Автомобили, автомобили Буквально все заполонили...
Великий писатель Антон Павлович Чехов некогда запечатлел на бумаге свое воспоминание о столице Агинского округа в его путешествии по Сибири, охарактеризовав Агинское как маленькое селение с двумя рядами улиц и двумя бакалейными лавкам. Так вот. вряд ли мастер короткого рассказа предполагал, что в будущем поселок Агинское разрастется, и его улочки заполонят «железные кони», затрудняя передвижение друг другу и осложняя жизнь пешеходам, обреченным постоянно озираться по сторонам, дабы не угодить под колеса транспортного средства.
Наиболее точно в музыкальном творчестве место автомобильного транспорта в жизни общества и его наплыва отражено в песне ВИА «Веселые ребята» «Автомобили». Из песни слов не выкинешь, и в данной композиции имеются такие замечательные изречения, ставшие злободневными и в нашем округе: «..наверно, скоро мы ходить разучимся, уже привычка ездить в нас живет, пройти пешком всего два шага мучаемся...», «…автомобили, автомобили, буквально все заполонили…», «...как аромат вдыхаем мы бензин…». И в этой статье мы хотим предложить пути решения, например, с парковочными местами в центральной части окружного центра.
Для начала обратимся к количеству зарегистрированных автомобилей в округе. На начало 2017 года в округе числится 23201 единица транспортных средств, из них в Агинском районе – 5255 авто, в Дульдургинском районе – 4575 автомашин, в Могойтуйском – 7711 автомобилей, в поселке Агинское – 5660 железных средств передвижения. Анализируя полученные данные и учитывая численность населения округа, мы подсчитали, что практически каждый третий житель нашего округа имеет и, соответственно, передвигается с его помощью по просторам и весям нашего родного округа и не только. Та же картина и по поселку Агинское, где у каждого третьего имеется автомашина.
Многие из жителей поселка Агинское наверняка замечали, насколько узки и извилисты наши улицы, не рассчитанные на наплыв большого количества автотранспорта. По нашим наблюдениям, движение наибольшего числа автомобилей в столице округа фиксируется по утрам, в дообеденное время и вечером в осенне-весенний период года, то есть, когда горожане стремятся скорее отвезти детей в школы и успеть на работу. В указанное время поток автомобилей сравним с автотрафиком в «часы пик» в крупных городах, с их многокилометровыми пробками. Что в дальнейшем ждет и наш поселок. Также вызывают вопросы культуры вождения наших жителей и культуры вообще, нередки случаи, когда водители необоснованно превышают скорость, «подрезают», не пропускают пешеходов на переходе, неправильно паркуются и так далее, что не способствует безопасности на дорогах и образует небольшие заторы на отдельных участках улиц поселка Агинское. Второе – это проезд автомобилей, особенно в утренние часы, по переулку Пионерский и проулку возле северной части парка культуры и отдыха, соединяющему улицы Степная и Юннатская, которые не рассчитаны на встречное движение большого числа автомобилей. Тем более, по этому переулку дети идут в школу, а родители ведут за руку своих чад до детского сада «Солнышко». Понятно желание водителей сэкономить время и топливо, дабы не делать крюк через улицу Комсомольская, но стоит ли оно того? Ведь таким образом они затрудняют движение даже не себе, а школьникам, постоянно рискующим получить травмы.
Следующая проблема - это парковка в деловой части поселка Агинское, в простонародье получившей емкое название «центр», где в дневное время автомобилям буквально не протолкнуться, в особенности по улицам Бадмы Цыренова, Г.Цыбикова, Татаурова, возле магазина «Читинка», Бадмажабэ, возле уже упомянутого детсада «Солнышко» и двух средних образовательных учреждениях – АСШ № 1 и гимназии.
По поводу парковочных мест ситуация двоякая: с одной стороны, муниципалитет (в нашем случае - городской округ «Поселок Агинское») не обязан строить парковочные места, тем более для длительного пребывания – это обязательство для общественного застройщика при зонировании так называемой общественно-деловой зоны, куда входят административные, научные, учебные, торговые, выставочные, спортивные и другие учреждения как в пределах города, так и вне его. Так вот, согласно пункту 6.5 СНИП (строительные нормы и правила) «Градостроительство и застройка городских и сельских поселений» гласит, что при размещении, то есть постройке здания в общественно-деловой части учитывается необходимость устройства автостоянок большей вместимости. А если муниципалитет задумается о постройке бесплатной парковки, то строительство будет осуществлено за счет бюджета. Зонирование и количество парковочных мест в жилой зоне определяется застройщиком, исходя из соображений прибыли - будут ли эти места востребованы, то есть, проще говоря, купит ли их конечный потребитель. Обустройство бесплатной парковки застройщика жилых домов мало интересует. С другой стороны, парковки в окружном центре крайне необходимы так же, как и регулирование движения по узким переулкам или же его полный запрет, тем более центральная часть поселка изначально развивалась как жилой массив, и здесь мало места, пригодного для масштабного строительства. Ситуацию может спасти продажа муниципальной собственности в виде пустующих участков, как, например, на углу улицы Комсомольская и улицы Татаурова (где ранее располагался детсад «Багульник» и Дом пионеров) под общественную застройку. Как пояснили в городском округе «Поселок Агинское», участок по улице Б.Цыренова (бывший в муниципальной собственности) продан и находится в частном владении с согласованием под общественную застройку. По последним данным, территория выставлена собственником на продажу, то есть процесс строительства общественного здания и соответствующего количества парковочных мест, которое могло бы частично разгрузить переполненные обочины дороги по данной улице, теперь не ясен и не определен. А участок бывшего Дома пионеров хоть и был выставлен на продажу, но желающих приобрести его не нашлось – сейчас там санкционирован загон для самовольно пасущегося в центральной части крупного рогатого скота.
Как нам пояснили в администрации ГО «Поселок Агинское», «городской округ при согласовании порядка продажи муниципальной собственности под общественную застройку согласовывает с застройщиком всю систему проездных путей, стоянки автотранспорта и так далее. Если застройщик не предоставил гарантии соблюдения строительных норм и правил, то ему, в соответствии с этим, не выдается разрешение на постройку и наоборот - предоставил проработанный план строительства, ему выдается разрешение, и в дальнейшем мы контролируем исполнение обязательств по данному вопросу. Есть и обратная сторона: если не позволяет площадь под общественную застройку – к примеру, кафе, мы не можем требовать у застройщика обязательного обустройства парковки. На сегодняшний день разрешение данной проблемы не в приоритете. Главными являются урегулирование ситуации с водоснабжением, водоотводом дождевых (ливневых, талых поверхностных вод), канализацией и городской свалкой».
А идея с платными автостоянками в столице округа утопична вследствие российского менталитета – нежеланием добровольной уплаты за «ненужную» услугу и падением платежеспособности населения в целом и автовладельцев в частности.
Зорикто Олзоев.