Главная » 2016 » Май » 5 » Безграмотность – норма нашего времени?

Безграмотность – норма нашего времени?

05.05.2016 в 07:39 просмотров: 1616 комментариев: 0 Власть и общество

Вопрос грамотности - один из вечных, но сейчас он больше обычного волнует культурное сообщество. С распространением социальных сетей, сервисов быстрых сообщений, комментариев в Интернете резко возросло количество письменных текстов, глядя на которые многие утверждают: русский язык безнадежно испорчен. Появился даже новый термин - «граммар-наци»: люди, которые жестко выступают за соблюдение норм языка, высмеивая и унижая тех, кто делает ошибки.


Недавно по всей России прошел очередной «Тотальный диктант».  С каждым годом в нем участвуют все больше желающих проверить свое умение правильно писать. Эта популярность говорит о том, что в обществе высокий запрос на грамотность. Так что же такое грамотность? В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания, а также говорить, соблюдая нормы орфоэпические. К сожалению, в настоящий момент уровень грамотности в России низок. Результаты международных тестов грамотности школьников показали, что лишь 11 процентов учащихся российских школ входят в группу с высокими и самыми высокими показателями грамотности.


Получается, что имидж России как «самой читающей» и «самой образованной» страны постепенно падает. Виной тому - компьютер и Интернет. Они, с одной стороны, развивают детей, учат самостоятельно искать информацию, с другой – отучают от книги.   По статистике, треть населения России в прошлом году не прочли ни одной книги. А в среднем человек в России читает всего девять минут в день. Именно это утверждают большинство экспертов в области филологического образования.  Представители педагогического цеха даже разработали некий рейтинг самых часто встречающихся ошибок у современных школьников.


На первом месте этого рейтинга значится правописание инфинитива и глагольных окончаний перед «-ся». Несмотря на очень легкое правило проверки этих окончаний, многие школьники им попросту не пользуются. Почему так происходит, остается для всех экспертов загадкой. Второе место занимают ошибки из разряда «что слышу, то и пишу». Например, школьники пишут «чуствовать» вместо «чуВствовать», «прелесный» вместо «прелесТный» и так далее. На третьем месте расположились совершенно непонятные ошибки, наподобие «неодыкватно», «эпостась» и «наобороть». Из-за чего они возникают - совсем не ясно. Если говорить в целом по орфографии, то в последнее время многие школьники на нее делают упор из-за требований Единого государственного экзамена. Так что, в целом, на этом поприще наблюдается рост грамотности.


Совсем другая ситуация со смысловой грамотностью. Тут, как говорят специалисты, все очень и очень плохо. Основной причиной этому - отсутствие возможности у школьников практиковать связную самостоятельную речь.
Однако, грамотность оставляет желать лучшего не только у школьников, но и у взрослого населения. Так, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина совместно с Минкомсвязи составил рейтинг грамотности отечественных чиновников, речь которых в некотором роде является ориентиром для обычных граждан с точки зрения соблюдения норм русского литературного языка. Кроме того, по речи отдельных политиков теле- и радиоаудитория судит об уровне грамотности представителей органов государственной власти в целом, указывают исследователи.
По подсчетам Минкомсвязи, речь ключевых ньюсмейкеров занимает половину эфирного времени на телевидении и радио. Наиболее представленными в обозначенном сегменте информационного поля оказались федеральные министры, депутаты Госдумы, главы субъектов РФ и главы муниципальных образований. Материалом для анализа послужили видео- и аудиоинтервью государственных деятелей разных уровней, представляющие собой частично подготовленную или спонтанную публичную речь. Авторы исследования подробно изложили перечень ошибок, наиболее часто встречающихся в публичных выступлениях участников рейтинга.


Так, министры зачастую грешат ошибками в ударении и произношении, например «нАчался», «подклЮчен», «дОбыча»; нарушением норм лексической сочетаемости, искажением формы фразеологизмов («реализуем все вопросы», «отключения энергетики», «не покладая своего труда»); смешением паронимов, употреблением слов в несвойственном им значении («взять под жестокий контроль», «мы очень конкурентны»); нарушением норм управления («все субъекты РФ вошли в отопительный сезон по разному сроку»); нарушение норм построения предложений («осматривал, как идет подготовка к зиме»).
Аналогичные ошибки свойственны и депутатам: «родИлись», «рОженица», «нефтепрОвод», «баррЕль», «нам нанесли обиду», «формировать вопрос», «во что это обойдется»; при этом встречается и тавтология, например «работа с теми, кто работает на территории нашей страны». Весьма характерны для них ошибки в произношении слов «беспрецедентно», «инцидент», а также употребление разговорного варианта ряда слов «ничо», «щас», «ваще», «чо», «тока», «скока», «нету».
Главы субъектов часто ошибаются в ударении и произношении слов («акадЭмия», «дЭбаты», «поднЯлись», «принЯл», «ходатАйство»), путаются в лексике и фразеологизмах.
Но хуже всех обстоят дела в этом плане у глав регионов: ошибки в ударении («нАчался», «собрАлось», «внутридворовЫх», «возбУждено»), неправильное употребление аналитических форм сравнительной степени («более лучше», «более энергичнее»), нарушения норм лексической сочетаемости слов («результаты о себе не заставят ждать», «выполняем те долги, которые накопились за прошлые годы», «слова признания за их героизм»), тавтология («значит, соответственно, мы должны соответствовать», «правильное освоение эффективного бюджета - это тоже правильно», «празднование праздника»), неправильное употребление фразеологизмов  и паронимов «надеть/одеть», ошибки в образовании слов («товары будут контролироваться, надзираться»), неправильное построение предложений, мешающее восприятию смысла сказанного («понятно, что цель всех этих мероприятий для того, чтобы развить, сформировать, продолжить патриотическую работу») и многое другое.


Прошлым летом сообщалось, что госслужащих и топ-менеджеров компаний обяжут сдавать тест на знание русского языка. В 2009 году пресса писала, что российских чиновников и политиков будут штрафовать за безграмотность, однако тревога оказалась ложной.
Главной причиной всей этой общей неграмотности эксперты видят в том, что современные люди мало читают, а молодежь и вовсе отказывается от чтения классической литературы. Получается, единственное, что остается пожелать - это взять книжку Грибоедова или Достоевского и прочитать ее от корки до корки. Может быть, в таком случае общий уровень грамотности в нашей стране повысится.

 

 Подготовила 
Евгения ЦЫБЕНОВА.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES