Главная » 2023 » Июль » 7 » Базаржаб Ринчинов: «Люди относятся к велотуристам с уважением и интересом»

Базаржаб Ринчинов: «Люди относятся к велотуристам с уважением и интересом»

07.07.2023 в 17:24 просмотров: 441 комментариев: 0 Власть и общество

На днях наш коллега, журналист Базаржаб Ринчинов (на снимке) вернулся из велопутешествия по маршруту «Из Агинского в Агинское». Для нашего региона это необычное событие, вызвавшее большой интерес у наших земляков, поэтому мы решили его пригласить в «Гостиную «АП» и задать несколько вопросов.

- Базаржаб Ринчинович, завершился ваш велопробег «Из Агинское в Агинское», каковы длина маршрута и цель поездки?
- Велопробег, задуманный мною еще несколько лет назад, успешно завершился. Маршрут из нашего Агинского в далекий Красноярский край составил более 2000 километров. Цель поездки – наконец выяснить, как связаны между собой два одноименных населенных пункта, ведь наши земляки почему-то считали, что селение Агинское в Красноярском крае основали наши земляки – ссыльные поселенцы и что там живут потомки тех ссыльных. Cразу скажу, что версия наших агинчан не подтвердилась, селение Агинское в Красноярском крае было основано в 1829 году, указ о начале строительства Агинского среди более, чем 20 других поселений Енисейской губернии, в 1827 году подписал губернатор А.П.Степанов. Название селения, видимо, дано по названию небольшой речушки под названием Ага, текущей в тех краях.
Н

На Шаман скале возле Хужира. Остров Ольхон

- Вы провели два проекта «По дорогам Алтарганы» в Монголии и из Усть-Орды и нынешний, какой из них был сложнее?
- Начиная с 2019 года, я организовал три путешествия, первое в Монголию в августе 2019 года в местность, где зародилась «Алтаргана» - Дадал сомон, в прошлом году я продолжил свой проект «По дорогам Алтарганы». Стартовав из Усть-Ордынского и Иркутска, где в 2018 году проходил очередной фестиваль «Алтаргана», я финишировал накануне «Алтарганы-2020» в Агинском. Отмечу, что первые два велопробега дались мне гораздо легче, чем нынешний. Начало июня в этом году в Забайкальском крае выдалось ветреным, что сказалось, естественно, на скорости моего передвижения.                                                                                 

Доклад о развитии туризма в Агинском Бурятском округе

 - Вы участвовали в «Ердынских играх», с какой темой участвовали в конференции?
- Да, и была промежуточная цель моего путешествия, я принял участие в научно-творческой конференции «Ердынские игры – содружество в пространстве Евразии» в Ольхонском районе Иркутской области. Ёрдынские игры впервые прошли в формате научно-творческой конференции. В конференции приняли участие 130 спикеров из Монголии, Узбекистана, Казахстана, Киргизии и одиннадцати регионов России. Мой доклад был представлен на секции «Этнотуризм – лучшие практики», в своем докладе я рассказал о развитии туризма в Агинском Бурятском округе.
- Расскажите об основных городах вашего маршрута, какие реки пересекли?
- Старт проекта «Из Агинского в Агинское» состоялся третьего июня, во Всемирный День велосипеда, я так специально не подгадывал, так получилось, рассчитал маршрут, чтобы успеть в Ольхонский район к 16 июня, к началу Ердынских игр. Большие города на маршруте – Чита, Улан-Удэ, Иркутск, города Иркутской области, от Ангарска до Тайшета, Красноярского края – Канск, Красноярск.  В Забайкальском крае пришлось пересекать реку Хилок, Селенгу в Бурятии, получается, я объехал, свернув в сторону Байкала. В Иркутской области, Красноярском крае были большие реки Иркут, Белая, Ия, Ока, Уда, Бирюса, Кан.  
- По какой федеральной трассе ехали, состояние трасс?
- Федеральная автомобильная дорога Р-258 «Байкал», проходящая через Забайкальский край, Республику Бурятия, завершается в Иркутске, далее начинается трасса Р-255 «Сибирь» от Иркутска до Новосибирска. Доехав до города Улан-Удэ, я свернул в сторону Байкала, до Турки, где у меня была договоренность с туристической компанией «Кристальный Байкал», занимающейся экскурсиями на остров Ольхон, добраться до острова за полцены в одну сторону на небольшом экскурсионном корабле. Состояние федеральных автотрасс в целом неплохое, заметно, что дороги обслуживаются. Конечно, плохо, что на наших дорогах еще нет велодорожек, пришлось ехать по узкой технологической полосе, иногда сужающейся до нескольких сантиметров. Очень опасно, когда мимо проносятся большегрузы, особенно машины с широким грузом.

Встреча с пешим туристом из Якутии Дмитрием Местниковым возле Куйтуна  Иркутской области

- Какие регионы вы посетили? Как относились незнакомые люди к вам, узнав, что вы из Агинского Бурятского округа?
- Отношение к велосипедистам в регионах вполне доброжелательное, чем ближе к западу, тем заметнее, что велосипед на дороге - вполне обычное явление. К сожалению, пока в нашем регионе этого нет, люди в основной своей массе считают велосипед детской забавой. На дорогах можно встретить как коллег-велотуристов, так и пеших автостопщиков. К примеру, возле Куйтуна Иркутской области я встретил пешего туриста из Якутии, Дмитрий двигался на запад без определенной цели в отличие от меня.      

