Главная » 2021 » Январь » 16 » Бальжин Насакова: «Дистанционное обучение становится необходимостью...»

Бальжин Насакова: «Дистанционное обучение становится необходимостью...»

16.01.2021 в 09:24 просмотров: 1134 комментариев: 0 Образование

2020 год выдался богатым на события. Несомненно, в числе приятных и воодушевляющих то, что осенью прошлого года педагог из Дульдурги Бальжин Насакова (на снимке) получила высокое звание «Заслуженный учитель РФ». Она работает заместителем директора по научно-методической работе, учителем русского языка и литературы Дульдургинской СОШ, является кандидатом педагогических наук. Б.Ж.Насакова стала сегодняшним гостем рубрики «Гостиная «АП».

- Бальжин Жамсарановна, поделитесь, почему выбрали профессию учителя?
- В 1972 году после окончания Токчинской средней школы поступила на историко-филологический факультет на отделение русского языка и литературы Читинского педагогического института им.Н.Г.Чернышевского. С детства, наверное, знала, что буду учителем. Примером для нас была наша мама Балсан Дубжитовна Нимаева. Она 36 лет проработала учителем начальных классов Чиндалейской средней школы. Мы видели в ней преданность детям, какое-то особое отношение к формированию ребенка как личности. Мама прививала нам уважительное отношение к профессии учителя, вообще, к труду. И в школе были у меня хорошие учителя.
- Помните Вашего первого учителя? 
- Конечно, как же не помнить. Это Мария Батожаргаловна Мункуева, также долгое время проработавшая в Чиндалейской школе. Она научила нас грамотному письму, привила интерес к учебе. Мне очень нравилось учиться. Когда я пошла в школу в Зун-Ундуре, в домах не было электричества. При свете настольной лампы мама готовилась к уроку, и я тоже садилась рядом и что-то писала, читала. Она пыталась отправить меня спать, но с первого раза это ей редко удавалось. Интерес к русскому языку и литературе мне привили учителя Дарима Жамьяновна Гончикова, Роза Васильевна Шалапова.
- Как Вы считаете, современный контингент учащихся изменился? Правда ли, что у них меньше концентрации внимания, но зато они быстрее схватывают все?
- Я не думаю, что контингент сильно изменился. Время другое, поэтому дети живут и развиваются в других условиях. Поколение Z, как его называют, легко и успешно ориентируется в цифровом мире, чаще видит свое будущее в данной области. Дети умеют работать с информацией, но, действительно, у них меньше концентрации внимания. 
Нам надо учить детей организованности, самодисциплине, умении сосредоточиться для важных дел. Помощь, поддержка, дружелюбный тон помогут личностному росту и развитию личности.
- Ваше мнение о «цифре», дистанционном обучении? Влияют ли эти новшества на качество школьного образования?
- Цифровая экономика и экосистема, цифровая трансформация образования и платформа - эти понятия вошли в нашу жизнь. Дистанционное образование и обучение становятся необходимостью в современном мире. Сложно было учителям, когда необходимо было обучаться самим и вести дистанционное обучение. Но школа справилась. Здесь надо сказать, что Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края активно обучает учителей смешанному типу обучения. Сегодня все учителя нашей школы проходят курсы по дистанционному обучению школьников, и нам удалось эффективно организовать образовательный процесс в школе. Качество школьного образования не должно ухудшаться, нам, учителям, родителям, необходимо мотивировать детей на обучение, помогать в построении ими индивидуального образовательного маршрута. Результаты ЕГЭ-2020 показывают, что умеющие учиться дети успешно справляются со всеми задачами. 
- У Вас есть своя какая-то методика преподавания? На что обращаете внимание при работе?
- На уроках своим ученикам предлагаю творческие задания, проекты для формирования у них научного мировоззрения. Делаю упор на познавательную самостоятельность учащихся, чтобы у них был устойчивый мотив для изучения предмета. Вместе мы составляем структурно-логические схемы, проводим анализ текста на основе «универсальных смыслов» произведения, совершаем мини-исследования – все это повышает и развивает учебно-познавательную мотивацию школьников. Особое внимание уделяю индивидуальным формам работы, которые позволяют регулировать темп продвижения в обучении каждого ученика, сообразуясь с его подготовкой и возможностями. Сопровождение каждого ученика позволяет добиваться его максимального продвижения в развитии способностей, достижении предметных, метапредметных результатов. 
- Как относятся нынешние школьники к литературе, любят читать, учить стихи?
- Дети такие же пытливые, любознательные, как и раньше. Они с удовольствием читают художественную литературу, только необходимо научить работать с текстом: читать, обдумывать, анализировать, выявлять авторскую позицию и вырабатывать свою. Это интересно не только детям, но и мне, учителю. Формирование осмысленного чтения - основное умение, которое необходимо детям. Это моя глубокая убежденность, поэтому на каждом уроке литературы использую разные приемы, методы из технологии работы над текстом. Благодаря этому, старшие школьники с удовольствием читают «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевкого, «Войну и мир» Л.Н.Толстого, «Мастера и Маргариту» М.Булгакова, «И дольше века длится день» Ч.Айтматова и других. Интересно то, что уже после окончания школы молодые люди отмечают, какие произведения особенно им запомнились, делятся с тем, что читают сейчас. Это, поверьте, вдохновляет учителя.
