Бато Шойнжонов: «Нам остается помнить, чтить подвиг Алдара...»
Полтора месяца в кинотеатрах России идет драма «9 секунд», основанная на реальных событиях о подвиге нашего земляка, матроса Тихоокенского флота, Героя России Алдара Цыденжапова. Именно столько времени ушло у 19-летнего матроса, чтобы в одиночку предотвратить утечку топлива в машинном отделении эсминца «Быстрый», где из-за перелива топлива и замыкания вспыхнул пожар. Ценой своей жизни Алдар предотвратил взрыв корабля и тем самым спас жизнь экипажа в 348 человек. Ему было посмертно присвоено звание Героя России. На экране Героя воплотил актёр Бурятского драмтеатра им.Х.Намсараева Бато Шойнжонов (на снимке). Мы связались с Бато и попросили дать интервью. Он стал героем нашей рубрики «Гостиная «АП».
- Бато Баторович, расскажите о себе…
- Родом я из села Кижинга Республики Бурятия. Мне 25 лет. После окончания Кижингинской средней школы им.Х.Намсараева, я поступил в театральное училище им.Бориса Щукина в Москве. Мои родители также родом из Кижинги. Мама Раиса Цыденовна трудится учительницей начальных классов, а отец Батор Баирович работает в РЭС. Они с особой трепетностью относятся к моему творчеству и всегда стараются поддерживать меня и брата во всех начинаниях. Отец увлекается пением и, я унаследовал от него эту любовь - мне тоже близки народные, бурятские песни.
- Как пришли в актерскую профессию?
- Со сценой я познакомился в возрасте девяти лет. Тогда родители готовили нас, своих детей к популярному конкурсу «Дангина-Гэсэр», который проводился в Доме детского творчества в Кижинге, ныне известном как конкурс «Баатар Дангина». Он пользовался необычайной популярностью, и многие взрослые стремились увидеть своих чад на сценических подмостках, и я оказался одним из таких детей. Поступая на учебу в Дом детского творчества, ребята проходили строгий отбор, и в этой комиссии участвовала моя будущая наставница - Сэсэгма Нимаевна Шойдокова.
На отборе меня спросили: «Что ты умеешь делать? Петь? Танцевать?». Я ответил, что люблю петь и начал напевать песню Чингиса Раднаева «Ши минии зурхэн соом шэнгэнэш, би шинии нюдэн соо шэнгэнэб», тогда я всем понравился, и с этого момента меня начали готовить конкурсу «Дангина-Гэсэр». На школьном этапе конкурса я занял первое место, затем прошел районный этап, там я тоже занял призовое место, а дальше был республиканский, т.е. финальный этап, но так получилось, что я не попал даже в финал. В тот момент, когда в зале Бурдрама оглашали итоги, я и представить не мог, что однажды стану артистом и выйду на эту сцену как профессионал. Вот такая интересная судьба сложилась у меня. Вот с того момента все и началось, с моим педагогом Сэсэгмой Нимаевной начали готовиться к другим конкурсам, много выступали на всероссийских конкурсах чтецов, «Живая классика», «Дельфийские игры», были и призовые места, ездил в детский лагерь «Орленок». Не могу сказать, что мне сразу понравилось заниматься этим, но первыми мотивациями была поездка в город, я просто понял, что если выиграю районный этап конкурса, то обязательно поеду в Улан-Удэ. В дальнейшем начал понимать, что мне нравится выступать на сцене и горю желанием связать жизнь с театром. После окончания школы у меня не осталось сомнений, что обязательно поступлю в театральный. Как раз так совпало, что когда я оканчивал школу, бурятская студия набирала абитуриентов в Щукинский театральный институт. Я благодарен судьбе за возможность учиться в Москве, своим наставникам, потому что именно этот институт и эти преподаватели стали для меня самыми лучшими. Я люблю свой институт.
- В каком театре служите?
- Сейчас я служу в Бурятском государственном академическом театре драмы им.Хоца Намсараева. Так совпало, что я учился в школе им.Х.Намсараева в Кижинге и сейчас работаю в театре им.Х.Намсараева - это очень интересные факты, так сложились пазлы жизни и биографии. Я люблю театр, я не работаю, а живу театром.
- Где Вам нравится - играть на сцене или сниматься в фильме?
- Я никак не хочу разделять кино и театр. Хочу, чтобы сцена и софиты кинокамер были вместе, конечно, понимаю, что театр и кино, совершенно две разные вещи, но все это про одно - это творчество, искусство, доброта и любовь. Мне нравится играть и в театре, и сниматься в кино. В будущем я не откажусь от съемок в кино и ролей в театре, потому что театр дает энергию, силу, он не мешает кино, он только помогает артисту. То, что получаю в театре, буду вкладывать в кино и наоборот, что дает кино, буду отдавать театру. Я выбираю и театр и кино.
- Как Вас нашли на роль Алдара? Кто пригласил сниматься в кино?
