Баир Жалсанов: «Главная задача - сохранить наш прекрасный язык»
С недавних пор наш земляк Б.Б.Жалсанов трудится на ниве регионального образования в Республике Бурятия в должности исполняющего обязанности министра. По приезду в родные «пенаты» Баир Баторович Жалсанов стал гостем редакции нашей газеты, рассказал о своей работе и поделился с земляками планами на будущее.
- Баир Баторович, расскажите, пожалуйста, о себе, своих родителях. Где и как прошло Ваше детство?
- Родился я в 1975 году в селе Судунтуй в учительской семье Батора Жалсановича и Ганжитмы Цыреторовны Жалсановых. Я – старший сын в семье, вслед за мной родились сестра Марина и брат Жамбал. Наши родители, можно сказать, всю жизнь посвятили образованию, проработав в Судунтуйской средней школе. Мама также многие годы была директором школы, заслуженный учитель РФ. Отец начал трудовую деятельность в колхозе, потом более сорока лет учил детей труду, машиноведению. Был и заведующим интернатом. В общем богатая и интересная биография жизни у нашего папы. Ныне родители на пенсии, занимаются воспитанием внуков и внучки.
Жизненные обстоятельства сложились так, что с двух с половиной лет я жил и воспитывался у бабушки Долгор, мамы моего отца, которую мы все называли ласково «залуу эжы», т.е. молодая мама. Может быть, потому у меня неплохие знания бурятского языка, тяга к изучению традиций, обычаев родного народа.
Детство мое было счастливым и светлым. Часто вспоминаю события из этого периода жизни. Мы все жили вместе с бабушкой Долгор, прабабушкой Янжимой и бабушкой Долсон. Одним словом, меня дружно воспитывали, помимо моих родителей, еще две бабушки и прабабушка Янжима, которая дожила до ста лет. Еще большую лепту в моем воспитании на родном языке внесли наши соседи, бабушки Борогшон-абгай, Байгармаа-абгай, Пагма-абгай, Мункоодэй-ахайтан, Цырендоржи-ахай. С особой теплотой и нежностью вспоминаю их дружные беседы за кружкой зеленого, густого чая с молоком. Интересное и доброе было тогда время. Не сказать, что сейчас мне много лет, но вспоминаются дет-ские годы как далекие, но в то же время до боли близкие, теплые сердцу. Мне кажется, и люди в то время жили несколько другие - открытые, добродушные. Школьные годы промчались быстро. Вроде бы только вчера впервые переступил порог родной альма-матер, а в этом году мы уже отметим 25-летие со дня окончания Судунтуйской средней школы.
В 1992 году я поступил в БГПИ имени Доржи Банзарова (ныне – БГУ), на факультет бурятской филологии, по специальности «Учитель бурятского языка и литературы». Получив высшее образование, вместе с моей супругой Гунсэмой, с которой мы познакомились и поженились в студенчестве, приехали ко мне на малую родину. Устроились на работу учителями в Судунтуйскую среднюю школу, я преподавал бурят-ский язык и литературу, а Гунсэма работала учительницей русского языка и литературы. На малой родине у нас родился сын.
- Насколько мне известно, потом Вы уехали обратно в Бурятию. Почему?
- Действительно, в 2000 году мы были вынуждены переехать в Улан-Удэ. Тяжело заболела жена. Должны были находиться под усиленным наблюдением врачей. К сожалению, медицина оказалась бессильной, и в 2001 году моей Гунсэмы не стало. Тогда для меня и моего сына, родных и близких наступил тяжелый период. До сих пор вспоминаю то время с содроганием. Большое «спасибо» моим родителям, друзьям и близким, которые в трудные годы моей жизни всегда были рядом и окружали нас с сыном Булатиком добротой и любовью. Во многом благодаря такой сильной поддержке, мне удалось справиться с этим ударом судьбы и найти в себе силы жить дальше и «поднимать на ноги» своего сына, несмотря ни на что.
В какой-то момент я понял, что безвольное существование, а, тем более, затухание, будет предательством с моей стороны по отношению к Гунсэме, к ее памяти.
Именно в этот момент на нашем с сыном жизненном пути встретилась красивая и добрая девушка Женя, ставшая мне супругой, а сыну Булату – мамой. Чуть позже родился наш младший сын Тумэн.
