Белый месяц на агинской земле
В нашей стране царит настоящий культ праздника как торжества, позитивного настроения, эмоций. Но особняком стоят Новый год, праздник Великой Победы и празднование года Нового по восточному календарю – Сагаалгана.
Белый месяц относительно новый праздник, который мы стали официально отмечать с начала 90-х годов ХХ века, но монгольские народы праздновали его на протяжении столетий. От Нового года по григорианскому календарю Сагаалган как правило отделяет месяц с небольшим, но в этом году вышло почти два месяца.
В самый канун Сагаалгана принято убираться дома, приводить в порядок свои личные и рабочие дела, настроить себя на позитивный лад.
В Агинском округе празднование Белого месяца первыми в России начинается с богослужения на комплексе восьми агинским родам, возле гигантской ступы «Юндэн Шодон». Здесь священнослужители Агинского дацана традиционной Буддийской Сангхи России проводят обряд и зачитывают молитвы о мире, здоровье, благополучии для всех жителей Земли, независимо от национальности, расы, вероисповедания. Народ, по-праздничному одетый в бурятские дэгэлы, радостно приветствует друг друга со здравицами «Сагаан hараар, Сагаалганаар!».
В этом году погода явно благоприятствовала проведению торжественных мероприятий, но, по моим личным наблюдениям, людей не пугают и сорокоградусные морозы, нелёгкая оттепель конца февраля, это не помеха – дома отогреемся горячим чаем с молоком, буузами.
Заместитель председателя правительства Забайкальского края – руководитель Администрации Агинского Бурятского округа Буянто Батомункуев, заместитель председателя регионального парламента Цырен Цыренов, шэрээтэ-лама Агинского дацана Бадма-ламхай поздравили земляков с началом священного для нас праздника, пожелали всем успехов, счастья, процветания родной земле, жителям, труженикам, после чего ламы совершили молебен.
Основные официальные праздничные мероприятия прошли в посёлке Могойтуй, на новой центральной площади, которая стала объёмной и красивой, что позволяет вместить в себя достаточное количество народа, зрителей, ожидавших красочного театрализованного представления «Сагаалганай хурдэ». По периметру благоустроенной эспланады возвели юрты и палатки. Юрты «играли» роль воспитательно-познавательных площадок, в которых зрители могли погрузиться в историю, а гид подробно объяснял предназначение каждой детали традиционного жилища кочевников-скотоводов, его внутреннего убранства. Во второй юрте выставлялись ювелирные изделия из серебра, бурятское оружие, драгоценные сувениры, картины.
Палатки были отданы образовательным учреждениям дополнительного обучения, муниципальным районам, ГО «Поселок Агинское» и поселениям округа, куда зазывали хозяева посетить именно их площадку, ознакомиться с сувенирной и иной продукцией, отведать бурятские, армянские блюда и других народов.
Земляков приветствовали заместитель председателя правительства Забайкальского края – руководитель Администрации Агинского Бурятского округа Б.Б.Батомункуев, заместитель губернатора Забайкальского края А.Г.Ванчикова, глава МР «Могойтуйский район» Б.Ц.Нимбуев, председатель совета ветеранов района В.Р.Рабданов и другие.
Среди многочисленных зрителей подметили высокого, статного мужчину в калмыцком головном уборе с красной кисточкой.
- Мэндээ! Сагаан hараар! Сагаалганаар! – поприветствовали мы незнакомца.
- Халуун менд! Цагаан Сара! – ответили нам.
Нашего собеседника зовут Лиджи Горяев, он заслуженный артист Республики Калмыкия, солист Государственного хора РК им.А.Цебекова, победитель телевизионного конкурса исполнителей песен «Новая звезда», участник масштабного проекта «Хамаг Монгол – Вся Монголия».
- Вы в первый раз в Могойтуе, Аге? - спросили мы его.
- В Аге и Могойтуе ранее никогда не был. В Бурятии бывал неоднократно. Что сказать? Мне здесь нравится, люди открытые, гостеприимные, - ответил Л.Горяев.
- Какие ощущения, эмоции от торжественного мероприятия, праздника в целом?
- Отличный праздник! Замечательная атмосфера! Эмоции самые положительные. Всё как в Калмыкии, где Сагаалган называется Цагаан Сар! Удивительная схожесть культур, менталитета, что логично, калмыки и буряты - родственные народы.
- Вы знаете, что когда-то часть ойратов проживала, в том числе, и здесь, в агинской степи?