- Как быть, если ребёнок совсем не хочет заниматься уроками, учиться?
- К совести ни в коем случае нельзя взывать. Надо показать способы работы, каким образом можно выполнять задачи. Скорее всего, был упущен какой-то момент, ребенку необходимо просто помочь. Желательно родителям совместно с учителем вместе приучать детей умениям делать. Если момент упущен, в старших классах будет сложнее с этим, в средних – нужно уделять больше внимания, педантично работать вместе, приучать. Без ругани и спокойно.
- На Ваш взгляд, какие качества важно развивать школьникам для того, чтобы им легче жилось в «большом мире»?
- Сегодня образование рассматривает принцип формирования мягких навыков в процессе учебной деятельности. Необходимо развивать в детях социальные навыки, которые помогают человеку решать задачи в жизни. А это коммуникация, лидерство, работа в команде, управление людьми, эмоциональный интеллект. Они формируются в детстве и развиваются в течение всей жизни человека.
- Чего не хватает учителям, школе? Какие проблемы существуют?
- Основная задача учителя заключается в обеспечении качества знаний, требуемых от среднего общего образования. Для этого необходимо постоянное развитие профессиональных компетенций, самообразование, поэтому каждый учитель работает над своими дефицитами. Конечно, несмотря на замену компьютеров, мебели, нужно постоянное обновление материально-технической базы школы.
- Вы - заместитель директора по научно-методической работе. Какие направления работы для вас являются приоритетными?
- Модернизация образования требует повышения качества образования. Отдельно надо сказать о молодых учителях. В школу приходят молодые люди, обновляется коллектив. Все принятые на работу люди (до 35 лет) обучаются в школе молодого педагога. Их сейчас 11 человек. Есть программа, направленная на профессиональное становление и развитие молодых коллег. Вместе проектируем уроки, работаем над развитием личностных качеств. Это уже третья группа (программа рассчитана на три года). Молодые люди успешно работают, добиваются высоких результатов. В данное время апробируем дистанционные сетевые события. Это возможность нашим учителям поделиться опытом, увидеть интересное в работе коллег.
У нас также создан центр цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Здесь школьники сами выбирают себе внеурочные занятия, учатся выполнять исследовательскую и проектную работу. Дружный и работоспособный коллектив нашей школы под руководством директора Болота Баировича Моритуева успешно справляется с задачами, стоящими перед нами. 
- Профессия учителя будет востребована в будущем, как думаете?
- Конечно. Учитель был и останется для детей старшим товарищем, помощником, наставником, помогающим в определении образовательной траектории. Конечно, чтобы образование было эффективным, сам процесс обучения должен нести высшие общественные ценности. Очень важно эффективно воспроизводить культурный и интеллектуальный потенциал нашего общества, обеспечивая передачу знаний от поколения к поколению, сохраняя и развивая  национальные традиции. Считаю, что это задача и всего педагогического сообщества. 
- Бальжин Жамсарановна, расскажите о себе, Вашей семье. 
- Я родилась в 1955 году в с.Чиндалей Дульдургинского района в семье Насака Жамсаранова. Папа работал агрономом колхоза, затем – табунщиком. За 22 года работы ежегодно получал 80 жеребят от ста конематок, особое внимание уделял развитию и умножению табунного поголовья. Благодаря ему, в округе была сохранена местная порода лошадей, отличающаяся своей природной курчавостью. Мама, как я уже сказала, была настоящим учителем, основателем педагогической династии. Скорее всего, поэтому мы  стали учителями. Мой брат Баясхалан работал учителем физики Токчинской средней школы, его жена Инна Ульзутуевна - учителем русского языка и литературы. Сестра Бутит - учитель начальных классов Чиндалейской средней школы, её муж Дамдинжаб Цыбенович Доржиев - директор школы. Мой муж Дашидондок Дондоков окончил Московскую ветеринарную академию, работал ветеринарным врачом, журналистом, тренером-преподавателем по шахматам Дульдургинского Дома детского творчества. Дочь Цырма - преподаватель истории в городе Улан-Удэ. Зять Эрдэни- индивидуальный предприниматель. У нас двое внуков.
- Как Вы любите проводить свободное время?
- Свободного времени бывает мало. Нравится работать над образовательными проектами, читать книги, не только художественные, но и научно-популярные. Особый интерес у меня вызывает педагогическая литература. Люблю готовить, заниматься огородом, то есть тем, чем занимается любая хозяйка. Учитель русского языка и литературы просто обязан не только читать и перечитывать русскую классическую литературу, произведения забайкальских поэтов и писателей, но и знать новинки. Нравится читать местные газеты. Нам необходимо, чтобы их читала и молодежь. 
- Поделитесь профессиональными планами на ближайшее будущее. 
- Реализовать интересные проекты в школе, направленные на формирование современных компетенций у школьников. Главное - развивать с моими коллегами профессиональные умения, чтобы каждый учитель овладел современными технологиями для повышения качества образования. Вызовы времени таковы, что необходимо учиться и переучиваться, развиваться самим и быть интересными детям.
- Спасибо за беседу.

Елена АБИДУЕВА. 

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES