в ее работе. Успевали помыть полы и потом поиграть с соседскими детьми в лапту.
- Где Вы получили музыкальное, вокальное образование?
- Я окончила в 1996 году вокальное отделение Улан-Удэнского музыкального училища им.П.И.Чайковского. В этом же году поступила в Восточно-Сибирскую государственную академию культуры и искусств.
Мне несказанно повезло в жизни с учителями во время студенчества в Колледже икусств. Среди них известные фамилии: мой первый учитель – народная артистка РСФСР Надежда Казаковна Петрова – наставник многих поколений бурятских певцов. Она ко мне относилась как своему ребенку. Помню, я молодая хотела краситься, красиво одеваться. Так она меня заставляла смывать всю косметику, потому что хотела занять меня только учебой, ни на что не отвлекаясь.
Потом я начала учиться в академии культуры и искусств у Татьяны Бадмажаповны Шойдагбаевой. Затем поехала на повышение квалификации в Москву.
- Расскажите о вашей учебе в Москве.
- В «Центре оперного пения» Галины Вишневской с 2006 по 2008 годы я училась у знаменитой Ирины Ивановны Масленниковой. Это один из известнейших педагогов, профессоров Московской консерватории, народная артистка России, исполнительница главных ролей сопрано в Большом театре, жена выдающегося режиссера-постановщика Б.А.Покровского.
Когда я училась, ей уже был 91 год, и она вплоть до прошлого года до самой смерти продолжала преподавать в консерватории. Я благодарна судьбе, что пробыла два года рядом с живой легендой русской оперы.
- В каких творческих проектах принимаете участие?
- В 2008 году я дала два сольных концерта: в проекте «Гранд-классик» под руководством народной артистки Российской Федерации Д.Линховоин в Бурятской государственной филармонии и в рамках юбилейных торжеств Республики Бурятия в г.Москва. В моем творческом багаже сегодня более 30 оперных партий мирового и отечественного репертуара, также исполняю старинные русские романсы, бурятские песни, камерные произведения.
Ещё в конце февраля 2022 года Министерство культуры Бурятии сформировало творческую группу из 23 представителей разных коллективов для выезда в ДНР и ЛНР. Мы с коллегой по оперному театру Еленой Мохосовой были в их числе. Выступали перед нашими военнослужащими, исполняли не только классические произведения, но и русские романсы, и народные песни.
- Какая ваша последняя работа?
- Хочу рассказать о нашей новой постановке рок-мюзикл «Бальжан-Хатан». Для нас исполнителей это был смелый эксперимент. Потому что нам, оперным певцам, пришлось играть почти как драматическим артистам. Мы же привыкли эмоции выражать пением, а тут режиссер Олег Юмов заставлял больше разговаривать (смеется). У нас очень много монологов, и, скажу я вам, они не маленькие. Кроме того, немаловажный момент, у нас репертуаре до этого была только одна постановка на бурятском языке – опера «Энхэ-Булат Батор». Петь на бурятском языке было очень волнительно. Ведь этот рок-мюкзил получился как синтез и стилизация многих жанров. И основная цель познакомить нашу молодежь с историей нашего народа посредством музыки и танцев. В постановке был задействован весь творческий состав нашего театра – и оркестр, и балет, и хор. В первой версии проекта я выступала в роли птички Булжамуур. А сейчас мне досталась роль мачехи Зэлмэ. Можно сказать, это мой первый отрицательный образ – я играю этакую стерву, злую свекровь.
- Чем увлекаетесь? Чем вы занимаетесь в свободное время?
- Я умею шить, готовить. Моя дочь любит аарса только моего производства. Говорит, что вкуснее меня его никто не готовит. Готова есть его все время. Начну варить суп. И он превращался в аарсу. Готовлю по вдохновению, мне надо, чтобы были все нужные продукты для рецепта. Помню, как-то было агинское землячество в Улан-Удэ, и инициативная агинская молодежь специально приезжали ко мне домой, и я им сделала целых 40 литров аарса. Им кто-то сказал, что я мастер по приготовлению аарса. Самый главный ингредиент – это частичка души, готовить с любовью и, конечно же, хорошая мозговая сахарная кость.
- Расскажите немного о своей семье?
- Хочу несколько слов сказать о своей дочери – Сарюне Бальжинимаевой, которая так же, как и я, не мыслит своей жизни без музыки. Когда была беременная, я специально ходила на постановки: говорят же, что ребенок умеет слушать даже в утробе матери. И помню, мой живот ходуном ходил. Так она воспринимала музыку. Сарюна у меня, как любой ребенок артистов, выросла за кулисами. Знала все партии певцов и даже поправляла их, если они делали помарки. С пяти лет она выступала в ансамбле «Булжамуур». Сейчас она востребованный артист, выступает в паре с популярным артистом Алиханом Дзе. И я ей все время говорю: «Быть популярной - это очень ответственно». Сейчас она учится в Монголии в Университете культуры и искусства на отделении эстрадного вокала. У нас есть несколько общих видеоклипов. Я, как могу, поддерживаю своего ребенка в ее творческом пути.
Алина ЧАГДУРОВА.
Фото из личного архива.