- Да, конечно, я это знаю…
Договорить мы не успели, его «вырвали» из наших рук нарядно одетые девушки с просьбой о фотосессии. Заслуженный артист Республики Калмыкия им отказать не смог.
«Ладно, ещё увидимся», дали мы себе зарок на будущее.
В одной из тематических палаток было просто огромное количество детей. «Наверное, угощают чем-то», - пронеслось в голове.
В этот раз мы ошиблись немного. «Раздавали» пищу духовную. А именно возле палатки «Арадай наадан» Цыпилма Аюровна Ванчик, преподаватель Могойтуйского районного дома детско-юношеского творчества обучала азам игры в «шагай наадан» всех желающих, с выдачей сертификата об успешном освоении игры.
«Игра возрождается, получает распространение и популярность. Как вы заметили «шагай наадан», это не просто перемещение костяшек, это целый комплекс игр развивающих логику, глазомер, раскрывающих математические способности, приобщающих к традициям своего народа. Наши предки играли в неё на протяжении столетий. Игра символизирует жизнь и плодородие. Одновременно это символ скотоводства, а вместе с тем и благополучия, обозначающий «табан хушуун мал» - традиционные пять видов скота, которые имелись у бурят: хонин (овца), ямаан (коза), ухэр (корова), морин (лошадь), тэмээн (верблюд). Одно из первых упоминаний о «шагай наадан» можно найти в письменном памятнике 13 века «Сокровенное сказание монголов»: «Темучжин (Чингисхан) с Чжамухой расположились на Хорхонах-чжубуре. Стали они вспоминать про свою старую дружбу-побратимство. В первый раз они поклялись друг другу быть андами (друзьями), еще когда Темучжину было 11 лет. Чжамуха подарил Темучжину косточку от косули, а Темучжин в знак дружбы – свинчатку (кость для игры, налитая свинцом), и они вместе играли в пальчики на льду реки Онон».
Справедливости ради нужно отметить, что в игры подобные «шагай наадан» играли многие народы. Разновидностей этой игры более 20. Но на сегодняшний день осталось мало людей, знающих и умеющих играть в 20 и более разновидностей. Лично я знаю и пропагандирую 11 вариантов игры» - провела экскурс в историю и рассказала нам Ц.А.Ванчик.
На наших глазах заветные сертификаты участника презентационной площадки получили Намсалма Дымбрылова и Артём Сафонов, которым, по их собственным признаниям, игра очень понравилась, и они будут стараться показать её своим сверстникам и вновь сыграть в неё.
В бурятской традиционной юрте яблоку негде было упасть. Здесь для нас путешествие в прошлое провела замечательный и эрудированный человек, пропагандист бурятской культуры Жаргалма Батоцыреновна Санжимитупова, директор Межпоселенческой центральной библиотеки им.Н.Очирова: «Юрта - основное жилище скотоводов-кочевников огромного монгольского мира, уникальное по своей задумке и предназначению. Она легко, в течение часа монтируется и демонтируется при переезде на новое место и символизирует целый мир арата-скотовода. И неспроста количество жердей, которые придают жёсткость юрте насчитывает 60 – это жизненный цикл в монгольском мировосприятии. Главным местом в юрте традиционно считается очаг – гуламта, дающие тепло и горячую пищу в холодное время года. Очаг запрещено загрязнять, так огонь почитаем у бурят и монгольских народов как одна из стихий. Нельзя гасить огонь водой, только землёй. Очаг передавался из поколения в поколение. Его берегли как зеницу ока.
Другим главным местом считается алтарь, располагающийся напротив входа. Мужскую и женскую части жилища делили от алтаря, а не от двери, как многие ошибочно думают. В соответствии с этим, правая (наиболее почётная) считается мужской, а левая - женской. Гостей сажали справа. Пищу также принимали в мужской части, где хранилось оружие, конская упряжь. Интересный факт. Невестка не имела права заходить в мужскую часть юрты».
Директор МЦБ им.Н.Очирова рассказала нам и легенду про создание и практическое предназначение дэгээла, маслобойку, которая в древности была настоящим кухонным комбайном, жернова для помола муки и так далее. Но это тема для отдельных публикаций.
По окончании театрализованного представления все встали в круг и станцевали гранд-ёхор. Без него празднование Сагаалгана представить невозможно.
Зорикто ОЛЗОЕВ.
Фото Саяна ДАШИЕВА.