- Сперва со мной связался кастинг-директор проекта «9 секунд» в январе 2023 года, конечно, мне сразу захотелось сняться в картине, даже если не главного героя, нашего земляка Алдара, но хотя бы его друга, товарища, хотелось участвовать в киносъемочном процессе. О подвиге Алдара Цыденжапова я узнал еще 2010 году, когда мне было 11 лет. В нашем театре смотрел спектакль «9 секунд», тогда я не знал, что буду играть Алдара в спектакле в своем родном театре и тем более сниматься в кино. Мне сразу захотелось сыграть Алдара в кино, попытать удачу, принять участие, в нужном, важном фильме для меня, творческой группы, молодежи России.
Я отправил свое портфолио, визитку и видеоотрывок из сценария режиссеру Олегу Никитичу Штрому в Москву, а затем меня пригласили с ним на встречу. Вместе с Олегом Никитичем мы поняли одно: он смотрит на Алдара как и я, и меня утвердили на главную роль кинокартины. Но после утверждения меня возникли сомнения, смогу ли я сыграть Героя, настоящего человека, как воспримут, в первую очередь, родные, близкие Алдара? Прошли бессонные ночи, в те дни меня поддержали мои родственники, спасибо им за это. Я пришел к выводу, что если буду сомневаться, то у меня ничего не получится, главное, надо сделать работу достоверно, чтобы этот фильм получился, чтобы вся Россия узнала о подвиге Алдара, показать его правдиво, достойно по-настоящему, чтобы фильм, в первую очередь, понравился его родным.
- Трудно ли сниматься с известными актерами, к примеру, с Дмитрием Певцовым и Даниилом Спиваковским?
- На съемочной площадке у нас сложились исключительно добрые, дружеские отношения, и я благодарен команде, это актеры, операторы, звукорежиссёры, гримеры, художники - мастера своего дела. С первых мгновений я доверял им безоговорочно, и это позволило мне посвятить себя искусству, в полной мере воплотить образ Алдара и погрузиться в роль. Дмитрий Певцов и Даниил Спиваковский часто обращались ко мне с расспросами: Что снимали? Что трудно было запечатлеть?
И так душевно проходили киносъемочные дни…
- Какой эпизод картины «9 секунд» сложнее было сыграть?
- Для меня самым сложным в картине стал эпизод с закручиванием вентиля. Эти несколько секунд, которые видит зритель, потребовали у нас двух дней съемок. Два дня я буквально сгорал. Хотя для этого эпизода были приглашены каскадеры, я настоял на том, чтобы сыграть самому. Мои руки пылали, но именно через эти переживания хотел передать то, что прошел Алдар, вложив истинные эмоции в каждую секунду. Безопасность съемки обеспечивали сто человек, два экипажа пожарных, медицинская бригада, а по всему периметру дежурили люди с огнетушителями. Я был уверен в своей безопасности.
- Часть съемок проходили на Родине Алдара, в поселке Агинское… Как Вам Агинский округ? Здешние люди?
- Впервые я оказался в Агинском округе, когда мне было семь лет, тогда поднялся на величественный Алханай. За свою жизнь я трижды поднимался на священный Алханай. Часто приезжаю в Читу, где живут мои родственники. На «Алтаргану» в 2022 году я приезжал в Агинское. В Аге живут прекрасные, отзывчивые люди. Они охотно собирались на съемочной площадке и безвозмездно оказывали помощь. Во время съемок в Агинском команда ощущала поддержку местных жителей - все наши нужды удовлетворялись и исполнялись.
- О чем говорили с родителями, родными Алдара? Как они восприняли Вас в роли их сына?
- В тот период, когда меня утвердили на роль, сильно волновался - как родители Алдара воспримут мое исполнение? На предпоказе фильма «9 секунд» в поселке Агинское, который оказался самым сложным для меня, присутствовали родные Алдара - родители, дедушка и бабушка. Именно тогда испытал облегчение, ведь они посмотрели на меня с одобрением, обняли и сказали: «Молодец! Ты достойно передал образ нашего Алдара». Мы обнялись, и слезы невольно потекли по моему лицу, наполняя душу теплом. Съемки были тяжелыми, ведь это большая ответственность, и только спустя полтора года, увидев и обняв родителей, почувствовал настоящее облегчение.
- На Ваш взгляд, что позволило ему выстоять в огненном аду? Другие просто убежали, не смогли выдержать, а Алдар остался, стоял насмерть и выполнил свой долг ценой жизни. Что это?
- Никто не узнает, что чувствовал Алдар в тот момент, когда закручивал вентиль, о чем думал. Но он закрыл его. Он мог отступить, но этого не сделал. Я думаю, что все идет от семьи, воспитания, его духа, силы воли, от того, что он раньше переживал и перебарывал себя в каких-то моментах, это все идет от формирования, наполнения его короткой жизни и всего за 19 лет он накопил столько мужества, что пошел и закрыл вентиль. Нам рассказывал контр-адмирал во Владивостоке, что потом открыть этот вентиль не могли двое-трое человек, они с трудом выкрутили обратно. И этот подвиг, и это фильм, который сняли - это все таки не про смерть, а про жизнь. Он спас 348 матросов, своих сослуживцев. Прошло 14 лет, и у этих ребят появились семьи, дети, они живут, благодаря Алдару. Великий подвиг, остается чтить, помнить его и, конечно, ценить жизнь. Ты не знаешь, кто рядом с тобой и что он способен спасти тебя. Мы должны быть внимательнее друг к другу.
- Спасибо за беседу!
Мажид ДОРЖИЕВА.