С главным редактором газеты "Присаянье" Еленой Шейнмаер

- Как встретили вас коллеги-газетчики в Агинском?
- Село Агинское является административным центром Саянского района Красноярского края, и естественно, в районе имеется своя газета под названием «Присаянье». Газета в 2022 году отметила свое девяностолетие. С главным редактором газеты Еленой Шейнмаер я связался еще зимой, договорился о встрече летом. Вот встреча и состоялась с 27 по 29 июня в селе Агинское. В редакции местной районки меня тепло встретили, рассказали о своем житье-бытье, проблемы у небольших печатных изданий везде одни и те же, но, как рассказали мне мои коллеги, они не унывают, стараются как-то зарабатывать. Печатается газета в Красноярске, за 200 км от села, выходит газета раз в неделю, коллектив газеты небольшой, есть и ветераны, отдавшие газете много лет, и молодежь. Тираж газеты чуть больше двух тысяч экземпляров, с каждым годом подписка падает. Поэтому журналисты стараются активно работать в интернете, социальных сетях.
- Были ли поломки в дороге, как и где ночевали?
- Не обошлось без поломок, багажник не выдержал тряски дороги на камнях, спусках, с одной стороны обломился. К счастью, как уже опытный турист, я прихватил с собой и инструменты, и хомуты, которыми я прихватил надежно багажник, он выдержал до конца пути. В районе Алзамая Иркутской области пришлось заменить покрышку заднего колеса, мало того, что резина облысела, не выдержал корд в трех местах. Хорошо, вовремя заметил, пока камера не продырявилась, остановился, нашел новую покрышку в магазине. 
- Как питались в дороге, были ли неожиданные встречи с людьми, животными, другими байкерами?
- В дальней дороге у велотуристов обычно с собой бывает газовая горелка и кое-какие продукты. У меня, как у кочевника, с собой было взято сушеное мясо-борсо, и на стоянках, ночевках варил супчик с борсо, и само собой чай, как же без него. Вообще, для велосипедиста очень важно соблюдать водный баланс, необходимо пить много жидкости, чтобы не было перегрева тела и не терялся кальций из суставов. 
- Что с собой берет в дорогу велотурист?
- Собираясь в дальний путь, велотурист обязательно берет палатку, желательно легкую, одноместную и водонепроницаемую. Также нужен спальный мешок, коврик. И конечно, пара комплектов сменной одежды, ведь в дороге вас может застать проливной дождь, ветер, и сухая сменная одежда крайне важна. 
- Чувствуете ли усталость? 
- Дорога в Красноярский край заняла у меня около трех недель, плюс неделя на Байкале, конечно, усталость накопилась, в дороге я сильно загорел, можно сказать, обгорели руки, ноги и шея. Для такой дальней дороги, конечно, требуется серьезная физическая подготовка, чем я похвастаться никак не могу, поэтому усталость сказывается. Уже дома, в родном поселке люди интересуются, как я быстро вернулся обратно, наверное, они думают, что обратно я возвращаюсь снова на велосипеде. Конечно, нет, велопутешественники поступают так, собираясь, допустим, в путешествие по Грузии, они прилетают туда на самолете с велосипедом в багаже и, собрав его в аэропорту, начинают свой маршрут.   
- Легче ездить одному или группой?
- Трудно подобрать напарника или группу для «дальняка». Для похода выходного дня, конечно, интереснее выезжать группой единомышленников, к примеру, на речку, посидеть у костра, пообщаться. Для дальнего путешествия проще ехать одному, в своем уже выверенном темпе.    
- Как влияет велосипед на здоровье человека?
- Для примера скажу, что за нынешнюю поездку я потерял в весе от трех до пяти килограммов, что думаю, вообще здорово. У меня был лишний вес, вот еще бы сбросить пять килограммов, будет самая норма для моего роста и возраста, а то жирок накапливается. 
- Расскажите о коллегах, фанатах-велотуристах в России, с кем вы знакомы и держите связь? 
- Что касается таких чудаков, увлекающихся велотуризмом, их в нашем регионе немного. В Чите в последние несколько лет организуют велофестивали, это для массового спорта, а вот туристов немного. Может быть, я не всех знаю, но назову лишь одного – Базара Даширинчинова, уроженца Догоя, жившего и работавшего в Чите. Сейчас он проживает в Новосибирске, пенсионер МВД. Вот с ним я повстречался в прошлом году на трассе за Ареем, он ехал на велосипеде из Новосибирска через Алтай, Монголию домой. А я ехал по маршруту Усть-Ордынский – Агинское. 
- Что посоветуете потенциальным поклонникам велотуризма?
- Если вы задумались о велопутешествии, надо прежде всего вплотную заняться разработкой маршрута, и уже потом начинать подготовку к выезду – готовить само транспортное средство и снаряжение. И верить в свои силы, тогда все у вас получится, главное, начать!

Лев БОРОЕВ.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES