Августейший визит в Забайкалье
В 2021 году исполняется 130 лет как в Забайкалье впервые побывал будущий император России цесаревич Николай. Впервые жители области смогли ощутить себя частью империи. Народная память хранит добрые воспоминания о многих правителях России. Таким был император Николай II. Будучи цесаревичем, он получил образование и отправился в турне по странам Европы. Обратный путь его лежал через Египет, Индию, Цейлон, Сингапур, Китай, Японию, Восточную Россию, через Сибирь. Это далекое путешествие освещал публицист, путешественник, ученый Эспер Эсперович Ухтомский, включенный в свиту будущего императора России. Благодаря его записям мы знаем, что во время этого путешествия цесаревич Николай проявил себя не только как хозяин, но и как уважительный гость.
Длительные поездки по зарубежным странам стали важной частью обучения членов российского императорского дома еще со времен Петра Первого с его Великим посольством в Европу. По укоренившейся традиции все русские наследники, начиная от Павла Первого и до Александра Третьего, завершив курс наук, отправлялись в путешествие. Чаще всего путешествий было два: большое - по России, чуть поменьше - по Европе. На этот раз для Николая планировалось совершенно необычное, грандиозное, морское и сухопутное турне, которое объединило оба путешествия. Длившееся 300 дней, оно было беспрецедентным. Для современников в России и за рубежом была очевидна политическая и символическая важность его направленности на Восток. Именно во Владивостоке будущего самодержца ждала главная миссия его путешествия — закладка Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути (будущего Транссиба). Великой дороги, которая по замыслу императора Александра Третьего, соединила две России - европейскую и тихоокеанскую.
Грандиозное путешествие началось 23 октября 1890 года. 11 мая 1891 года наследник престола со свитой прибыл во Владивосток. Путь по России пролёг через многие крупные населенные пункты Дальнего Востока, также через Сретенск, Нерчинск, Читу, Иркутск и занял около двух месяцев. Путешествовал он на пароходе по Шилке, в коляске и верхом на лошади, посещая различные населённые пункты Забайкальской области. В крупных городах для приема высокого гостя были выстроены триумфальные арки.
Жители г.Сретенск встретили цесаревича торжественно: станица была нарядно убрана, путь был усыпан цветами. Городская депутация преподнесла цесаревичу хлеб-соль и образ святого Николая Чудотворца. Он уделил время школьному образованию: посетил двухклассное училище, где казачата старались «показать свое искусство: кто пилил, кто строгал, кто долбил, кто закаливал в горне свои изделия». Мастерские были в полном ходу и вызвали одобрение августейшего путешественника. Почетный блюститель училища, отец благочинный Милетий Прянишников удостоился благодарности и получил от наследника золотые часы и деньги в фонд училища. Тысячная толпа провожала цесаревича на пароход под могучее «ура».
14 июня 1891 года путешественники прибыли в Нерчинск. Ухтомский приводит факты приветствия цесаревича в старейшем городе Забайкалья. Высокого гостя торжественно встретили у арки, затем на городской площади, где был выстроен почётный караул девятого пешего казачьего батальона. Августейший атаман принял рапорт от казаков, изволил обойти фронт сотни, милостиво всех похвалив. Цесаревич высоко оценил Нерчинский музей, вручив награду в 500 рублей настоятелю, которые были пущены на развитие музейного дела. После было посещение Софийской женской прогимназии, где Его Императорское Высочество пожелал прослушать пение. Ученицы исполнили гимн, попросив у августейшего гостя что-либо на память. Ухтомский отмечает, что данный цесаревичем платок был моментально разорван на мелкие куски. Этот день, памятный Нерчинску, завершился блистательно: по всем улицам в окнах домах были зажжены свечи и освещены транспаранты с именем Его Высочества. Народ до полуночи не расходился от дома Д.Бутина, прогуливаясь по улицам и в сквере.
Агинская степная Дума устроила торжественную встречу своему дорогому гостю на станции Турино-Поворотное (Карымский район). После торжественной церемонии с вручением хадака царский кортеж в сопровождении всадников, вооружённых луками и стрелами, направился к юрточному городку. Солнце близилось к закату, когда Его Императорское Высочество подъехал к устроенному для него агинскими бурятами павильону и раскинутыми вокруг юртами. Поздоровавшись с чинами Турино-Поворотной конвойной команды, казаками и сотнею казачат, наследник цесаревич принял приветствие помощника тайши Зодбоева и заседателя степной Думы Жиана Бодина, поднесших на серебряном блюде хлеб-соль, и затем отправился на прогулку по городку. По пути стояли родовые гербы и другие почетные инородцы. Особо назначенный почётный бурят нёс по древнему восточному обычаю зонт над царственным гостем.
Среди юрт по своим размерам и особой отделке выделялась белая (на снимке), предназначенная цесаревичу в подарок. Поблагодарив бурят за приём и подарок, Его Императорское Высочество пожелал переночевать в юрте. В ней находилась вся обстановка богатого бурята, направо от входа была поставлена кровать с шёлковым покрывалом над нею, против входа находилось особое сидение в виде трона с высокой спинкой, а над сидением особый навес, налево от входа был поставлен столик для бурханов (богов), с разными серебряными предметами для жертвоприношений. По углам стояли бурятские сундуки, разная утварь, пол юрты был устлан коврами.
17 июня довольно рано все уже были на ногах, так как в честь цесаревича был устроен спортивный праздник «Эрын гурбан наадан». Агинцы показали цесаревичу народную борьбу (на снимке) и конные скачки. Лошади, управляемые бурятами-мальчиками, были пущены вдоль по дороге со стороны станицы Маккавеевская. Лошадь, прискакавшая первая, по бурятскому обычаю должна была стать трофеем цесаревича. Победителем на скачках стал всадник Батхаев, он был писарем Думы. После скачек Батхаев по-бурятски прочел особое похвальное слово Его Императорскому Величеству, затем рассказал про своего скакуна, после чего наследник цесаревич подарил эту лошадь победителю. Все остальные призеры и победители тут же награждались цесаревичем золотыми полуимпериалами и серебряными рублями.
К обеду соревнования закончились, в украшенный флагами павильон был приглашен помощник тайши и заседатель Думы Жан Бодин для трапезы. Во время обеда всё было освещено разноцветными шкаликами, кругом горели огромные костры. Чтобы показать агинским бурятам своё царское расположение к инородцам Забайкалья, Его Императорское Высочество сделал совместную фотографию (на снимке).
Перед отъездом были вручены награды и подарки: тайше Зориктуеву - золотая медаль, Зодбоеву, Жиану Бодину, Дылгыру Галсанову, Доржи Юмсунову, Юндуну Сандакову, Ленхово Санжиеву, Базару Содонову, заседателю Намдаку Дылыкову, Базару Цыбикову, Доржи Очирову - серебряные медали для ношения на шее. Также были подарены 500 рублей за прекрасное угощение от бурятского народа. Позже было написано, что цесаревича поразило бесстрашие степных наездников, показавших ловлю и объездку диких лошадей, стрельба из лука и национальная борьба. Подарок в виде белой юрты от бурятского народа был увезен с собой.
Посещая проездом Забайкалье, будущий император России по пути следования посетил наиболее значимые населенные пункты. Он был очень близок к народу, имел терпение выслушивать приветственные адресы, посещать общественные заведения, щедро внося денежные суммы на их развитие. Забайкальцы видели гуманизм цесаревича и, принимая его, платили сторицей своим вниманием. Перед приездом важного гостя строили торжественные арки, ремонтировали дороги, чистили и украшали населенные пункты, обеспечивали его безопасное передвижение, готовили лучшее угощение, женщины устилали его путь цветами и своими лучшими шалями. Проводы во всех населенных пунктах были самыми сердечными, многие плакали. Везде он видел народное ликование жителей российской глубинки.
Подготовила
Маргарита ВОРОНОВА.