Живем мы дружной семьей, деля пополам все радости и горести, успехи и неудачи. Евгения Владимировна – настоящий друг, любящая и любимая жена и мама.
- Наверняка у Вас много друзей?
- Надо сказать, что мне всегда везло и везет с друзьями. В студенческие годы мы ребята из разных уголков этнической Бурятии хорошо подружились. Видимо, судьбе было так угодно, что друзья студенчества стали такими же близкими, как и одноклассники. Более того, мы не только дружим, но и на протяжении многих лет работаем в одной сфере - в образовании, и решаем одни и те же задачи. Одна из главных – сохранить и передать подрастающему поколению наш прекрасный родной язык.
- Расскажите о своем педагогическом и карьерном пути от учителя до министра образования Бурятии.
- Вообще надо сказать, что нашу семью, особенно по материнской линии, можно назвать педагогической династией. Наш дед Цыретор Раднаев, мамин отец, был грамотным человеком, с 12 лет работал в колхозе, параллельно был одним из активных «ликвидаторов безграмотности». В те времена партийные работники осуществляли пеший обход сел и поселений с целью обучения населения грамоте. Так мой дед дошел в свое время и до Забайкальских степей. Работал долгое время председателем колхоза. Кстати, одна из центральных улиц в селе Ацагат Заиграевского района Бурятии названа его именем. Поэтому выбор моей будущей профессии был предрешен. Во время проживания в Судунтуе активно развивалось молодежное движение. Старались разнообразить культурно-досуговую жизнь, и мне кажется, у нас это получалось неплохо. По крайней мере, многие из наших сверстников до сих пор с теплотой вспоминают те времена.
Затем, в начале 2000-х, мы переехали в Улан-Удэ. Я работал на БГТРК, сначала на радио, потом на телевидении. С 2003 года перешел на работу в министерство образования и науки Республики Бурятия. Занимался вопросами национальной политики в области образования.
В 2005 году мне предложили продолжить свою работу в качестве директора Республиканского бурятского национального ли-
цея-интерната №1. Я проработал директором этой школы около десяти лет. Хочу сказать, что благодарен судьбе и Сергею Дашинимаевичу Намсараеву, бывшему министру образования и науки Бурятии, его заместителю Евгении Дамбиевне Чимитовой, за то, что связали мою жизнь с этой школой.
В 2014 году указом главы Рес-
публики Бурятия В.В.Наговицына я был назначен на должность заместителя министра образования и науки Республики Бурятия. С сентября 2016 года по сей день исполняю обязанности министра образования и науки Республики Бурятия.
- Расскажите более подробно о знаменитом бурятском ли-
цее-интернате №1.
- О нем можно рассказывать долго. Эта школа – единственная в мире, где дети обучаются и воспитываются в духе лучших традиций и обычаев бурятского народа.
Благодаря этой школе нашли дорогу в жизнь не одно поколение детей из всех районов Бурятии, Усть-Ордынского и Агинского Бурятских округов, Монголии и Внутренней Монголии Китая. Школа была основана в послевоенный период, в 1946 году. Изначально располагалась она в здании нынешней Бурятской гимназии №29. Рассчитана была на 200 детей. А сейчас в лицее-интернате обучаются около 700 детей.
Более тридцати лет при школе работает детская школа искусств, цирковая школа, а также школы бокса, вольной борьбы и т.д. В целом проводятся кружки и секции по 40 направлениям. Это и придает школе особый статус. Не выходя за пределы школы, дети имеют возможность развиваться по всем необходимым для человека направлениям, с учетом национально-регионального компонента содержания общего образования. Полагаю, что это самое главное в формировании этнического кода для подрастающего поколения. Человек с детства должен знать и понимать культуру своего народа. Только через любовь и уважение к культуре своего народа человек может понимать и принимать культуру других этносов.
- Какова ситуация в образовании Бурятии?
- Как и у всех регионов, есть свои трудности и успехи. Если кратко сказать, то образование республики сегодня представляет около 1000 образовательных организаций всех уровней, где воспитываются и обучаются более 200 тысяч детей, учащихся и студентов. В сфере образования трудятся 34,5 тысячи человек. Образование - самая крупная отрасль в республике. Ежегодно расходуются на образование более одной четверти средств всего республиканского бюджета. Есть достижения у наших детей на олимпиадах, конференциях и конкурсах как российского, так и международного уровней. Решаются проблемы материально-технического, кадрового обеспечения, реализация государственных стандартов, повышение качества образования, обеспечение равного доступа к образованию детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья.
