Безымянные холмики помнят...
В 1970 году, в день 25-летия Победы, мне довелось быть непосредственной участницей праздничного шествия в п.Агинское. Двадцать пять девушек - студентки педагогического училища - выполняли почетную миссию: держали знамена, стоя в коляске мотоциклов, которые провозили участников войны через площадь и направлялись к памятнику погибшим героям на горе. Тогда это была одна стела без имен. К этому памятнику мы приводили учеников второй школы на экскурсию, рассказывали им о войне.
И вот уже 70-летие Победы. Но детские впечатления остаются в памяти. Я помню празднование 20-летия Победы, тогда только начали говорить о ее значении и вспоминать погибших товарищей и однополчан. В нашей семье с раннего детства этот день был самым значимым: мы жили с мамой на ее родине в Белоруссии. Об ужасах этой войны я узнавала от родителей, учителей. Собирая ягоды в лесу, я видела землянки, где прятались односельчане от карателей, сосны с искореженными верхушками, обрубленные осколками снарядов. Там каждый метр земли полит кровью советских людей: тех, кто жил и боролся с фашистами и предателями-полицаями, горел в закрытых избах и сараях, тонул в болотах, убегая от погони карателей с овчарками.
Мы с пятого класса ухаживали за могилами погибших партизан, занимались поиском неизвестных героев, присутствовали при погребении останков.
Через 50 лет я снова стояла перед теми памятниками погибших. На них появились новые имена, найденные следопытами школы и высеченные на граните. В свои шестьдесят лет меня поразил рассказ жителя о маленьких безымянных холмиках вокруг памятника - это могилки малюток, убегавших со своими родителями по болотам от погони карателей. Плач голодных детей могли услышать фашисты. Мамам приходилось выбирать: или погибнуть всей деревней, или утопить в болоте свое дитя, завернув его в телогрейку. Тогда, в детстве, я не обратила внимания на эти могилки. И только сейчас понимаю, что стоило это матери, которая потом возвращалась на болото, находила и тайно хоронила ребенка в безымянной могилке без года рождения и имени, чтобы не выдать себя и других, так как в деревне было полно немцев и полицаев.
...Вот уже промелькнули 45 праздников Победы с того памятного шествия в Агинском на мотоциклах с фронтовиками. Я помню этот день поминутно, каждый год меня тянет на площадь 9 мая в Агинское.
Находясь в отпуске, я посещала места боевых сражений. В 1976 году, отдыхая в Крыму, посетила Севастополь с его вековой героической историей. Тогда трудно было купить билет на автобус, нам с братом пришлось путешествовать через бухту Северную, где стоит памятник потопленным кораблям. К кому бы мы не обратились в городе за помощью, все с гордостью показывали нам исторические места, не считаясь со своим временем.
Вот уже год Крым и Севастополь – российские. Это места российской славы, это места, где двадцать лет вдалбливалась фашистская идеология. Но героические жители Крыма не сломались. Там еще жива память о том, какой ценой завоевана была Победа над фашизмом.
Т.МАТВЕЕВА,
п.Новоорловск.