Барон Унгерн: «Бог войны» или авантюрист Белой гвардии?
Гражданская война вывела в свет немало незаурядных и выдающихся личностей со всех противоборствующих сторон. Но, пожалуй, самым необычным из всех был Роман Федорович Унгерн фон Штернберг - русский барон немецкого происхождения, боровшийся против большевиков, основавший Азиатскую дивизию, давший Монголии независимость, мечтавший о возрождении империи Чингисхана. Он заработал репутацию «бога войны», мистика, жившего на основе только своих ощущений.
Сам барон любил рассказывать, что его род был всегда воинственным и вел свою историю со времен предводителя гуннов Атиллы. По его словам, Унгерны сражались рядом с Ричардом Львиное Сердце, были пиратами и мужественными рыцарями. На самом же деле его баронский род брал начало в XVII веке, дед Романа владел суконной фабрикой в Прибалтике, а отец служил в Петербурге в министерстве имуществ.
Роман Унгерн в детстве и молодости
Родившийся в 1885 году, Роман рос скрытным и одновременно проказливым мальчиком, за что его даже исключили из гимназии. Родители решили несколько дисциплинировать неукротимого «потомка рыцарей» и отдали в Морское училище. Жаждавший подвигов, Унгерн-младший в 1905 году бросил учебу и отправился на русско-японскую войну, которая к его приезду уже закончилась. Вернувшись домой, он поступил уже в пехотное училище, а по его окончании был направлен служить в Забайкальское казачье войско. Здесь-то он и познакомился с совершенно другой, азиатской культурой. В 1913 году он ушел в отставку и отправился в Монголию, чтобы участвовать в освободительном движении монголов против китайцев, но ему разрешили служить только в русском консульстве. Он проводил время в изучении монгольского языка и конных ночных прогулках по степи, где любил погонять волков. Говорят, что Унгерн даже совершил паломничество в несколько буддийских монастырей, в том числе и в Тибете.
Здесь он уже начал проявлять особенности своего характера. Многие, кто знал барона, стали отмечать его сверхъестественную интуицию. Например, он мог безошибочно найти дорогу в любой глуши и не заблудиться. А еще очевидцы отмечали необычную для офицера внешность барона: растрепанные волосы, неряшливый вид и цепкий взгляд, похожий на взор маньяка или авантюриста.
Началась Первая мировая, и Унгерн отправился на фронт, где мужественно сражался. Его сослуживцы сразу же заметили необычное поведение сотника, который спал в одежде и на полу, ел со всеми из общего котла.
После Февральской и Октябрьской революций 1917 года Унгерн, бывший убежденным монархистом, аристократом и считавший такой режим единственно правильным, отправился в Забайкалье и начал там формирование антибольшевистских отрядов. При этом он не был союзником и для «белых», потому что не любил офицеров и считал их виновниками свержения царя в России, называя всех «сентиментальным пансионом девиц».
Знамя дивизии Унгерна
Азиатская конная дивизия, которую он сформировал, тоже представляла необычное зрелище. Прежде всего, это было партизанское движение, в которое входили и русские офицеры, и бурятские, и монгольские добровольцы, и другие местные жители. На знамени этого подразделения в окружении буддийской символики красовались образ Спасителя, свастика и инициалы великого князя Михаила Александровича, которого Унгер считал единственным законным императором России. Сам барон, получивший тогда чин генерала, носил традиционную монгольскую одежду бордового цвета, на которую были нацеплены погоны и Георгиевский крест.
Его армия фактически владела территорией Даурии (Забайкалья) и контролировала ее путем сбора «дани» или разграбления. В дивизии царила жесткая, порой, жестокая дисциплина.
К осени 1920 года ситуация в Забайкалье изменилась не в пользу «белых» и армии барона. Унгерн решил пойти на новую авантюру: он собрался со своей небольшой дивизией захватить столицу Монголии, которая в 1911 году объявила независимость от Китая, а к 1920 году была почти полностью оккупирована китайцами, изгнать захватчиков и восстановить власть тамошнего теократического монарха - богдо-гэгээна. Для этого он перешел границы Монголии, заручился поддержкой местных князей и священников - лам, которые даже объявили его воплощением буддийского «бога войны».
Буддизм занимал особое место в жизни Романа Федоровича. Он сам говорил, что принял его, не отрекаясь от христианства, потому что считал буддизм всеобъемлющей философией. Унгерн знал и исполнял буддийские обряды, даже мечтал о создании «ордена воинствующих буддийских монахов».
Армия Унгерна и ее конец
В январе 1921 года его партизаны переоделись в тибетских монахов, проникли во дворец арестованного богдо-гэгээна, разоружили охрану и выкрали монарха. Это сразу же сделало верующих монголов сторонниками Унгерна. В феврале столица Монголии Урга была освобождена от китайцев. Здесь были устроены массовые репрессии против китайцев и евреев, их лавки и дома были разгромлены. Благодарный богдо-гэгээн даровал барону и его сподвижникам княжеские титулы.
Следующими целями барона были Китай, где монархию свергли в 1911 году, и Россия, где власть захватили большевики и объявили республику. Первым делом Унгерн решил пойти в Забайкалье и разгромить армию Дальневосточной республики. «Красных» здесь оказалось гораздо больше, поэтому армия барона потерпела поражение. Унгерн не сдавался и строил планы похода в Тибет, чтобы основать буддийскую республику для борьбы с большевиками. Но тут уже нервы не выдержали у офицеров в отрядах чудаковатого барона. Они устали от его постоянных авантюр, наказаний, походов и считали его замыслы нереализуемыми. В конце концов они не выдержали, попытались убить Унгерна, но тот бежал в степь к монголам - солдатам своей армии, надеясь получить их поддержку. А те, в свою очередь, тоже воевать не хотели, поэтому связали барона и повезли его к «белым». По пути их перехватили «красные» разведчики и захватили своего давнего врага.
Решение о следствии над Унгерном и его казни было принято лично В.И.Лениным в Москве. На допросах он держался спокойно и уверенно. Показательный суд, проходивший в Новониколаевске (нынешнем Новосибирске), обвинил барона в массовых убийствах, терроре и контрреволюции и приговорил к расстрелу. После смерти Унгерна богдо-гэгээн повелел провести в Монголии поминальные службы.
Еще долго потом ходили легенды, что «бог войны» не мог просто так умереть, поэтому ушел либо в Тибет, либо в другой буддийский монастырь. А в историю он вошел как самый необычный противник большевиков, авантюрист, мечтатель и, безусловно, выдающийся человек своего непростого времени.
Подготовил
Сергей Доржиев.