Бато Сультимов: «Будуланцы любят театр...»
Сегодня, 27 марта, празднуется Всемирный день театра. Свой профессиональный праздник отмечают театральные деятели всего мира. Служители Мельпомены радуют своих зрителей на театральных подмостках столицы, провинции, села, при-
внося радость и зрелища в повседневные будни бесконечно движущейся жизни. Режиссер народного театра с.Будулан Б.Ц.Сультимов (на снимке) уже когда-то был гостем «Гостиной «АП», с тех пор прошло немало времени, и мы с удовольствием поговорили с творческим человеком о театре и постановках в преддверии его профессионального праздника.
- Бато Цынгуевич, с чего началось Ваше увлечение театром?
- У нас в Будулане театр любили всегда. В 1950-е годы наши бабушки и дедушки играли в постановках бурятских писателей. Играли мои родители. В 1970-е годы я впервые увидел профессиональную сценку «Шудхэртэй ханза», которую поставила выпускница режиссерского факультета ВСГИК Сэсэгма Цынгуева. В 80-е годы начал активно работать и развивать театральную деятельность режиссер Мункожаргал Норсонов, тоже выпускник ВСГИКа. Я в то время работал учителем и участвовал в спектаклях. В 1989 году я «ушел в степь» и немного отлучился от культурной жизни.
В начале 2000-х вернулся, с тех пор мы регулярно играем и ставим новые постановки. В 2008 году нам дали звание народного театра, в этом звании мы поставили спектакль по произведению Б-М.Пурбуева «Толдойн хүбүүн Болдой». Не скрою, проблемы были – ведь сами ставили, и сами же исполняли роли. Но мы справились, в театральном конкурсе им.Д.Батожабая мы стали дипломантами конкурса. Тогда председателем жюри был специально приглашенный из Улан-
Удэ режиссер Владимир Ильич Кондратьев. Он сделал анализ и сказал, что мы замахнулись на классика, причем, достаточно удачно и профессионально.
- Кого бы Вы назвали своим наставником?
- Учителя у меня были хорошие, настоящие мэтры – Юрий Лхамаев, Владимир Кондратьев. У каждого была своя методика: если Юрий Лхамаев буквально показывал нам, как нужно сделать, то Владимир Ильич – никогда, он просто объяснял. Помню, как мы удивлялись его перестановкам реквизитов, он даже стул передвигал на миллиметр. Юрий Лхамаев очень помог в становлении нашего народного театра. Он буквально научил и показал, как следует играть и ставить пьесы. С Владимиром Кондратьевым в 2011 году мы поставили «Байгал шадарай ехор» - спектакль по мотивам произведения Владимира Гуркина.
Впервые с этим спектаклем мы выиграли окружной конкурс имени Д.Батожабая, и тогда же выехали в Бурятию на театральный конкурс «Баргузинская долина» в село Барагхан Курумканского района. В 2011 году Барагханский народный театр праздновал свое 75-летие. Мы выступили там хорошо, встретили нас. Позже, в 2015 году, курумканские артисты приезжали к нам в Будулан с ответным визитом, у них как раз были гастроли по Агинскому округу. За эти 12 лет наш театр многому научился и продолжает учиться. С Владимиром Кондратьевым мы общались очень плодотворно, он бы ставил нам еще спектакли, но, к сожалению, заболел, и его не стало. Я у него многое почерпнул, его знания, переданные мне, бесценны, до сих пор работаю по ним. Очень плодотворно и плотно работали с бывшим режиссером театра «ДалиТЭ» Дугаром Жалсановым. Два спектакля мы ставили вместе, написанные нами на основе притч «Эсэгын этигэл» и «Залиршагуй хусэл».
- Расскажите немного о работе над ними.