- Какие перспективы в развитии образования Бурятии?
- Говоря о перспективах, надо сказать, конечно, об открытости и доступности дошкольного образования. Несмотря на принятые меры, в республике все еще сохраняется очередь в детские сады. Мы работаем над развитием государственно-частного партнерства в этой сфере. В общем образовании, наряду с вопросами, касающимися реализации стандартов, уделяем особое внимание строительству новых школ. Мы должны ликвидировать трехсменное обучение, ветхие и аварийные школы. Новая форма аттестации педагогических работников также будет в приоритете. В сфере среднего специального образования - создание специализированных центров компетенций по 50-ти востребованным специальностям, развитие движения Worldskills (повышение престижа рабочих профессий и развития навыков мастерства), дуального образования (вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теория в образовательных учреждениях), вопросы инклюзивного образования на всех уровнях также мы ставим «во главу угла». В высшем образовании, наряду с повышением качества подготовки кадров, мы работаем над созданием опорных вузов в рамках федерального конкурса. Поддержка молодых ученых также является приоритетом. Большое внимание будет уделяться развитию технических направлений - будем в ближайшее время создавать детский технопарк по пяти перспективным направлениям (авиа-, био-, робо-, техно- и автокванториумы).
В целом я смотрю в будущее оптимистично. Наша задача - не сбавляя скорости, поднимать качество и престиж образования Бурятии. Мы будем работать над тем, что бы наши дети были лучше нас, чтобы в их руках малая родина и наша страна процветала и развивалась.
- Сотрудничает ли министерство образования и науки Респуб-
лики Бурятия с образовательными учреждениями Агинского округа?
- Да, конечно. Есть школы, которые на регулярной основе с давних лет осуществляют обмен учащимися, учителями. Учащиеся Агинского округа постоянно выезжают на олимпиады по бурятскому языку, проводимые совместно с традиционной Сангхой России. Учителя пробуют свои силы на республиканском конкурсе «Эрхим багша». В прошлом году данный конкурс проходил впервые на международном уровне. Отныне, раз в два года «Эрхим багша» будет проходить на международном уровне, с участием учителей Монголии, Внутренней Монголии КНР, Усть-Ордынского и Агинского Бурятских округов. Кроме этого, наши дети динамично общаются в межрегиональных мероприятиях по художественно-эстетическому, спортивному, научному направлениям. И такую интеграцию мы будем в дальнейшем развивать.
- Как обстоят дела с развитием бурятского языка в школах Бурятии? Были слухи о запрете изучения…
- Никакого запрета изучения бурятского языка в школах, конечно, нет. На сегодня в 352 школах (75 проц. от общего количества школ) изучают бурятский язык 63 тысячи детей, что составляет 48 проц. от общего количества школьников. Правительством Республики Бурятия поставлена задача к 2018 году во всех школах республики обеспечить условия для изучения бурятского языка. Для этого в бюджете республики уже в этом году предусмотрены средства на подготовку десяти и переподготовку 87 учителей бурятского языка. Ежегодно в рамках государственной программы «Развитие и сохранение бурятского языка» выделяется более 30 миллионов рублей. На эти средства мы издаем учебники, проводим мероприятия, конкурсы и так далее. Также оснащаются кабинеты бурятского языка современной компьютерной и мультимедиа техникой. Уже третий год совместно с Бурятским научным центром проводим социологические исследования функционирования бурятского языка в школах и дошкольных учреждениях республики. В этом году эти исследования пройдут в Агинском, Усть-Ордынском Бурятских округах, Монголии и Внутренней Монголии КНР, где компактно проживают буряты. К сведению читателей скажу, что по предварительным данным, в школах Бурятии обучаются около 46 тысяч детей бурят. Из них владеют бурятским языком всего 16 тысяч детей (34,8 проц. детей), т.е. две трети наших детей от шести до 18 лет не знают своего языка. Ситуация в дошкольных учреждениях еще хуже. Думаю, что в Агинском округе этот показатель будет лучше. Но, тем не менее, мы наблюдаем тревожную картину. Поэтому мы, проделав эту кропотливую работу, будем иметь «точку отсчета» уровня владения родным языком подрастающего поколения Бурятии.
Зорикто Олзоев.