Автостанция встречала и провожала пассажиров
В последнее время мы увлечены старыми фотографиями, которыми с нами поделились Агинский национальный музей
имени Гомбожаба Цыбикова и филиал Государственного архива Забайкальского края в посёлке Агинское, а также известный фотограф Дарима Цыбенова.
Фотоснимки прошлого, запечатлевшие на фотобумаге историю Агинского округа, вдохновляют нас на продолжение рубрики «По памятным местам», которая уже полюбилась нашим читателям, интересующимся краеведением. К слову, нам важно, чтобы вы делились своими воспоминаниями, впечатлениями, знаниями, которые помогут нам дополнить точную картину памятных мест Агинского округа.
До развития сети грузовых и пассажирских перевозок по округу и за его пределы тогдашние жители не испытывали по этому поводу особых неудобств – под седлом верный конь, который домчит тебя куда угодно, а наличие гужевого транспорта позволяло перевозить необходимые объёмы полезных грузов. Наши предки в этом плане не были привередливыми, суровые условия, в которых они росли, могут нынче напугать многих. Но с течением времени, завершением восстановления народного хозяйства страны от последствий Великой Отечественной войны на первый план выходит мобильность доставки уже упомянутых полезных грузов, чьи объёмы резко возросли с выходом на полную мощность станции Могойтуй, развитием разветвлённой сети дорог местного значения (пусть и гравийных), началом строительства социальных объектов, жилья, ростом колхозов и совхозов, увеличением посевных площадей. Да и в наш округ в 50-60-е годы потянулись люди, приехавшие в агинскую степь по зову сердца переселенцы из западных районов или специалисты по направлению. Теперь стало важно удовлетворить потребности в комфорте и пассажироперевозок, а значит, крупные населённые пункты нуждались в автостанциях, откуда житель округа мог беспрепятственно совершить рабочую, деловую или в гости к родственникам поездку на автобусе, не трясясь и глотая пыль в кузове грузовика.
Дело сдвинулось в марте 1967 года, когда на должность руководителя Агинского АТП заступил Даши Гомбоевич Жамсаранов, бывший председатель правления колхоза «Путь Ильича» Могойтуйского района, награжденный орденом Ленина. Именно с именем Даши Гомбоевича и председателя окрисполкома, депутата Верховного Совета СССР трёх созывов Бадмы Цыреновича Цыренова началось становление автотранспортного предприятия, его подъем и перемены. По их инициативе были сооружены жилые двухэтажные дома, гаражи, административное здание и автостанция на западной окраине посёлка Агинское, где были гостиница, буфет. Открыли столовую для работников предприятия, которые вывели сервис услуг на новый уровень, а автобусный парк начал пополняться новыми на тот момент автобусами марки ЛиАЗ-677, получивший название в народе «Луноход», что было связано с его плавным движением, без тряски. Пассажирам казалось, что они плывут по воде. Секрет плавности заключался в гибкой подвеске. Для удобства отъезжающих возле автостанции установили киоск «Союзпечать», где они могли приобрести газеты, журналы, мелкую галантерею, сувениры. Подождать своего рейса можно было в зале ожидания, изредка поглядывая в окна, чтобы не «проморгать» свой автобус.
«Луноход» номинальной вместимостью в 77 пассажиров располагал 29 сидячими местами и ездил по маршруту «Агинское-Чита», поэтому молодёжь из числа студентов нередко ехала в положении стоя, считая километры и переминаясь с ноги на ногу. Такое положение вещей никого не смущало, терпели, главное, добраться до города или вернуться домой, особенно в праздники. По сёлам курсировали ПАЗики, не отличавшиеся мягкостью и плавностью хода, но на грунтовках и «гравийках» трясти будет даже в суперкомфортном автобусе. Поэтому на сельские маршруты запускались эти «рабочие лошадки». Перед Московской Олимпиадой в целях повышения комфорта в сфере пассажироперевозок у нас в Агинском появились первые венгерские автобусы «Икарус» двухсотой серии. Это был принципиально новый транспорт с повышенным комфортом, скоростью передвижения, экономичностью и надёжностью. Поэтому детвора, подперев подбородок ладошками, жадно вглядывалась в окно автостанции, гадая какой автобус администрация АТП «выгонит» на рейс. Если это был красный «Икарус», неспешно «заруливавший» на площадку перед зданием автостанции, то ребятня срывалась с места, стараясь как можно скорее сесть в сие чудо зарубежной, но социалистической автопромышленности. Но и поездка в село к родственникам на жёлтом пузатом ПАЗе также радовала детей, каникулы в деревне у бабушек и дедушек – лучшее время детства, а сельские ребята с удовольствием приезжали в «город Агинское» - посоревноваться, посетить магазины, музей. И что важно, автобусы выезжали точно по времени, объезжали все сёла – большие и малые, несмотря на наличие пассажиров, понятия «нерентабельно» не было и в помине. А все расписания движения по маршруту, графики, финансовые отчётности водителей автобусов составлялись и производились на автостанции. Также отсюда выезжала жёлтая «Волга» ГАЗ-24 с контролёрами, которые могли остановить любой автобус и проверить правильность продажи и наличие билетов у пассажиров. «Коррупция» здесь пресекалась на корню. Сегодня в некогда красивом, стеклянном «аквариуме» автостанции после реконструкции расположились театр «ДалиТЭ» и кафе «Харбин».
З.Петров.
Фото из фонда Агинского национального музея им.Гомбожаба Цыбикова.