- Дугар научил нас импровизации, а не только по написанному сценарию исполнять свои роли. Был случай: в спектакле «Эсэгын этигэл» есть эпизод, где выясняют отношения два брата. Сценка, ну, никак не получалась. К слову, роли исполняли двоюродные братья в жизни. Так вот, в какой-то момент они начали ссориться по-настоящему, разгорался конфликт, Дугар стоял, наблюдал, затем сказал: «Стоп! Запомнили свои чувства? Вот такие эмоции вы должны показать на сцене». Актеры прислушались к себе и отыграли просто превосходно. Как-то раз Дугар рассказал мне историю, услышанную от своего друга Батора Баировича Доржиева. Он рассказал Дугару о своем дедушке из Цаган-Оля, который вернулся с фронта Великой Отечественной войны без обеих ног, сам он его не застал, фронтовика не стало в 1971 году. История Бато-Мунко Дабанова такова: зимой с 1941 по 1942 годы, когда шли самые ожесточенные и кровопролитные сражения, он попал во вражеское окружение, из которого раненый выбирался один, тогда-то он отморозил обе ноги. Бато-Мунко Дабанов лежал в Астраханском госпитале, а в 1942 году его комиссовали. Вернувшись на малую родину, он работал чабаном и табунщиком, за свой труд в 1956 году он получил орден «Знак Почета». Дугар два года просил меня поставить спектакль об этом человеке. Для сбора материала я ездил в Цаган-Оль, встречался со стариками, жителями, музейным работником, виделся с бабушками, которым было уже за 80 лет. Его дочь жила в Улан-Удэ, я с ней созванивался по телефону. Мне важно было узнать, какой у него был характер. Односельчане говорили, что он был очень работящий. Но согласитесь, в то время все были работящие. Я спрашивал: а может, он любил шутить? Отвечали - нет, человек он был серьезный. Единственное - все как один сказали, когда он пьянел, он все время горько плакал. После войны фронтовик рассказывал, что остался жив благодаря hамбай абгай, голос которой указывал ему, раненому, куда двигаться, так он вышел к своим. Жили в то время в Цаган-Оле две женщины-шаманки. По рассказам односельчан, Цыбик-абгай, известная, как hамбай-хугшэн, во время войны молилась за ушедших на войну односельчан. Однажды она ушла в юрту и наказала сутки ее не беспокоить. В это время привязанный конь Бато-Мунко Дабанова был весь в поту, мыле, хотя за все время, пока хозяин был на фронте, на нем никто не ездил. Спустя сутки, дверь юрты открылась, и она устало заговорила: «Проведала сыновей-земляков, находящихся на фронте. Воюют… Помогла…». По этой истории мы с Дугаром поставили спектакль «Залиршагуй хусэл». Нам хотелось рассказать своим зрителям историю простого солдата, который защищал свою Родину самоотверженно, не жалея себя, не думая о наградах и славе. Было немного сложно обыграть мистический момент, когда солдат ползет на зов голоса. Но мы это сделали. Боязно было и за то, как на спектакль отреагируют односельчане и родные фронтовика. И вот настал тот день, когда мы представили «Залиршагуй хусэл» на сцене Цаган-Оля. Что сказать, цаган-ольцы украдкой смахивали слезы, а дочь фронтовика, прибывшая из Улан-Удэ, не могла сказать ни слова от нахлынувших чувств. С этим спектаклем мы выступали в Улан-Удэ в здании республиканской филармонии. Во время празднования Сагаалгана ставили совместный концерт с театром «Байкал».
В позапрошлом году мы впервые поставили спектакль на русском языке «Мамки» по пьесе Аси Котляр о событиях, происходивших в современной Украине - Луганске, Донецке. Достаточно успешно, считаю, поставили, со спектаклем ездили в Зуткулей, Гунэй и показали, конечно же, своим будуланским зрителям.
- Поддерживаете связь с коллегами из округа?
- Мы очень хорошо живем с Зуткулейским, Челутайским народными театрами и вообще с театральным сообществом Аги очень дружны. На прошедшем последнем конкурсе им.Д.Батожабая, который состоялся в формате онлайн, появились имена нескольких молодых режиссеров из Догоя, Хара-Шибири – они выпускники ВСГАКиИ, профессионалы. Работаю с Цырегмой Сампиловой из Цокто-Хангила, она живет и работает в Улан-Удэ. Пишет, дала для постановки свою пьесу «Сэдьхэлэй hэшхэл», с этим спектак-
лем мы заняли третье место в конкурсе им.Д.Батожабая. Много контактирую с Бато Цыденовым, режиссером Могойтуйского народного театра, он говорит, можем поставить вам спектакль, но я боюсь – он режиссер жесткий, последних моих артистов распугает (смеется).
- Есть самородки у вас в театре?
- Есть. Янжима Чимитова, начинавшая играть в 70-е годы и до сих пор участвует, если позволяет здоровье. Молодой артист Балдан Дамдинов, сейчас живет в Улан-Удэ. Он очень хорошо исполнил главные роли в спектаклях «Эсэгын этигэл», «Залиршагуй хусэл». Балдан отдается всей душой игре, буквально проживает свою роль. Обладателем престижной премии в номинации «Лучшая мужская роль» в конкурсе имени Майдари Жапхандаева становился дважды Дашинима Бадмаев. Артист Баясхалан Ринчинов больше склонен к комедийным ролям. Дарима Дымбрылова играет душой, сейчас работает в Агинском Доме культуры. Она удивила всех своей игрой - по жизни скромная, никогда не скажешь, что сыграет так сильно. Даже родители не ожидали от нее. Вот такие таланты есть среди нас. Мне не нравится, как я сам играю. Значит, есть потенциал сыграть еще лучше.
- Спасибо за беседу.
Елена АБИДУЕВА.